Родительское собрание на тему « Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»
консультация (младшая группа) на тему

Марченко Виктория Викторовна

младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatell_goda.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Младший дошкольный возраст

  Родительское собрание на тему « Сюжетно – ролевая игра и её значение

                                в  нравственном воспитании детей»

    Цель:    Выявление условий правильного воспитания детей в игре, оказания конкретной помощи семье.    

             Текст выступления педагога:

      Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении  с  разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомится со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого,  которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет ( например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиями, но и отношениями, чувствами, переживаниями взрослых.  Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

      Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых ( родителей, бабушки и т. д.) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и в семье.

      Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

      Важным педагогическим условием, способствующим направленному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребенка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по – разному: возить строительный материал (например кубики);  превратить в кровать для больного мишки или для его прогулки; использовать как чемодан для кукольной одежды и т. п. В  игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

      Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее его игры.

      Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушки -  их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить у ребенка, для каких игр понадобится игрушка.

      Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают,  что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяют игровой уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках или узлах. Если игрушки ребенка не находятся в поле зрения , он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет ещё планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ребенок может играть только здесь. Он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи.

      Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из – за того, что, наигравшись, ребенок отказывается их убирать.

      Рассмотрим такой пример.

Квартира четырехлетней Машеньки. Игра закончена. Как не хочется после себя убирать игрушки! Каждый раз Машенька чуть не со слезами на глазах проводит в порядок свое игровое хозяйство.

    -  Ну – ка, кто быстрее наведет порядок у себя:  ты или я? – предлагает мама дочке.

- Ты соберешь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Договоримся, чтобы все было сделано как следует, аккуратно. Этот прием не раз выручал маму, и дело обходилось без капризов дочери. С помощью игры можно развить любую игровую ситуацию.

      Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя ,играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Играя с ребенком , следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера влияет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

                                                                АНКЕТА

                       

                             « Игра в жизни вашего ребенка»

 1  Какие  условия созданы для игр ребенка? (наличие игрового уголка, набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка) ________________________________________________________________________

2   Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете их беречь? _________________________________________________________________________

 3  Если у ребенка  среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

         4  Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают?

      __________________________________________________________________________

 5  Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в таких случаях?

__________________________________________________________________________

6  Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   7 Какие вы применяете методы в руководстве сюжетно – ролевыми играми детей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

   8 Если в семье есть  старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли  старшие дети игры?

  _________________________________________________________________________  

            9  Разрешаете ли вы друзьям приходить к вашему ребенку?

       __________________________________________________________________________________

            10 Наблюдаете ли вы, как дети играют ?  Помогаете ли вы налаживать отношения между                            

                  детьми?

       __________________________________________________________________________________

                                        «Советы родителям»

Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно – образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта),  двигательные ( различные каталки, коляски, спортивные игрушки),  строительные наборы ( деревянные объёмные геометрические формы), дидактические ( разборные башенки, пирамидки,  мазаики и т. п.),  игрушки- забавы, полуготовые игрушки (которые можно доделать самому ребенку). Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт,  двигательные игрушки, конструктор. Если сын  не приучен с ранних лет играть сюжетно – образными игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери – техническую игрушку. Отведите удобное ребенку место для игр, найдите время поиграть с ним.  Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво  советовать, подсказывать сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.

    **********************************************************************

  Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, мишке – пример поведения и  отношений к ним ребенка. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, ещё лучше – отдельный игровой уголок. Книги, пластилин, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребенка дома. Эти учебные пособия развивают детское мышление, приучают к  систематическим занятиям, усидчивому труду.

    **************************************************************************            

      Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней  можно играть, подскажите ,как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату,  «пригласите» все игрушки на « день рождения». Поиграйте вместе с ребенком, пригласите по возможности сверстников или детей,  близких по возрасту. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, учите их правилам общения. Совместные  игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся  личности дошкольника.

                                     

               

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему "Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка"

повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».

Родительское собрание  на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме с...

Проект родительского собрания на тему «Сюжетно – ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме сюжетно-ролевой игры и ее значения в нравственном воспитание детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание на тему "Сюжетно -ролевая игра в жизни ребенка"

Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему "Сюжетно -ролевая игра в жизни ребенка" в средней группе

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возрастаЗадачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для...