Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
статья на тему

Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Описание опыта работы.

«Сюжетно-ролевая игра и её  значение в нравственном воспитании детей младшего возраста».

Введение

Актуальность исследования. 

В последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к одному партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека-всё это приводит к различному  рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Потребность в общении друг с другом у ребёнка возникает уже на третьем году его жизни. Исследования отечественных психологов (Леонтьев А.Н, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Так, для детей дошкольного возраста ведущей деятельности является игра.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношении взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребёнком действительности.

 По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребёнок «Живёт» и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Психолог Д.Б. Эльконин даёт такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: « ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношении между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.        

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

          Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в изучении возможности нравственного воспитания дошкольников в сюжетно-ролевой игре и в определении условий протекания данного процесса в условиях ДОУ.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости нравственного воспитания дошкольников средством сюжетно-ролевой игре, в определении комплекса условий, обеспечивающих процесс нравственного воспитания в сюжетно-ролевой игре, а также в опытно-экспериментальной проверке возможности формирования нравственных представлений, чувств и поведения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игре .

         Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование нравственных представлений, развитие социальных эмоций и чувств и воспитание этически ценных способов общения младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской, психолого-педагогической литературы и выявить задачи, содержание, основные компоненты, формы и средства нравственного воспитания дошкольников.

  1. Выявить условия, обеспечивающие успешность социально-нравственного воспитания младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
  2. Изучить и определить уровень сформированности нравственных представлений, чувств и поведения детей младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать методику проведения сюжетно-ролевой игры в соответствии с задачами нравственного воспитания.

         Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; беседы и наблюдения за деятельностью детей; групповой оценочный эксперимент и социометрия; анкетирование; качественный анализ документации; количественный и качественный анализ экспериментальных данных, педагогический эксперимент.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания  дошкольников. 

         В современных условиях, когда идет становление гражданского правового общества, признание приоритета общечеловеческих ценностей, осознание человека как высшей ценности, усиливается внимание к проблеме нравственной культуры личности.

С.Л.Рубан рассматривает нравственное воспитание,  как процесс становления человека как общественного существа, включающий социальное познание, то есть осознание индивидом своего "я" и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, усвоение ценностей, норм, значимых в данном обществе и формирование на их основе ценностных ориентации и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.

1.2. Особенности нравственного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст - это период становления личности. От трех до семи лет складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

         В младшем дошкольном возрасте поведение детей еще неустойчиво, но тенденции к его формированию наметились и развиваются. Волевое начало еще не позволяет ребенку управлять своими эмоциями. Он способен иногда преодолевать свои желания, которые могут привести к ссорам и конфликтам.

         Младший дошкольник понимает, что нужно считаться с интересами своего товарища, терпимо относится к тому, что делает сверстник.

         Дети 3-4 лет уже умеют самостоятельно играть общими игрушками. В своих играх они уже не только манипулируют предметами, а стараются отразить известные им действия.

         Ребенок 3-4 лет еще может удовлетвориться обществом игрушки, но в то же время у него усиливается потребность в общении. Расширяется круг детей, с которыми у малыша складываются определенные эмоциональные отношения. Это связано с большей устойчивостью чувств. Наряду с симпатией (простейшей формой социальных чувств) в детском обществе зарождается чувство товарищества.

         Однако в младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении еще сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстников соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживая и усиливая общее веселье.

         В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя.

         При слушании художественных произведений дети обычно правильно оценивают поступки героев, рассказывают, как они поступили бы в той или иной ситуации, однако в реальной жизни нравственные поступки еще отходят на второй план, дети не спешат делиться игрушками, конфетами, часто возникают конфликты.

         Дети четвертого года жизни неосознанно обращаются к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В их сознании пока отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности.

         Образ Я складывается у ребенка постепенно. Процесс осознания образа начинается с того времени, когда дошкольник говорит о себе в первом лице: «Я хороший. Я хочу. Я сделал». Представление о себе у ребенка  формируется на основе представлений о других, оценок воспитателя, связанных с суждениями о нравственных проявлениях. Психологические исследования показывают, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям. Сюжетно-ролевые игры  способствуют формированию нравственного поведения.

         Нравственное развитие ребенка 4-5 лет связано с накоплением опыта поведения, основанного на правилах вежливости. Он стремится быть хорошим, похвалу воспитателя. В то же время ему небезразлично, если  товарищи проявляют к нему внимание, помогают, приглашают поиграть. Это усиливает потребность в общении со сверстниками. Если общение почему-либо не складывается, ребенок испытывает дискомфорт, но понять, почему не налаживается контакт, не может. Некоторые дети проявляют грубость по отношению к товарищам.

         Пятый год жизни отмечается приобщению детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Дети в большинстве случаев в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками.

         На пятом году жизни, несмотря на силу влияния взрослого, дети реже обращаются к воспитателю за советом, т.к. умеют уже самостоятельно решать некоторые проблемы взаимоотношений. Это свидетельствует об определенном уровне складывающихся коллективных взаимоотношений, умении самим решать возникающие недоразумения. Товарищеские взаимоотношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в изобразительные, устойчивые дружеские отношения, проявляющиеся уже на четвертом году жизни, постепенно оформляются в избирательные, устойчивые, дружеские отношения. Важно обращать на это внимание, привлекать для образца конкретные жизненные примеры, художественную литературу.

         В 4-5 лет у детей начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен».

         На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его суждение о себе становятся все более развернутыми. Ребенок начинает осознавать себя, свое положение среди взрослых и сверстников.

         При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 4-5 лет проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю. Дети приветливо, легко вступают в общение, проявляют доброту.

         Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими. Растет желание ребенка посочувствовать, утешить, успокоить товарища. Воспитатель должен поддерживать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу.

         Однако, эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социально ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

         

1.3. сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольников.

         В игре проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

         Само содержание игры, ее сюжет и правила оказывают влияние на формирование нравственных отношений между детьми (Л.В. Артемова), способствуют углублению и закреплению представлений о нравственных нормах поведения (С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк). Наряду с предусмотренными сюжетом отношениями, в игре существуют и отношения между детьми как партнерами по поводу ее организационно-деловой стороны. Именно им
придается первостепенное значение в становлении детского коллектива, в формировании нравственных качеств личности, создании благоприятного эмоционального микроклимата в игровом объединении. В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, или соперников.

         В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

         В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Игру недаром определяют как школу социальных отношений. Беря на себя роли взрослых, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.

         Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи - симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны.

         Игровая деятельность детей оказывает очень важное влияние на коррекцию негативных эмоциональных состояний (Т. В. Антонова). Она помогает изменить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников. Эффективный путь улучшения положения ребенка в системе групповых отношений - успех в игровой деятельности. Так же, принимая роль, ребенок, перевоплощаясь, испытывает чувства другого. Свои же чувства, мешавшие в жизни, отодвигаются при этом как бы на второй план (огорчение, обида, неудовлетворенность и др.).

         Содержание игр детей изучалось многими педагогами (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой и др.), которые внесли большой вклад в создание теории игры и методики руководства ею. Собранный ими материал дает возможность определить основные темы детских игр, видеть, как они изменялись в резные периоды жизни нашей страны, как меняется содержание игры по мере развития ребенка под влиянием воспитания.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1Система работы по нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

         Изучив психолого-педагогическую литературу, состояние работы в ДОУ я пришла к выводу, что необходимо создать систему работы по данному направлению.

         Поставив задачу нравственное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Для  того, чтобы работа по данному направлению велась систематически я разработала перспективный план (приложение 1) с учетом возрастных особенностей детей по нравственному развитию, реализуемых в ДОУ комплексной и парциальных программ.

       Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к сюжетно-ролевым играм. Ребята с удовольствием участвуют в игре, подбирают элементы костюмов для героев, изготавливают атрибуты к играм, договариваются между собой о характере своих действий и т.п.

       Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для проведения сюжетно-ролевых игр, костюмы для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для игр (парикмахерская, магазин, больничка, рули, жезлы, инструменты, маски и т.п. Изготовление и подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр,   проходило совместно с детьми и родителям: изготовление элементов костюмов, покупка игрушек для разных видов игр.

В своей работе я постоянно помню, что игра для ребёнка- желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей  возможность формировать определённые навыки общения детей друг с другом.

« Хорошая» игра развивает у ребёнка способности взаимодействовать с другими людьми:

- во первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия.

- во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В свое работе следовала принципам организации сюжетно-ролевой игры:

1 первый принцип- воспитатель должен играть вместе с детьми.

2 второй принцип-воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

        Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений и овладение социальных норм и правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов, путём всемирного расширения круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни и создания у ребёнка таких ярких образов, которые он стремился воплотить в игровом действии. Лишь раскрывая в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношении людей и создавая положительное эмоциональное отношение к знаниям о современности, решали задачу формирования у младших дошкольников более устойчивых и осознанных чувств, более чётких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании.

         Руководство сюжетно-ролевой игрой, как правило, начинается с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен  задачами нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам:

- сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

- эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

-  богатый и яркий иллюстративный материал.

Формируя нравственное представление ребёнка о самом себе, о сверстниках. Нельзя забывать, что на определённом этапе развития дети нередко оценивают товарищей, основываясь на своей симпатии.

        Формируя нравственность у детей, мы проигрываем такие игры как:        

Игра «Выбери меня» позволяет детям задуматься о нравственном поведении своих товарищей. Дети садятся в круг и выбирают ведущего. Воспитатель предлагает ему выбрать того, кто помогает другим (кто делится игрушками, кто научился говорить вежливые слова т.д.). Выбранный ребёнок получает фишку. Тот, кто наберёт больше фишек, считается выигравшим.

Игра «Волшебный стульчик». Дети называют ласковые слова ребёнку, который сидит на стульчике.  

Игра «Угадай, что со мной». С помощью жестов и мимики выбранный ребёнок выражает то или иное внутреннее состояние (радость, грусть или обиду), а дети стараются отгадать его. Угадав они пытаются помочь обиженному, развеять грусть другого, разделить радость.

        Так как нравственные качества формируется, и проявляются, прежде всего, в отношении с другими людьми, немалую долю усилий в организации  воспитательной работы с детьми необходимо посвятить именно этой задаче.

        В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношении, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнёра, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используется разнообразные педагогические методы и приёмы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разной профессии, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.

        Положительный опыт внимательного и заботливого отношения к родным, товарищам обогащается в коллективной игровой деятельности. В игре как ведущем виде деятельности совершенствуются представления, полученные ребёнком в реальной жизни, из литературы. Проявление внимания к окружающим отражаются в таких коллективных играх, как дочки-матери, больница, стройка, детский сад. Проиллюстрирую сказанное на примере наблюдения за игрой детей, строящих самолёт.

        Строя самолёт, дети сначала определили место, где будет стоять их сооружение. Затем одни дети принесли из коробки кубики. Другие стали их укладывать. Ребята обсудили, что ещё нужно для постройки и принесли дополнительный материал. Играя, они не мешали друг другу. Глядя, как дети строят самолёт, Алеша попросил принять его в игру. «Нельзя»- ответил Данил, не глядя на Алёшу. Моё вмешательство помогло получить согласие детей, и Алёша включился в игру. Игра стала интереснее: дети по очереди были то лётчиками, то пассажирами. Иногда они толкались. Я всегда обращала на это внимание: «Надо уступить дорогу, сказать, пожалуйста, проходите». В первую очередь пропускают пожилых, пассажиров с детьми (куклами).поощряя дружеское проявления, отмечая негативные, я учу детей самостоятельно оценивать поступки. Опишу один пример. Я обращаю внимание детей на то, как играли Катя и Маша. Маша попросила у Кати кастрюльку: «Дай мне кастрюльку я тоже сварю кукле обед». Катя не дала, хотя у неё было две кастрюльки. Маша обиделась и игра расстроилась. Я прошу детей определить, кто поступил правильно, а кто нет. Затем я предлагаю игру и играть дружно. Дети играют в больницу. Врач обнаружил, что нет стетоскопа: «Скажите, кто взял трубку. А то я не буду принимать больных». Игра вот-вот прервётся. Но дети увидели, что Костя  этой трубкой «Выслушивает» мишку. Все выражают своё возмущение. Я предлагаю детям объяснить Косте правило, которое он нарушил. («Ничего нельзя брать без разрешения». «надо попросить, сказав пожалуйста».)  я формулирую правило, предлагаю Косте извиниться, а детям пригласить его в игру.

Удовлетворение и радость от сюжетно-ролевых игр, способствуют формированию коллективных чувств, элементов коллективного поведения.

В сюжетно-ролевой игре можно научить детей выполнять обязанности дежурного, вместе с дошкольниками мы вспоминаем, что обычно делает нянечка, чтобы приготовить столовую к обеду. Потом дети играют в столовую: готовят обед, расставляют тарелки и т.д. в ходе игры они поправляют друг друга. Включение детей в практическую деятельность начинается с организации парного дежурства. Осознавая, что они выполняют «Взрослую» работу, важную и нужную для всех, добавляю в их деятельность новые мотивы. У детей развивается интерес к новым обязанностям, появляется чувство ответственности. Кроме того, они оказывают помощь друг другу в новом виде деятельности.

         Совершенствование работы по нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по- настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками.                

         Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны.

  • проводятся беседы и консультации;( «сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей», « игра в жизни вашего ребёнка», «советы по организации сюжетно-ролевой игры в семейных условиях»
  • тематические родительские собрания; « сюжетно-ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».
  • родители приглашаются на открытые занятия – игры;
  • организуются родительские гостиные.

         Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по нравственному воспитанию посредством сюжетно-ролевой игры, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей младшего возраста; знакомятся с различными видами игр, атрибутов и способами их изготовления. Раскрываю роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании.

         В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми, основными задачами, которые можно решать в процессе их проведения. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы, достижениями детей.

         Родители с большим удовольствием принимают участие в сюжетно-ролевых играх: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших играх, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.  

         С целью ознакомления родителей с приемами руководства  сюжетно-ролевой игры, методикой их поведения, организую открытые занятия, в которых сюжетно-ролевая игра используется как часть занятия.

2.2 Результативность работы.

         Чтобы выявить успешность работы по данной теме, мной было  проведено обследование детей (приложение 2) по следующим направлениям:

- отношение к другим людям, к себе, к родителям;

- изучение ценностных ориентаций детей;

- умение применять средства выразительности: мимику, жесты, движения, речь;

- желание участвовать в сюжетно-ролевых играх.

Результаты следующие:

Вторая младшая группа

2010-2011 уч.год (начало года)                  2010-2011 уч.год (конец года)

Средняя группа   2011-2012 уч. год (начало года)              

       Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников сформировался устойчивый интерес к сюжетно-ролевой игре. Они проявляют большую активность и инициативу в общении с окружающими. С удовольствием рассказывают о себе и своей семье. Дошкольники способны по своей инициативе проявить сочувствие, оказать помощь товарищу. У детей значительно повысился уровень развития нравственных качеств. Они стали более дружелюбно относится к сверстникам, способны договариваться между собой, уступать. У детей сформировано умение различать добро и зло, они способны оценить свое поведение и поведение товарищей, свои поступки и поступки других.

        У детей повысилось умение передавать эмоциональное состояние героев в имитационных играх, используя при этом разнообразные средства выразительности (голос, мимику, жест, движение).

         Применявшаяся система сюжетно-ролевая игра оказала положительное влияние на уровень культуры общения детей со сверстниками и взрослыми. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекают сюжет, возможность выполнять  игровые действия со сверстниками. Решающую роль при этом  играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать согласия при распределении ролей, инсценировок, умение действовать сообща. А систематическое участие в сюжетно-ролевых играх позволило мне стимулировать нравственное развитие детей.

         Таким образом, выдвинутая гипотеза о влиянии сюжетно-ролевая игра на нравственное воспитание дошкольников подтвердилась не только теоретически, но и практически. Разработанная мною система по организации сюжетно-ролевая игра существенно влияет на нравственное поведение ребенка. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на маленьких детей не только через слова, но и через проигрывание ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей (а это уже важный стимулирующий фактор поведения дошкольника), воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки, дифференцировать свое эмоциональное отношение и свои оценки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они. 

         Таким образом, можно сделать вывод, что система работы способствовала формированию у детей социальных навыков, развитию чувства уверенности в себе, способности к саморегуляции поведения, воспитанию гуманистических чувств, дружелюбия, коллективизма.

Заключение.

    Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы:

  1. Построенная мною система работы по нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры обеспечила уточнение и обобщение представлений детей о нравственных понятиях и нормах поведения в различных ситуациях, оказала влияние на эмоциональную сферу детей и формирование у них социальных чувств, а также способствовала переносу игрового опыта нравственного поведения в реальную жизнь.
  2. Для того, чтобы сюжетно-ролевая игра заняла определенное место в системе работы по нравственному воспитанию детей важно соблюдать следующие условия:

- насыщение игр детей интересным и эмоционально-значимым содержанием, позволяющим оценивать игровые персонажи с точки зрения их личностных качеств и поведения;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации игр: взаимодействие детей в игре должно опираться на представление о социальных нормах и правилах;

- постоянное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же доступными и необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;

- серьезное, искреннее эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей , руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;

- соблюдение индивидуального подхода к детям;

- создание предметно-пространственной среды, ориентированной на интересы и склонности детей, включающей разнообразные виды  атрибутов, элементы костюмов и т.д.

         Введение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры обеспечивает не только формирование нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.

         Во время  сюжетно-ролевой игры у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

         Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

         В перспективе планирую продолжать работу по данному направлению, разработать систему нравственного воспитания посредством сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова О. Разыгрываем спектакли / Дошкольное воспитание №1 1988
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999
  3. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. / М., 2005
  5. Нравственное воспитание в детском саду / под ред В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984
  6. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006
  7. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками. С –Пб, 1987
  8. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. « Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры». Дошкольное воспитание. №4 стр. 23.
  9. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «как играть с ребёнком». М.1990.
  10. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. « Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду». Психологический институт РАО МоиПН, 1997
  11.  Усова А.П. « Роль игры в организации жизни и деятельности детей». Дошкольное воспитание, 1999, №7

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сюжетно - ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность....

Консультация для родителей «Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей»

Игра - ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его деятельность....

«Сюжетно – ролевая игра и её значение в нравственном воспитании детей».

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых ...

Родительское собрание на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».

Родительское собрание  на тему: «Сюжетно-ролевой игра и ее значения в нравственном воспитание детей».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме с...

Доклад на тему:" Сюжетно-ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей"

Доклад на тему:" Сюжетно-ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей".В данном докладе говорится о том ,что тема нравственного воспитания актуальная тема....

«Сюжетно-ролевая игра и е значение в нравственном воспитании детей. Как приучить ребенка к книге»

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, за...