"Развивающее значение игры в разных видах деятельности"
статья (подготовительная группа)
Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающее значение игры в разных видах детской деятельности»
Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре».
Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка.
- Развитие эмоционально – волевой сферы.
- Обогащение представлений об окружающем мире.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Формирование культурного поведения.
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.
Игра — это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.
Младшие и старшие дошкольники играют по – разному. Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.
У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.
1.Театрализованные игры: в полном объёме развивают речь, активизирует словарь ребёнка. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, теряться в присутствии незнакомых лиц. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы позволяют им думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.
2. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Она содействует развитию у детей дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных или практических задач. В этом их развивающая роль.
3. Двигательная деятельность.
Двигательной активностью называют совокупность физической и другой деятельности, которая обеспечивает успешное развитие ребёнка. В данное понятие включены все движения, которые человек выполняет ежедневно.
Движение является одной из самых важных потребностей организма ребёнка. Оно оказывает положительное влияние на физическое здоровье и развитие детей, формирует волевую, эмоциональную и познавательную сферу. Особенно высока потребность в двигательной деятельности у детей-дошкольников.
Виды режимов двигательной активности.
Двигательная активность детей-дошкольников может включать в себя различные виды деятельности, в частности:
- физкультуру;
- утреннюю зарядку;
- физкультминутки;
- подвижные игры;
- соревнования и весёлые старты;
- конкурсы;
- закаливание и физические упражнения;
- самостоятельную двигательную активность;
- занятия спортом с родителями.
4. Музыкально-художественная деятельность.
Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.
5. Чтение художественной литературы. Несмотря на то, что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации. В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые гласные и согласные. Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их - в слова. Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.
6. Продуктивная деятельность.
Занятия в детском саду невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант. Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других. Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.
7. Конструирование. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.
Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.
8. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного развития. Овладение умением рисовать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что он восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи. Формирование представлений о предметах, явлениях с необходимостью звало у них интерес.
9. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.
Самообслуживание - формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
Хозяйственно-бытовой труд - развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Труд в природе - активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.
Ручной труд - самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...
Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...
Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...
Консультация для воспитателей «Хороводные игры в разных видах деятельности детей».
В педагогическом отношении, русские народные хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности....
Пальчиковые игры в разных видах деятельности.
Картотека использования пальчиковых игр в разных видах деятельности детей....
«Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учето...
Консультация для педагогов "Подвижные игры в разных видах деятельности"
Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активнос...