«Реализация национально-регионального компонента в ДОУ с помощью технологии ЛЭПБУКа»
статья (средняя группа)
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1
«Реализация национально-регионального компонента
в ДОУ с помощью технологии ЛЭПБУКа»
Добрый день, коллеги!
Свое выступление мне бы хотелось начать с цитаты В. А. Сухомлинского
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем
мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек
жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться
к тому, что он узнал».
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. И для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Одной из таких возможностей современного образования, которую я стала изучать и применять в своей работе, стала новая форма работы с детьми - «Лэпбук».
- Все знают, что такое ЛЭПБУК?
- А кто первым изобрел эту технологию?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
- Как переводится эта технология с английского языка?
СЛАЙД №2
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает – «наколенная книга» (lap – колени, book - книга), или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.(фото всех ЛЭПБУКОВ)
Лэпбук развивает коммуникативные навыки, память, мышление, устную речь, выражать свои мысли и желания, познавательный интерес. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Первый свой ЛЭПБУК я, разработала в прошлом году в рамках проекта, который проходил в нашем детском саду по теме «Здоровым быть здорово!»,
- С чего начала я.
СЛАЙД №3
Так как создание лэпбука содержит все этапы проекта:
СЛАЙД №4 1. целеполагание (выбор темы)
СЛАЙД №5 2. разработка лэпбука (составление плана)
СЛАЙД №6 3.выполнение (практическая часть) - Это сбор информации, наглядности, обработка материала. Занимает самое большое время. У меня ушло на это 6 месяцев. Как все собрала, составила макет будущего лэпбука и оформила. Как оказалось, у меня нашелся единомышленник, которого тоже заинтересовала эта технология. Денисова Вера Васильевна разработала ЛЭПБУК «Беседы о дружбе» готовясь к открытому мероприятию по развитию речи.
СЛАЙД №7 4. подведение итогов - Мы представили свои папки на семинаре для педагогов, провели мастер – класс по изготовлению кармашков для лэпбука.
В этом году мы вышли с предложением разработать лэпбук по региональному компоненту.
В русле реализации ФГОС в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. При организации образовательного процесса в группе столкнулись с проблемами: нехваткой наглядной информации; дидактического материала; доступности; систематизации.
СЛАЙД №8
Сегодня мы хотим представить вам наши наработки по этой теме: каждый педагог принял участие в сборе информации для изготовления лэпбука
СЛАЙД № 9 - 10
(фото - материалы, легенды, культура и быт народов Алтайского края, сборники: пословиц и поговорок; стихотворений писателей нашего края, подвижных игр; картограф по краю и городу, символика городов края).
СЛАЙД №11
В подготовительной группе совместно с родителями был реализован проект «Красная книга Алтайского края». Дети готовили сообщения о животных и растениях, занесенных в красную книгу. Под руководством Денисовой В.В. были изготовлены мини – книжки, которые мы сейчас представляем вашему вниманию.
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.
СЛАЙД №12
Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана дидактическая игра в виде (паззл) на кубиках.
СЛАЙД №13
Не менее интересным пособием является дидактическая игра для детей 4-7лет «Собери картинку».
СЛАЙД №14
Игра – домино «Наш город»
СЛАЙД №15
"Мой любимый край".
Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края. (вывести на экран)
Ход игры:
Детям предлагают придумать как можно больше красивых слов, которые бы описывали родной край. "Я люблю свой край (город, деревню, поселок), потому что он (какой?) …"
-Ваня, давай поиграем:
- давай придумаем много красивых слов про свой город, край, поселок, деревню.
-Я люблю свой поселок потому что он красивый, чистый, уютный.
Альбина, а ты любишь свой поселок? Придумай красивые слова: родной!
Молодцы дети!
Динамическая пауза с муз. сопровождением «Подвижная народная игра «Коза» (приглашаются участники, у которых стикеры голубого цвета)
СЛАЙД №16
«Золотое кольцо края»
Дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет
Цель: Игра предназначена развивать ценностное отношение к родному краю, знакомить детей с городами Алтайского края, их достопримечательностями и их геральдикой.
Ход игры:
Ребенок должен сопоставить картинки (герб и достопримечательность) в зонированную стрелку с городом к которому они относятся.
Предлагается интерактивная игра для педагогов (приглашаются участники, у которых фотографии с розовыми стикерами).
«Доскажи пословицу, поговорку» (о родине, о крае)
Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
(предлагается игра для аудитории)
СЛАЙД №17
«Путешествие по городу Рубцовску»
(для следующей игры приглашаются участники, у которых стикеры салатового цвета)
Игра, разработанная по технологии квест - городское ориентирование. Это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Цель данной игры придти первым к финишу.
СЛАЙД №18 - 19
Формированию представлений об архитектурных строениях города, зданиях и их назначении, памятниках и их месторасположении способствует дидактическая игра «Заколдованный город» (интерактивная игра со всей аудиторией)
Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.
Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Ход игры:
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором вы живёте?
- Кто основал наш город?
- Какие улицы города вы знаете?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например, контур здания театра - фотография здания театра.
Рефлексия проведенный работы:
У каждого участника на фотографии с обратной стороны находится стикер со словом «спасибо».
Словом – наречием оцените значимость нашего мероприятия (наречие можно заменить словом другой части речи) и закрепить на ЛЭПБУК (мольберт)
С -
П -
А -
С -
И -
Б -
О -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЭПБУК означает – «наколенная книга» ( lap - колени , book – книга)
Выбор темы
Составление плана
Практическая часть
Подведение итогов
Дидактическая игра «Мой детский сад»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Игра – домино «Наш город»
Дидактическая игра "Мой любимый край» Цель: развитие ценностного отношения к родному городу, краю, улицам, людям, которые в нём жили и живут, открытие личностных смыслов на материале истории родного края .
«Золотое кольцо Алтайского края»
«Доскажи пословицу, поговорку» Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки , но богаты смыслом.
«Путешествие по городу Рубцовску» Игра, разработанная по технологии квест - городское ориентирование. Это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Цель данной игры придти первым к финишу.
«Заколдованный город» Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование работы по реализации национально-регионального компонента в первой младшей группе
таблица: тема, цели, период, мероприятия, словарь...
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....
Авторкие игры по реализации национально-регионального компонента ДОУ
ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...
Статья "Использование народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников при реализации национально-регионального компонента"
В статье раскрыты основные функции ДОУ по реализации национально-регионального компонента, задачи, решаемые педагогами при включении нацонально-регионального компонента в учебно-воспитательное и корре...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
- Мне нравится (1)