Методическая разработка "Музыкальные пчёлки на полянке" 22.04.2020
методическая разработка (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»
«Музыкальные пчёлки на полянке»
методическая разработка
Автор работы: Шевченко Регина Руслановна
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №__6____
Стаж работы: 3.2
2020г.
Направленность: развитие музыкальной памяти, чувства ритма.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды музыкального зала, детского сада.
Вид: музыкально – дидактическое пособие.
Предназначение: для детей 5-6 лет
Продолжительность: февраль-март 2020г.
Актуальность: Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения. Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении. Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного и ритмического движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялости развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной работы.
Именно с этой целью применяют музыкально – дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом , включив в эту работу и другие, не только музыкально – дидактические пособия, но и пособие по развитию «образной» памяти у детей И.Матюгина, т.к. музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Основное назначение музыкально – дидактических пособий – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Несмотря на большое разнообразие музыкальной литературы и пособий не исключается поиск новых методов работы. Возникает необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, отвечающего современным требованиям. Так появилась идея изготовления пособия «Музыкальные пчёлки на полянке».Используя пособие дети играют в различные музыкально - дидактические игры сначала со взрослым, а затем и с небольшой группой сверстников. А новизну и оригинальность игре придаёт использование пособия для развития не только слуховой и зрительной памяти, но и тактильной памяти по методике Игоря Матюгина »Тактильная память».
Цель: формирование музыкальной способности: музыкально0слухового представления, чувства ритма.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умении передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку
-способствовать стремлению петь мелодию чисто
-формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст
-совершенствовать умение импровизировать движения разных персонажей из песен
Развивающие:
-развивать музыкальную память
-развивать ритмический слух
-содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса
Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные навыки в игре
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Ожидаемый результат:
-создание условий для музыкальной деятельности
-самостоятельно узнают песни по мелодии, ритмическому рисунку
-проявляют творчество в выразительном исполнении песен, импровизации мелодии на заданный текст, передавая в движениях образы разных персонажей -совершенствование музыкальной памяти, ритмичности, оценочного отношения к исполнителям
Описание пособия:
Сшитая из ткани зелёного цвета основа в форме полукруга (1,5 м*80см.) -изображение лесной полянки с тремя пчёлками., выполненных в ручную на лицевой части, сшитыми их ткани бабочкой и божьей коровкой и с пришитыми на равном расстоянии «липучками» размером(1,5см.* 1,5 см.). Основа крепится на сборный каркас в форме полукруга на ленте Велькро ( «липучке») из деревянных реек устанавливается на деревянный «ножник». Ламинированные бумажные цветы диаметром 13 см. , на обороте задания для детей – с изображением сюжетов песен .Набор ритмических полосок при помощи которых можно условно изобразить ритмический рисунок начала знакомой песни. Карточки с готовыми ритмическими рисунками знакомых мелодий, маски по сюжету к песни.
Музыкальный репертуар:
Этапы работы:
I – подготовительный ( начало февраля 2020)
-выявление актуальной проблемы
-подбор и изучение музыкального репертуара башкирских авторов
-выбор материала,
-изготовление музыкально- дидактического пособия
II- основной ( середина и конец февраля 2020)
- разучивание песен с детьми
-разбор ритмического рисунка
-начала песен
-создание игровых ситуаций
III – заключительный ( март 2020г)
Обобщение материалов и результатов работы:
- анализ проведённой работы
Методическое пособие «Музыкальные пчёлки на полянке» можно использовать в организованной деятельности для развития музыкальной памяти, ритмического слуха, совершенствования певческих навыков.
Основные достоинства :
-можно переставлять
-переносить
-доступность
-использование в самостоятельной деятельности
Тематический план:
Месяц | игры | Форма работы | недели |
Февраль | Знакомство с «Музыкальными пчелками на полянке» - сказка про пчелок. | фронтально | 2 неделя |
Музыкально – ритмическое чувство: Игры на различение неконтрастных ритмических рисунков песен, состоящих из четвертных и восьмых длительностей «Узнай и сложи попевку», «Определи по ритму» | подгрупповая | 3-4 неделя | |
Март | Упражнения для развития образной памяти («тактильной») по методике И.Матюгина »Тактильная память» | индивидуальная | 1 неделя |
Развитие умения различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами действительности в игре «Подбери картинку» | индивидуальная подгрупповая | 2 неделя | |
Музыкально – слуховые представления: Упражнения для развития умения соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии в пении | фронтально | 3-4 неделя |
Содержание диагностического обследования для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
( по Б.М.Теплову)
Показатели | Уровни | Баллы | Методика выявления |
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку (ладовое чувство) | У ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание | высокий | Взрослый спрашивает у ребенка, что он больше всего любит: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Взрослый в соответствии с возрастными возможностями и музыкальной обученностью предлагает послушать ребенку два контрастных музыкальных произведения (незнакомых), давая название произведения. Предлагается рассказать ребенку, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности |
У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия) | средний | Ребенку показывают иллюстрации, соответствующие пьесам, рассматривают вместе с ним, задание повторяется. После прослушивания музыкального произведения ребенок может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию музыкального произведения, и рассказать или через движения показать характер музыки | |
Отсутствует интерес к музыке и эмоциональнооценочное отношение к ней. Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой | низкий | Оказывается любая помощь | |
2.Звуковысотный слух | Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков: Подготовитель-ная группа: — звуков секунды (фа-соль) | высокий | Взрослый показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать, чей голос звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий. |
Ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | средний | Ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица-мама звала тебя низким голосом, а птенчик — высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет». Последовательность звуков та же. | |
Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков | низкий | Оказывается любая помощь | |
3.Чувство ритма | Ребенок отлично различает ритмические отношения в следующих музыкальных примерах | высокий | Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (показываются в каждой группе свои, соответствующие музыкальным примерам), и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка.А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю.
|
Ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкальноритмических примеров | средний | Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку (задание повторяется) | |
Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков | низкий | Оказывается любая помощь |
Заключение:
Разработку можно рекомендовать музыкальным руководителям для использования на музыкальных занятиях, детям в группе для самостоятельной музыкальной деятельности. Наглядный материал моно варьировать в соответствии с задачами конкретного задания. Варианты использования пособи могут пополняться за счёт собственных наработок педагогов. Воспитателям пособие может быть использовано с целью закрепления полученных на музыкальных занятии умений и навыков.
Список использованной литературы:
1.ВераксаН.Е.,КомароваТ.С.,ВасильеваМ.А.Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования – М.: Мозаика-синтез, 2014.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»
3. Корчаловская Н.В. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» -М., 2004 г.
4. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
5. Н.Г.Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
6. Журнал «Музыкальный руководитель» №1-3 2015 г.
7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение,
8. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.
9. Метлов Н.А., Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». - М., 1985.
10. Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М., 1997.
11. Радынова О.П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.
12. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности 2007.
13. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» М., 1998 г.
Приложение
Сказка про пчелок
Жили-были пчелки. Они летали, жжужали , знакомились жучками, цветами.
Были очень веселыми дружными. Вот пчёлки прилетели к нам на полянку. Каждая пчёлка принесла с собой песенку, какую вы сейчас послушаете и отгадаете. Тот ребёнок, который узнаёт песенку первым, выразительно споёт её для всех, остальные дети будут оценивать пение исполнителя ».
2 вариант: Ведущий поочерёдно показывает ритмические рисунки знакомых песен на небольших карточках, просит помочь детей разобраться, к какой песне они соответствуют. Дети пою песни, прохлопывают ритмический рисунок. Затем ведущий проигрывает ритмический рисунок любой песни, спрашивает: «Какая песня?». Дети отгадывают и распределяю карточки по пчёлкам.
3 вариант: Дети узнают песенку по мелодии или по ритмическому рисунку, вспоминают содержание песни. Педагог предлагает передать в движении образ разных персонажей в соответствии с текстом песни.
4 вариант: Музыкальный руководитель обращается к детям: «Сегодня вы будете композиторами, каждый из вас сочинит свою мелодию на знакомый текст, разученных песен». Дети по желанию самостоятельно импровизируют мелодии на заданный текст.
5 вариант: Ребёнку предлагают наугад выбрать цветок с изображением названия песни и выложить ритмический рисунок начало песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РИСОВАНИЕ) «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЁЛКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметов окружающего мира, стимулируя развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слу...

Учебно-методические пособия для проведения артикуляционной гимнастики «Клоун Губик» и «Пчёлка Лу»
Цель: тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть) и отработка определенных их движений.Задачи:Упражнение детей в точности движений речевых органов;Упраж...

Методическая разработка к музыкально-дидактической "Пчёлки"
Методическая разработка к музыкально- дидактической игре "Пчёлки"...

Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"
Занятие направлено на развитие у детей первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....

Методическая разработка Конспект непрерывно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «Одуванчик для пчёлки.»
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Также благотворно влияет на нервну...

Методическая разработка по реализации образовательной области «Познавательное развитие» старший дошкольный возраст на тему «День рождение пчёлки Жу жи»
интересное позновательное занятие "День рождение пчёлки Жу-жи" через развивающие игры В.В. Воскабовича....