Методическая разработка "Музыкальные пчёлки на полянке" 22.04.2020
методическая разработка (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»
«Музыкальные пчёлки на полянке»
методическая разработка
Автор работы: Шевченко Регина Руслановна
музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №__6____
Стаж работы: 3.2
2020г.
Направленность: развитие музыкальной памяти, чувства ритма.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды музыкального зала, детского сада.
Вид: музыкально – дидактическое пособие.
Предназначение: для детей 5-6 лет
Продолжительность: февраль-март 2020г.
Актуальность: Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.
Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения. Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении. Музыкально - ритмическое чувство - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного и ритмического движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялости развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной работы.
Именно с этой целью применяют музыкально – дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом , включив в эту работу и другие, не только музыкально – дидактические пособия, но и пособие по развитию «образной» памяти у детей И.Матюгина, т.к. музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Основное назначение музыкально – дидактических пособий – формирование у детей музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Несмотря на большое разнообразие музыкальной литературы и пособий не исключается поиск новых методов работы. Возникает необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, отвечающего современным требованиям. Так появилась идея изготовления пособия «Музыкальные пчёлки на полянке».Используя пособие дети играют в различные музыкально - дидактические игры сначала со взрослым, а затем и с небольшой группой сверстников. А новизну и оригинальность игре придаёт использование пособия для развития не только слуховой и зрительной памяти, но и тактильной памяти по методике Игоря Матюгина »Тактильная память».
Цель: формирование музыкальной способности: музыкально0слухового представления, чувства ритма.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умении передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку
-способствовать стремлению петь мелодию чисто
-формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст
-совершенствовать умение импровизировать движения разных персонажей из песен
Развивающие:
-развивать музыкальную память
-развивать ритмический слух
-содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса
Воспитательные:
-воспитывать коммуникативные навыки в игре
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Ожидаемый результат:
-создание условий для музыкальной деятельности
-самостоятельно узнают песни по мелодии, ритмическому рисунку
-проявляют творчество в выразительном исполнении песен, импровизации мелодии на заданный текст, передавая в движениях образы разных персонажей -совершенствование музыкальной памяти, ритмичности, оценочного отношения к исполнителям
Описание пособия:
Сшитая из ткани зелёного цвета основа в форме полукруга (1,5 м*80см.) -изображение лесной полянки с тремя пчёлками., выполненных в ручную на лицевой части, сшитыми их ткани бабочкой и божьей коровкой и с пришитыми на равном расстоянии «липучками» размером(1,5см.* 1,5 см.). Основа крепится на сборный каркас в форме полукруга на ленте Велькро ( «липучке») из деревянных реек устанавливается на деревянный «ножник». Ламинированные бумажные цветы диаметром 13 см. , на обороте задания для детей – с изображением сюжетов песен .Набор ритмических полосок при помощи которых можно условно изобразить ритмический рисунок начала знакомой песни. Карточки с готовыми ритмическими рисунками знакомых мелодий, маски по сюжету к песни.
Музыкальный репертуар:
Этапы работы:
I – подготовительный ( начало февраля 2020)
-выявление актуальной проблемы
-подбор и изучение музыкального репертуара башкирских авторов
-выбор материала,
-изготовление музыкально- дидактического пособия
II- основной ( середина и конец февраля 2020)
- разучивание песен с детьми
-разбор ритмического рисунка
-начала песен
-создание игровых ситуаций
III – заключительный ( март 2020г)
Обобщение материалов и результатов работы:
- анализ проведённой работы
Методическое пособие «Музыкальные пчёлки на полянке» можно использовать в организованной деятельности для развития музыкальной памяти, ритмического слуха, совершенствования певческих навыков.
Основные достоинства :
-можно переставлять
-переносить
-доступность
-использование в самостоятельной деятельности
Тематический план:
Месяц | игры | Форма работы | недели |
Февраль | Знакомство с «Музыкальными пчелками на полянке» - сказка про пчелок. | фронтально | 2 неделя |
Музыкально – ритмическое чувство: Игры на различение неконтрастных ритмических рисунков песен, состоящих из четвертных и восьмых длительностей «Узнай и сложи попевку», «Определи по ритму» | подгрупповая | 3-4 неделя | |
Март | Упражнения для развития образной памяти («тактильной») по методике И.Матюгина »Тактильная память» | индивидуальная | 1 неделя |
Развитие умения различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами действительности в игре «Подбери картинку» | индивидуальная подгрупповая | 2 неделя | |
Музыкально – слуховые представления: Упражнения для развития умения соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии в пении | фронтально | 3-4 неделя |
Содержание диагностического обследования для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма
( по Б.М.Теплову)
Показатели | Уровни | Баллы | Методика выявления |
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку (ладовое чувство) | У ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание | высокий | Взрослый спрашивает у ребенка, что он больше всего любит: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Взрослый в соответствии с возрастными возможностями и музыкальной обученностью предлагает послушать ребенку два контрастных музыкальных произведения (незнакомых), давая название произведения. Предлагается рассказать ребенку, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности |
У ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия) | средний | Ребенку показывают иллюстрации, соответствующие пьесам, рассматривают вместе с ним, задание повторяется. После прослушивания музыкального произведения ребенок может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию музыкального произведения, и рассказать или через движения показать характер музыки | |
Отсутствует интерес к музыке и эмоциональнооценочное отношение к ней. Рассказ бессвязан и не соотносится с музыкой | низкий | Оказывается любая помощь | |
2.Звуковысотный слух | Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков: Подготовитель-ная группа: — звуков секунды (фа-соль) | высокий | Взрослый показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать, чей голос звучал? Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий. |
Ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | средний | Ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица-мама звала тебя низким голосом, а птенчик — высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет». Последовательность звуков та же. | |
Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков | низкий | Оказывается любая помощь | |
3.Чувство ритма | Ребенок отлично различает ритмические отношения в следующих музыкальных примерах | высокий | Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (показываются в каждой группе свои, соответствующие музыкальным примерам), и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка.А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю.
|
Ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкальноритмических примеров | средний | Ребенку еще раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под музыку (задание повторяется) | |
Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков | низкий | Оказывается любая помощь |
Заключение:
Разработку можно рекомендовать музыкальным руководителям для использования на музыкальных занятиях, детям в группе для самостоятельной музыкальной деятельности. Наглядный материал моно варьировать в соответствии с задачами конкретного задания. Варианты использования пособи могут пополняться за счёт собственных наработок педагогов. Воспитателям пособие может быть использовано с целью закрепления полученных на музыкальных занятии умений и навыков.
Список использованной литературы:
1.ВераксаН.Е.,КомароваТ.С.,ВасильеваМ.А.Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования – М.: Мозаика-синтез, 2014.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»
3. Корчаловская Н.В. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» -М., 2004 г.
4. Комиссарова Л.Н. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
5. Н.Г.Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
6. Журнал «Музыкальный руководитель» №1-3 2015 г.
7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение,
8. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». – М., 2005.
9. Метлов Н.А., Музыка - детям: «Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». - М., 1985.
10. Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М., 1997.
11. Радынова О.П. «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников».- М., 1999.
12. Тарасова К.В. «Музыкальность и составляющие её музыкальные способности 2007.
13. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь» М., 1998 г.
Приложение
Сказка про пчелок
Жили-были пчелки. Они летали, жжужали , знакомились жучками, цветами.
Были очень веселыми дружными. Вот пчёлки прилетели к нам на полянку. Каждая пчёлка принесла с собой песенку, какую вы сейчас послушаете и отгадаете. Тот ребёнок, который узнаёт песенку первым, выразительно споёт её для всех, остальные дети будут оценивать пение исполнителя ».
2 вариант: Ведущий поочерёдно показывает ритмические рисунки знакомых песен на небольших карточках, просит помочь детей разобраться, к какой песне они соответствуют. Дети пою песни, прохлопывают ритмический рисунок. Затем ведущий проигрывает ритмический рисунок любой песни, спрашивает: «Какая песня?». Дети отгадывают и распределяю карточки по пчёлкам.
3 вариант: Дети узнают песенку по мелодии или по ритмическому рисунку, вспоминают содержание песни. Педагог предлагает передать в движении образ разных персонажей в соответствии с текстом песни.
4 вариант: Музыкальный руководитель обращается к детям: «Сегодня вы будете композиторами, каждый из вас сочинит свою мелодию на знакомый текст, разученных песен». Дети по желанию самостоятельно импровизируют мелодии на заданный текст.
5 вариант: Ребёнку предлагают наугад выбрать цветок с изображением названия песни и выложить ритмический рисунок начало песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (РИСОВАНИЕ) «КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ДЛЯ ПЧЁЛКИ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Цель: создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметов окружающего мира, стимулируя развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слу...
"Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"
quot;Пчёлка, пчёлка, ты куда летишь?"...
Учебно-методические пособия для проведения артикуляционной гимнастики «Клоун Губик» и «Пчёлка Лу»
Цель: тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо, челюсть) и отработка определенных их движений.Задачи:Упражнение детей в точности движений речевых органов;Упраж...
Методическая разработка к музыкально-дидактической "Пчёлки"
Методическая разработка к музыкально- дидактической игре "Пчёлки"...
Методическая разработка "Музыкальные пчёлки на полянке" 22.04.2020
Методическая разработка...
Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"
Занятие направлено на развитие у детей первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....
Методическая разработка Конспект непрерывно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «Одуванчик для пчёлки.»
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Также благотворно влияет на нервну...