Доклад Сравнительный анализ программы «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования
учебно-методический материал
доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад: Сравнительный анализ программы «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования
Основной целью программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.
Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.
Программа разработана и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной работы.
Основная цель программы в дошкольный период — заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Задачи:
• Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
• Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий.
Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленной в курсе «Истоки» для начальной школы. Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:
— в младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
— в средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека; дети осваивают категории Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;
— в старшей группе обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека; дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;
— в подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
В помощь работникам дошкольного образования подготовлен учебно-методический комплект, куда входит образовательный инструментарий для работы с детьми и родителями, основанный на активном методе Истоков.
По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:
-- программа для дошкольного образования;
--- планы развивающих занятий с детьми 3 – 7 лет;
--- комментарии и пояснительная записка к программе;
--- система активных занятий с родителями «Моя семья»;
--- серия книг для развития детей 3 – 7 лет;
--- готовятся к изданию методические рекомендации к ним
и хрестоматии для детей 3 – 4 лет и 4 – 5 лет.
Воспитательная программа для дошкольного образования разработана для четырёх возрастных групп детей с 3 до 7 лет. В течение каждого года предусмотрено проведение девяти итоговых занятий с дошкольниками. В основу содержания программы для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по курсу «Истоки» для начальной школы. Центральное место в программе отведено общению детей с воспитателями, родителями и сверстниками.
Группы ценностей составляющих предметное содержание «истоков» в дошкольном образовании
Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песни и народная игрушка.
Ценности внутреннего мира человека: Вера, надежда, Любовь, София (Мудрость)
Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.
Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.
Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.
Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.
Книги для развития детей 3 – 7 лет – эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей
Основная цель книг этой серии – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения вДОУ и Семье.
--- каждая книга начинается с обращения к родителям,
---центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классической и житийной литературы,
--- народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы передают традиции родного народа,
--- базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия,
--- в книги для развития включены творческие задания,
--- каждая книга содержит страничку альбома «Мои истоки»,
--- иллюстрации к произведениям создают особую атмосферу Руси Великой,
--- в конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения .
--- рассматриваемая серия книг созвучна с программой «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной школы,
--- в представленной серии книг для развития содержится дидактический материал для проведения активных занятий по духовно – нравственному воспитанию как в детском саду, так и в условиях семьи.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
Результаты реализации программы:
В плане личностного развития:
Воспитывает чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
В плане социализации:
Развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном, духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
Формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на Земле.
Результатами реализации программы являются:
• первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
• развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
• развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
• развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
• развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
• создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
А теперь я проведу сравнительный анализ программы «Истоки» с программой нашего детского сада в основе которой программа «От рождения до школы» под редакций Вераксы. И хочу, чтобы мы с вами отследили, как раскрываются и реализуются основы духовно – нравственного развития в нашей программе. Достаточно ли полно и в каких видах деятельности. А так же обратим внимание на форму реализации и отличие от предложенной технологии «Истоки»
Цели и задачи реализации Программы
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
-патриотическое воспитание: большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
-нравственное воспитание, поддержка традиционных ценностей: воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
Целевые ориентиры в обязательной части на этапе завершения дошкольного образования
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Описание образовательной деятельности в пяти образовательны областях
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:
-Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
-Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
-Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
-Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
-Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
-Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
-Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Приобщение к социокультурным ценностям.
-Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
-Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
-Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одними из основных целей и задач являются
-создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
-привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
-поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Одними из основных направлений и форм работы с семьей являются
Поддержание у родителей интереса к инновационной деятельности (знакомство со здоровьесберегающими образовательными программами и педагогическими технологиями, результатами инновационной деятельности, методами и приемами практической работы с детьми):
-Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, концертов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной
Вывод: выполнив сравнительный анализ двух образовательных программ в аспекте развития духовно – нравственного воспитания, я отметила, что цели и задачи программы «Истоки» в полной мере раскрыты и реализуются в общеобразовательной программе нашего ДОУ.
Выполнила воспитатель Рештаненко И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ целей и задач экологического воспитания в разных образовательных программах дошкольного образования
старший дошкольный возраст...
Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте»
Представлен опыт работы образовательного учреждения по реализации программы "Воспитание на социокультурном опыте"...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТАННОЙ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования....
Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования
Презентация к статье "Сравнительный анализ принципов традиционной программы и программы, разработанной на основе ФГОС дошкольного образования"...
Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"
Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте....
Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"
Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...
Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание на социокультурном опыте». Тема: «Радость послушания»
Цель активного занятия: Формировать единую систему духовно - нравственных ценностей в семье и в детском саду....