Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте»
материал по теме

Рекунова Наталья Леонидовна

Представлен опыт работы образовательного учреждения по реализации программы "Воспитание на социокультурном опыте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sistemy_tsennostey_u_detey_i_ih_roditeley.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование системы ценностей у детей и их родителей

в рамках реализации программы

«Воспитание на социокультурном опыте»

    Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно- нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Поэтому сегодня актуальной становится задача объединения усилий детского сада и семьи в создании контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий, направленных на духовно- нравственное воспитание ребенка.

 Сегодня мы представляем вашему вниманию наш опыт работы по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста по  программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».  В нашем учреждении эта программа  тщательно изучается,    используется в ходе организации образовательного процесса с сентября 2015 года., внедряется в трех группах.   Целями и задачами являются:

Цели:

-объединить усилия детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников,

- создать единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических  технологий.

Задачи :

-  формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности воспитанника ;

- приобщение воспитанника к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

-  развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей воспитанников;

- создание условий для успешной адаптации воспитанника к обучению в начальной школе.

     Эти  задачи эффективно позволяют решить программы  «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», так как они служат укреплению  отечественных духовных ценностей, способствуют защите  культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций  и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют  сформировать у воспитанников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи  прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно- нравственного стержня личности, укрепления семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.

Авторы программы И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук и А.А. Камкин, профессор Вологодского государственного университета Программа реализуется. ( слайд)

       Научная новизна данной программы: (Слайд)  

- в определении системы категорий и ценностей, обеспечивающих духовно – нравственное развитие личности;

- в обосновании системы активных форм обучения, позволяющих реализовать идею активного воспитания;

- в разработке методологической базы программы на основе социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора РАЕН И.А.Кузьмина, направленная на развитие духовно – нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения;

- в разработке методики и педагогических технологий активного развития личности, устраняющих разрывы между обучением и воспитанием;

- в обеспечении преемственности всех ступеней образования;

- в создании условий для целостного развития личности.

Достоинствами программы «Социокультурные истоки» является ее инструментарий (который опубликован в томах  5, 9, 15 «Истоковедение», выпущенном московским  издательским домом «Истоки»), где представлены

- комментарии к программе

- содержание курса по возрастам

- планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет по курсу «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте»

- методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет»

- методические рекомендации и комментарии к книгам для развития детей 3-7 лет

- программа по работе с родителями «Моя семья» (инструментарий для программы включает: методические рекомендации и комментарии к проведению занятий с родителями,  планы занятий с родителями детей 3-7 лет, методическое пособие «Активные формы обучения родителей»)

- комплект из 17 книг для развития детей 3-7 лет

- Рекомендации по применению программы «Социальные истоки» в Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования (М., издательский дом «Истоки», 2015 г)

- «Мониторинг  формирования основ духовно- нравственного  развития  детей дошкольного возраста (3-7 лет) и «Дневник формирования социо-культурного развития ребенка - дошкольника» (М., издательский дом «Истоки», 2015 г)

   Книги для развития детей 3 – 7 лет это новый вид образовательного инструментария, эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей.

Отличительные особенности книг для развития:

  • во первых, они направлены в равной степени на развитие духовно - нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей;
  • во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
  • в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;

* в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;

  • в пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный духовно – нравственный контекст категорий и ценностей;
  • в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы альбома «Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;

* в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для ДОУ представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5).

   Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению своего жизненного опыта и жизненного опыта предыдущих поколений. Что же является предметным содержанием программы «Истоки?е составляет предметное содержание программы

Сердцевину программы «Истоки» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Значительную часть программы «Истоки» составляют 

- ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно – нравственного воспитания и становления старших дошкольников.

- ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.

- социокультурные  ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

- ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

- нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка – дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

       В программе это представлено в системе категорий курса: (Слайд   «Система категорий курса»)

В ходе реализации программы нами были определены задачи для каждой возрастной группы: ( слайд    )

Задачи для  младшей группы:

- первичное прочувственное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;

- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

- развитие коммуникативных умений (умений слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному;

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. Первое слово, которое дарят ребенку родители -  его имя. В имени выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребенка.

На занятии ребенок не только слышит ласковое доброе слово, он сам учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня - колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает умиротворение.  И в ходе подготовки к итоговому занятию на эту тему ребенок способен и должен почувствовать, что песня становится частью праздника, выражением общей радости. Слово, песня, чувства связаны в восприятии  детей с образом. Самый любимый образ - образ мамы, самый доступный  для понимания – образ солнца. Свет, тепло, радость, которые дарят солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту создают у воспитанника младшей группы образ доброго мира.  Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет первая Книга,  ее красочные иллюстрации, представленные в книге, они  делают Слово зримым, и ребенок впервые начинает ощущать волшебную силу слова. Книга –как яркое проявление связи слова и образа, рождает  добрые чувства. Она становится для ребенка живой,  любимой. требующей к себе доброго отношения.

В средней группе задачами воспитательной работы являются:  

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека;

- развитие способности следовать нравственным нормам и правилам  на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии;

- развитие способности чувствовать эмоциональное состояние  окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к близким людям к родителям и другим близким людям;

-развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;

Основными разделами программы являются «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».  В ходе освоения категории «Домашнее тепло». воспитанники ясно осознают, что у них есть родной дом, где они находят радость и утешение.  В ходе освоения категории «Дружная семья» - воспитанники  осознают, что  у них есть семья, основу которой составляет взаимная любовь, а  каждый ее член окружен вниманием и заботой. Для ребенка естественно считать, что он и его родители - одно целое, а «дружная семья» позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой.

В процессе освоения такой категории как «Дорогою добра» ребенок стремится к воспроизведению норм поведения взрослых и далее к контролю за правильностью своего поведения, своих действий. Для ребенка 4-5 лет велико значение  оценки взрослого (правильно - неправильно, хороший - плохой, добрый - злой и т.д.), похвала. Это связано с формированием в данном возрасте  потребности в социальном соответствии (желание быть таким, как взрослые). Добрый пример и похвала - основания доброго опыта. Прочувствованное восприятие на занятии  данного социокультурного ряда позволяет каждому ребенку ощутить свою способность поступать в соответствии с социальными нормами, получать одобрение, что в свою очередь способствует развитию положительной самооценки.

Выбор категории «Родные просторы» обусловлен особенностями восприятия ребенком окружающего мира. Ребенок ощущает мир как живое целое, он открыт миру, и чувствует себя его частью. Объекты неживой природы ребенок способен наделить чувствами, во многих проявлениях похожими  на человеческие, поведение животных воспринимается им как вполне реальное отражение чувств и отношений в мире людей. Эта возрастная особенность становится основой для развития у детей таких качеств, как сочувствие и сострадание.

Включение категории «Праведный труд» в программу средней группы позволяет подвести детей к восприятию  труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.

В разделе «Труд души» представлены категории «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник». Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой  наиболее близок миру его внутренних переживаний. Использование данной категории в контексте  занятия дает возможность родителям и воспитателям лучше понять детей, вовремя оказывать  им психологическую поддержку, корректировать имеющийся у них опыт.

Когда дети в рамках реализации программы получают опыт взаимозаинтересованных отношений с родителями и воспитателями (а это происходит во время совместной игры, беседы, участия в празднике), они приобретают способность  произносить слова благодарности взрослым не формально, руководствуясь только правилами вежливости, (так надо, так принято), а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. На занятии по данной теме  воспитанники, родители  и воспитатели получают возможность  прочувствовать, что доброе слово исходит из доброго сердца, является выражением доброго чувства.

Задачи для  старшей группы:

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека;

- дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

- развитие первичной рефлексии и идентификации;

- создание условий для адекватной самооценки;

Учитывая, что в возрасте 5 лет ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях.  Поэтому в ходе реализации программы мы формируем способность к внимательному отношению к внутреннему состоянию другого человека и способность его понимать. В этом возрасте происходит расширение социальных связей и ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстниками. В ходе различных видов деятельности мы формируем отношение к себе, знакомим с конструктивными способами взаимоотношений с другими людьми, формируем их отношения к другим людям, отношение к социальным традициям. В процессе общения на занятиях уточняется их самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд и чувство совести.

Поддерживая у детей большой интерес к деятельности взрослых,  мы ориентируем их  на принятые в их среде образцы поведения и побуждаем воспитанников воспроизводить эти отношения людей в сюжетно- ролевых играх.

Важной особенностью данной программы является то, что в процессе освоения системы социокультурных ценностей и духовно- нравственного воспитания детей полностью отсутствует описание негативных способов поведения (того, как не следует поступать), так как Л.С.Выготский писал «… нет более верного средства толкнуть  ребенка на какой - нибудь  антиморальный поступок,  нежели подробно описать последний.»

Духовно- нравственное  воспитание детей в традициях русского народа всегда было связано с Верой. Вера давала идеал, просветвляла ум, укрепляла волю, делала человека целостным. Вера являлась основанием  для таких важнейших человеческих качеств, как  верность, правдивость, честность. Верой определялась неразрывная связь в цепи поколений. Защищая родную  землю,  русские воины защищали и свою веру.  В рамках программы не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается  как важнейшая ценность  отечественной духовной культуры и целью занятий по данной теме  является знакомство детей с некоторыми внешними проявлениями веры в жизни народа и отдельного человека, позволяющими приблизиться к накопленному предшествующими поколениями  социокультурному опыту. Вера и возникающее на ее основе доверие к опыту старших являются опорой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.

Надежда рассматривается как устремление к доброму исходу дела, в сознании  русских людей она также всегда была  неразрывно связана с Верой. Надежда на завтрашнюю радость, Вера в чудо ребенку необходимы еще более чем взрослому. Светлый праздник Рождества Христова как нельзя лучше позволяет детям поверить в реальность чуда, пережить чувство общности с родителями и сверстниками. Главным условием доброй Надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и родственниками в деле (выполнении заданий в паре, игра «Построим дом»), в слове, следуя добрым советам старших ( занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»).

 У детей в возрасте 5-6 лет основным личностным мотивом в общении со взрослыми является потребность в сопереживании и взаимопонимании. Занятия на темы «Мудрое слово» и  «Мудрые люди» позволяют в определенной степени удовлетворить эту потребность. Мудрый опыт поколений ( правила поведения, нравственности) сохранен наиболее  полно в народных сказках, пословицах, поговорках и мы знакомим детей с ними в ходе образовательного процесса и рекомендуем родителям просматривать добрве мультфильмы по русским сказкам. В сказочных сюжетах в доступной для детей форме утверждается идея неизменной победы Добра над Злом, представлены образцы появления Веры, Надежды и  Любви - как главных правил мудрости.

   Этот опыт приобретает для ребенка еще большую значимость, становится личностно окрашенным, когда понравившаяся  ему пословица записывается ему в альбом уважаемым воспитателем, а мудрый наказ дается близкими и дорогими людьми – бабушками и дедушками.

Задачи для подготовительной группы:

- первоначальное знакомство  с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации;

- дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, участвовать в общем деле;

- создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

 Для ребенка 6-7 лет чувства перестают играть определяющую роль в отношении к действительности.  Предметом его  внимания становится мир во всем его многообразии: природа, люди и их отношения, связь прошлого, настоящего и будущего и т.д.

 Развитие морального опыта делает актуальной проблему сознательного подражания взрослым, поиска идеала (в смысле идеала образа). Это дало основание В.В.Зеньковскому назвать данный возраст «героическим периодом» в развитии дошкольников. Сознание ребенка ищет вокруг себя или в сказках, легендах, в истории «живые образцы», которым он хочет следовать. Эта особенность детского развития учитывалась при разработке планов занятий по темам «Сказочное  слово», «Светлый образ», «Великий чудотворный образ».

Сказочное слово все еще играет значительную роль в жизни ребенка. Но теперь акцент делается на глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах его героя.и поэтому они детально обсуждаются после знакомства детей с произведениями, рекомендованными программой. Сказочные персонажи могут быть самыми необыкновенными, но в сказках находят свое выражение представления народа о добре и зле, красивом и безобразном, возвышенном и лишенном чести и благородства.

В возрасте  6-7 лет в детской душе зарождается интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии.  Мы поддерживаем интересы воспитанников и эти темы становятся предметом познавательного общения. В ходе занятий по темам «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Мастера и рукодельницы» «Старание и терпение» воспитанники знакомятся с социокультурными традициями выбора жизненного пути.

В течение всего дошкольного возраста главным инструментом в воспитании ребенка было слово- как самый важный хранитель социальной традиции. При переходе в школу таким инструментам становится Книга. Последнее занятие «Книга- праздник души» позволяет осуществить присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе.

Нами разработаны перспективные планы для каждой возрастной группы.

Данная программа предусматривает  проведение так называемых активных занятий, которые являются   высокоинтенсивными  истоковскими  педагогическими  технологиями (Слайд   ) 

 И принципами их построения являются: (Слайд  )  

- принцип активности;

- принцип опоры на позитивный социокультурный опыт.

- принцип творческой позиции всех участников активного занятия.

- принцип диалогового общения;

- принцип положительного подкрепления результатов деятельности;

- принцип рефлексивной оценки результатов работы в занятии;

- принцип психологической безопасности и доверия в группе

Методика их организации и проведения предусматривает:

- активное участие всех детей группы в практической деятельности;

- субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

- каждый участник имеет возможность получить объективную оценку социокультурного развития;

- вырабатывается единый социокультурный контекст группы, новое видение, прочувствование, изменяется социокультурная основа личности и группы; что позволяет построить деятельное общение на едином уровне.

В течение года с воспитанниками в каждой возрастной группе будет проводиться по девять  занятий,  по пять занятий будет организовано с родителями. Все  занятия  направлены  на освоение духовно- нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование  коммуникативных и управленческих  навыков у всех участников образовательного пространства.

 Подготовка к активному итоговому занятию с воспитанниками по определенной теме осуществляется в течение месяца. В течение месяца воспитатели планомерно организуют  работу с детьми и с родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется  через разные виды  деятельности: игру, чтение изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого- познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно- оздоровительную  деятельность. Большинство занятий носит интегрированный характер. Содержание занятий и предполагаемые способы взаимодействия на занятии    выстраиваются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы и усложняются в соответствии с изменением  основных психических процессов, свойств и функций личности.

Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют родителям и педагогам  приобретать  новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

 Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения.(слайд

 В ходе реализации программы наши педагоги освоили и используют активные формы обучения: ресурсный круг; ресурсный круг с делигированием; работа в паре (воспитанник + воспитанник), работа в мини- группе.  

Основной формой является ресурсный круг. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. В ресурсном круге успешное выполнение действий (пение колыбельной или чтение потешки) позволяет ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом  такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и ровесникам.

Использование на занятии такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к общему мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить  ребенка к участию в коллективной деятельности.  

В общении со взрослыми у детей 3-4 лет  в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение  в паре рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения  потребности детей в общем со взрослыми деле.

Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре способствует увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.

Работа в микрогруппе  предполагает выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные  коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими свои мнения и оценки, слаженности действий.

        Активные формы обучения (АФО) способствуют приобретению всеми участниками  воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия  для формирования адекватной самооценки, предотвращают  возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.  

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как чувство собственной ценности; чувство защищённости, уверенности в поддержке; доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); приобретению позитивного опыта бесконфликтных взаимодействий; способности к сопереживанию; способности к совершенствованию; опыта в различных эмоциональных состояниях; моральной установки на отзывчивость; способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию.   Реализация системы АФО позволяет не только  освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; но и освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научить управлять своей деятельностью.

   Работа с родителями. В ходе реализации программы проводится большая работа с родителями. Она осуществляется по следующим направлениям  

- духовно - нравственное просветительство;

- духовно – нравственное развитие родителей на основе программы «Моя семья»;

- включение родителей в проведение активных занятий с детьми;

- сотрудничество с родителями в освоении книг для развития.

    Задачи:

- содействовать приобщению семьи к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации;

- расширять социокультурное партнерство дошкольного учреждения с семьями воспитанников, общественными организациями, учреждениями культуры и образования города;

- реализовать на практике идею активного воспитания через совместную деятельность детского сада и семьи, детей и взрослых;

- развивать педагогическое сотрудничество с семьей в разных формах нетрадиционного взаимодействия.

 С родителями налажено взаимодействие на каждом этапе реализации программы, для них определяются вопросы для обсуждения с ребенком в семье, рассказов ребенку о накопленном собственном социально- культурном опыте, предъявлению собственного опыта по определенным темам месяца. Совместно с родителями проводятся «активные» итоговые занятия с воспитанниками, реализуются проекты, проводятся природоохранные акции, проводятся праздники и развлечения, способствующие реализации задач, определенных программой.

Работа с педагогами. Для педагогов были подготовлены консультации, презентации о программе для самостоятельного изучения.  Были проведен семинар-, где была представлена программа, и мастер-класс по организации «активных занятий» с родителями. На первом этапе реализации программы была определена творческая группа - это те педагоги, которые проявили интерес к данной теме, и имели богатый опыт в работе с родителями, умели обобщать свой опыт работы. Эти педагоги под руководством старшего воспитателя разработали, подготовили и провели для коллег открытые занятия с детьми.  Были проведены семинары- практикумы по тем вопросам, которые вызвали проблемы у педагогов в ходе организации мероприятий. На педагогическом Совете была проанализирована  проведенная работа, обсуждались  все шаги по внедрению данной программы, внесены  коррективы в Программу и определены  перспективы в деятельности учреждения по внедрению Программы.

Консультирование

Семинары- практикумы

Педагогические советы

1. «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

2. «Активные формы обучения»

3. «Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

 

Памятка

«Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

 

Ноябрь:

1. «Активные формы обучения»

Открытые просмотры:

- НОД в средней группе

- НОД в старшей группе

Февраль: 

семинар- практикум «Конструктивные способы взаимодействия с родителями»

2. «Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

-проведение занятий с родителями во всех возрастных группах и предоставление видеоматериалов на семинар

Декабрь: «Формирование духовно- нравственной основы личности ребенка дошкольного возраста в ходе реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

     А в целом   результатами реализации Программы являются :

- освоение воспитателями, воспитанниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей, определенных программой;

- развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)

- развитие управленческих способностей (способности осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний):

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе,  что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

  Благодаря универсальности осваиваемых социокультурных категорий и используемых педагогических технологий программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» была успешно интегрирована в нашу Основную образовательную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Выступление на семире-практикуме. По теме проекта "Формирование чувства сопричастности к культурному, историческому наследию родного города и страны"...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»

Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...

Семинар «Эффективные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации программы воспитания»

Семинар "Эффективные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации Программы воспитания"...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...

«Образовательное событие» — современная технология в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации программы воспитания

Инновационные педагогические технологии – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения,...