Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"
учебно-методический материал на тему

Ермолаева Наталья Юрьевна

Из опыта работы по программе Истоки , Воспитание на социокультурном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_duhovno_nravstennomu_vospitaniyu.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с родителями воспитанников

 по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И сама большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня –это разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными   и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современных детей от детей, рожденных в СССР отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В соответствии со Стратегией реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года одним из приоритетных направлений развития системы образования является гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе являются:

   - формирование у детей общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за нашу страну, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностях народов России на всех этапах образовательного процесса;

   - введение в основные образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов.

Я считаю, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и это мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, и может оказаться под угрозой государственность.Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Эти задачи возможно решить, если объединить усилия детского сада и семьи в создании контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий, направленных на духовно - нравственное воспитание ребенка.

Работа с родителями является важнымнаправлением в моей профессиональной деятельности. Так как вобразовательной программе нашего учреждения заложена идея воспитания на социокультурном опыте, то есть приобщение взрослых и детей к отечественным традициям, разработанная на основе методических рекомендаций А.В. Камкина и И.А. Кузьмина, то и целями моей работы с родителямиявляются:

-  приобщение семьи каждого воспитанника к базисным социокультурным ценностям;

- расширение социокультурного партнерства дошкольного учреждения с семьями воспитанников, общественными организациями, учреждениями культуры и образования города;

-объединение усилийдетского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;

-осуществление руководства взаимодействием взрослых и детей;

- реализация на практике идеи активного воспитания через совместную деятельность детского сада и семьи, детей и взрослых;

-повышение педагогической культуры родителей в ходе осуществления педагогического сотрудничества с семьей в разных формах нетрадиционного взаимодействия.

Приступив к работе по программе А.В. Камкина и И.А. Кузьмина, ятакже изучила работы авторов, которые освещали проблемы духовно – нравственного развития и воспитания детей на современном этапе: Абрамцевой В.В. «Принципы и критерии духовно нравственного развития современного ребенка» и Т.П. Шишовой «Как воспитать в ребенке послушание и ответственность». В.И. Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».  На основе рекомендаций В.И. Петровой и Т.Д. Стульник мною была составлена анкета для родителей с целью изучения отношения родителей к проблемам духовно – нравственного воспитания детей, выявления их положительного опыта и недостатков, трудностей в воспитании детей.  Очень часто я обращаюсь к интернету – ресурсам, использую опыт коллег по организации мероприятий с родителями, представленный в профессиональных сообществах педагогов на сайтах.

      Яразработала систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая включает в себя три блока: диагностический, теоретический ипрактический.

Диагностический блок включает проведение анкетирований, опросов, организацию индивидуальных бесед с родителями. Для организации анкетирования использовала рекомендации В. И. Петровой и Т.Д. Стульник.  Некоторые вопросы анкетспособствовали тому, чтобы родители воспитанников задумались о сущности духовно – нравственного воспитания в семье, например, такие: «Кто несет основную ответственность за духовно – нравственное воспитание детей?», «Как вы считаете, следует ли знакомить дошкольников с символикой государства?Традициями? памятными датами?», «Необходимо ли в современном обществе знакомство с родословной семьи?Соблюдение семейных традиций?». Анкетирование позволило мне выявить запросы родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников, ознакомления родителей с новыми методами и приемами по воспитанию нравственности и патриотических чувств у детей.определить уровень компетентности родителей в этих вопросах. Я убедилась, что большинство родителей изъявляют желание принимать участие в мероприятиях группы и сада, направленных на духовно – нравственное воспитание детей.Так, например, анализ ответов показал, что 70% родителей под духовно – нравственным воспитанием понимают любовь к Родине, ее процветание, стремление увеличить ее богатства, но 30 % родителейплохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, не считают важным и необходимым уделять этому должное внимание, время и не готовы принимать в этом процессе участие; 40 % родителей - не считают важным изучение традиций своего народа и своей семьи, совместные посещения выставок, театров, храмов.Эти родители не только не знакомы со специальными изданиями по вопросам воспитания детей, такими как журналы под редакцией С.И. Семенаки «Учим детей чувствовать и сопереживать», серией «Полезные сказки», «Уроки нравственности в притчах и легендах» под редакцией Лопатиной и Скребцовой, но и не обсуждают проблемы воспитания в семье, не слушают советов старших, не ходят в церковь, не посещают психологов,нарушают народные традиции. В ходе анализарезультатов анкетирования,анализа различных ситуаций общения ребенка со своими родителями, взрослыми и сверстниками я получила необходимую информацию для разработки системы работы с родителями по вопросам духовно- нравственного воспитания.

      Таким образом, проведенная работа позволила мне определить задачи и содержание теоретического блока, направленные на формирование у родителей системы ценностей, повышение компетентностиродителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;определитьформы и темы разнообразных мероприятий для родителей.

Месяц

Форма организации мероприятия

Тема

сентябрь

Анкетирование

Родительское собрание

Памятка для родителей

«Выявление мнения родителей воспитанников на введение курса «Истоковедение»

«Методы и приемы духовно- нравственного воспитания детей»

«Законы нравственного воспитания детей»

октябрь

Опросник

Активное занятие

Консультация

Проект

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

 «Верность родной земле»

«Как воспитать патриота»

«Мой город Нефтеюганск»

ноябрь

Консультация

Активное занятие

Мастер –класс

Акция

«Доброе слово в семье»

«Радость послушания»

«Поздравление для мамочки»

«Покормите птиц зимой»

декабрь

Консультация

Активное занятие

Творческая выставка совместных работ детей и родителей

Консультация

Проект

«Игры, направленные на развитие нравственных качеств в семье»

«Светлая надежда»

«Рождественское чудо»

«Православные праздники»

«Моя Югра»

январь

Анкетирование

Активное занятие

Консультация

«Взаимодействие ДОУ и семьи в ходе реализации ООП»

«Доброе согласие»

«Духовность и отношение к православию»

февраль

Групповая конференция

Круглый стол

Групповой праздник

Консультация

«Доброе согласие»

«Роль отца воспитании детей в семье»

«Мы будущие защитники»

« Традиции в семье»

март

Активное занятие

Родительское собрание

Консультация

Проект

«Добрые дела»

«Нравственные ценности в семье»

«Конфликты в семье и пути их решения на основе духовно – нравственных ценностей»

«Мамин день»

апрель

Активное занятие

Консультация

«Мудрое слово»

«Мудрое слово в семье»

май

Активное занятие

Родительское собрание

Акция

«Мудрые люди. Семейный очаг»

«Подводим итоги работы за год»

«Открытка для ветерана»

В ходе разработки данной системы работы я запланировала использовать традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, совместные досуги и развлечения; и нетрадиционные формы работы с родителями:индивидуальные- общение в вайбере, общение по электронной почте; коллективные: акции, мастер – классы, проекты.

Использование нетрадиционных форм работы, например, организации общения посредством приложения вайбер и электронной почты позволило организовывать индивидуальное консультирование в конкретных жизненных ситуациях, предлагатьконсультативный материал о том, как можно организовать работу по формированию духовно- нравственных ценностей в семье именно тогда, когда в нем нуждаются родители.  Совместное обсуждение некоторых вопросовпомогало организовать беседы в семье на те темы, которые позволяли ребенку накопить свой собственный социально - культурный опыт, расширить его возможности по предъявлению собственного опыта перед сверстниками на«активных занятиях» в группе.

В ходе реализации поставленных задач в практической деятельности я убедилась, что выбранные мною формы работы представляют интерес для родителей. Например, очень увлекательным и полезным в духовно нравственном воспитании не только детей, но и их родителей оказался проект «Моя Югра». Основными целями в проекте были не только расширение представлений детей о родном крае, но и следующие задачи в работе с родителями:

-  приобщение семьи воспитанника к базисным социокультурным ценностям;

- расширение социокультурного партнерства дошкольного учреждения с семьями воспитанников, учреждениями культуры и образования города;

-осуществление руководства взаимодействием взрослых и детей;

-повышение педагогической культуры родителей

В ходе реализации этого проекта мои воспитанники вместе с родителями посетили городской музей реки Обь, где узнали много интересного о земле Югорской, о коренных жителях Югры, о традициях и жизни народов Севера, что способствовало приобщению ребенка к культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств и рождению новых традиций в семье- посещение культурных объектов родного города.

Совместной работой родителей и детей стало представление мини-проектов отдельными семьями «Мой край Югорский», «Коренные жители севера: ханты и манси»,что способствовало приобщению не только детей, но и родителей к изучению истории округаи его традиций, организации активного отдыха в семье, объединению семей общими интересами. Родители стали осознавать полноправное участие в общем деле, реализуя на практике идеи активного воспитания.Усилиями детей и родителейбыла оформлена стенгазета к празднованию Дня рождения Югры,что способствовало сплочению родителей с детьми, формированию активной жизненной позиции и росту педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

В ходе работы всовместном проекте «Моя семья», были определены задачи, направленные на укреплениевнутрисемейных связей, улучшение морально – психологического климата в семьях, формирование потребности в детско- взрослом общении. Совместная работа в проекте способствовала гармонизации отношений в семье, укреплениюздорового психологического климата в семье, семейных укладов, созданию душевного контакта между родителями и детьми, положительного примера старшего поколения. Общая увлеченность полезным делом, например,оформление семейного альбома также способствовалаукреплению семейных традиций, ведь в таких альбомах представлены семейные фотографии, которые помогут вспомнить самые яркие и добрые фрагменты из жизни.

В ходе подготовки и проведения занятия «Верность родной земле" мы не только в группе знакомили воспитанников с историей России, родного города и округа, а также отвели для родителей роли гидов по страницам историии наставников. Всем родителям было рекомендовано организовать чтение в семье былин о русских богатырях, и побеседовать с детьми о их подвигах. После не только чтения и проведенных бесед в семье, но и организованных в семье совместных просмотров фильмов, большая часть детей приходили в группу и взахлеб рассказывали о том, как интересны были рассказы мам и пап о русских богатырях. Они начали понимать, что только честные, храбрые, сильные духомлюди способны совершить подвиг; что русский народ должен хранить память о своих героях. Они также поняли, что защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником, потому что услышали эмоциональные рассказы о подвигахсвоих прадедов из уст своих родителей, узнали о том, как проходила служба их пап и дедов в рядах вооруженных сил Россиии они стали задумываться над своими поступками, поступками других людей, интересоваться делами родителей,чтобы брать с них пример и совершать только добрые поступки.В книжном уголке появились былины, книги о богатырях, элементы костюмов богатырей. В группе бал оформлен коллаж "Богатыри земли русской", а совместно с физинструктором проведено спортивно - познавательное развлечение «Мы- будущие защитники своей родины».Мероприятия, пропагандирующие армейскую доблесть помогли пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать похожими на них и служить в рядах вооруженных сил. А родители в ходе проекта осознали насколько важно подавать добрый пример своим детям и чтить память о своих предках.

Значительную часть нашей программы по духовно- нравственному воспитанию составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Они являются основой духовно нравственного воспитания и помогают в единении общества: семья, род, Родина, в защите родной земли, единении и радости, в празднике.

 Поэтому в ходе раскрытия детям этих тем была организована следующая работас родителями:для них были подготовлены консультации «Мудрость родительской любви», «Доброе слово в семье», «Роль отца в воспитании в семье», «Все начинается с любви», «Конфликтные ситуации в семье и пути их разрешения»; были организованы и проведены совместные мероприятия- праздники «День матери», «8 Марта», которые также воспитывают в детях любовь и уважение к женщине- матери, формируют умение выражать благодарность и любовь по отношению к ней, стремление походить на мам и бабушек.

Патриотическому празднику 9 Мая в нашей группе всегда посвящается ряд мероприятий: акция «Поздравительная открытка для ветерана», тематические занятия и праздник встречи с ветеранами, на которых звучат песни военных лет, поздравления и слова благодарности от воспитанников. В рамках этого мероприятия воспитанники вместе с родителями посещают памятник Воину -освободителю и возлагают цветы, ведь огромное значение имеет пример взрослого.Очень важно, чтобы родители в эти дни рассказывали детям о фактах из жизни старших членов семьи, участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах, принимали участие в акции «Бессмертный полк», так как это способствует раскрытию детям таких важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».Поэтому в это время мы обязательно вручаем родителям памятки «Об этом следует помнить и чтить подвигигероев…» и обязательно вместе с родителями участвуем в этих мероприятиях.

В старшейгруппе были подготовлены и проведены активные занятия "Радость послушания" и "Светлая надежда". Присутствие родителей на занятии "Радость послушания" и совместное выполнение в паре рисунка, чтение книги, оформление свода правил или создание памятки "Послушание" создавали условия для участия ребенка в общем деле и тесной взаимосвязи родителей и детей. Понимание ребенком того, что он является равноправным партнером, осознание того, что его мнение важно, ценно повышало его самооценку. Выполнение заданий подводило и родителей,и детей к пониманию того, что истинное послушание основано на взаимной любви, доверии, привязанности детей к родителям, а осознанное послушание - это доверие опыту старших, уважение и душевный покой, который приносит радость всем.

В основе освоения социокультурной категории "Мудрость" и подготовки занятий "Мудрое слово" и «Добрые друзья" особое значение занимала работа с пословицами. Эта работа позволила родителям воспитанников задуматься над мудростью, заложенной в народном слове и соотнести ее с имеющимся жизненным опытом.  Работа с книгой "Добрые друзья" помогла родителям в воспитании у ребенка таких важных качеств, как милосердие, доброта, найти правильные жизненные ориентиры. Знакомство с темой «Добрые друзья» побудило нас на участие в акции "Покормите птиц зимой» и мы с воспитанниками развесили кормушки и ежедневно подкармливали птиц, прилетающих на участок детского сада.  

Участвуя в акции "Разноцветная клумба" наши воспитанники совместно с родителями, осуществили посадку растений в сквере, что   еще больше сблизило взрослых и детей, а взрослые личным примеромучили подрастающее поколение жить по совести, творить добро.  

Очень увлекательным и полезным в духовно – нравственном воспитании оказался проект «Моя семья». Составление генеалогического древа семьи позволило воспитанникам узнать свою родословную, определить значение каждого члена семьи в жизни друг друга, ощутить себя неотъемлемой частью своей семьи и с гордостью рассказать об этом.

В практике духовно – нравственного воспитания я также использую традиционные формы работы с семьей: родительские собрания, был проведен семинар- практикум «Роль русской народной сказки в воспитании», мастер - класс для родителей «Герои сказок из соленого теста», организованы фольклорные праздники «Масленица», «Колядки» и совместные досуги «Отважные и смелые», «День рождения».

В течение года 50% родителей моих воспитанников стали активными участниками совместных мероприятий: творческих выставок «Дары осени» и поделок из природного материала, из овощей и фруктов, «В мастерского Деда Мороза», развлечений «День матери», «Осенины», «Защитники отечества». Принимали участие в организации Колядок, экологических акций «Покормите птиц зимой», «Цветущий детский сад».

 В подготовительной группе, яв соответствии с рекомендациями провела занятия с родителями по темам "Светлый образ", "Мастера и рукодельницы", "Семейные традиции". Здесь также решались задачи, направленные на приобщение родителей к отечественным традициям.

На занятии "Семейные традиции" в ресурсном круге родители наших воспитанников меня порадовали своими высказываниями о том, что почти в каждой семье соблюдается замечательная традиция собираться вместе за одним столом для общения; во многих семьях организуются совместныедосуги (выход на природу, походы, поездки), семейные праздники, что в  каждой семье совершенно свои традиции празднования семейных праздников «День рождения семьи», «День именин», «Новый год», но  каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности. Что почти во всех семьях теперь оформляются семейные альбомы. Родители отметили, что они чувствуют, что семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям и дети растут уверенными, знают, что их ценят и всегда поддержат.

 И я могу сделать вывод о том, что наши с усилия не пропали даром, многие задачи были успешно реализованы: семьи наших воспитанниковприобщены к базисным социокультурным ценностям.

В средней группе для повышения компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников были определены следующие формы и темы разнообразных мероприятий.

Месяц

Форма организации мероприятия

Тема

сентябрь

Анкетирование

Родительское собрание

Памятка для родителей

«Выявление мнения родителей воспитанников на введение курса «Истоковедение»

«Методы и приемы духовно- нравственного воспитания детей»

«Законы нравственного воспитания детей»

октябрь

Опросник

Активное занятие

Фотовыставка

Проект

Проект

«Отношение родителей к воспитанию своего ребенка»

 «Дружная семья»

«Достопримечательности города»

«Мой город - Нефтеюганск»

Осень разноцветная»

ноябрь

Консультация

Акция

Проект

Фотовыставка

«Как воспитать полезные привычки»

«Покормите птиц зимой»

«Никого роднее мамы нет»

«Мы с любимой мамочкой»

декабрь

Консультация

Развлечение

Проект

«Игры, направленные на развитие нравственных качеств в семье»

«Новый год»

«Новый год у ворот»

январь

Анкетирование

Активное занятие

Консультация

«Взаимодействие ДОУ и семьи в ходе реализации ООП»

«Добрая забота»

«Духовность и отношение к православию»

февраль

Групповая конференция

Круглый стол

Групповой праздник

Консультация

«Доброе согласие»

«Роль отца воспитании детей в семье»

«Мой папа самый смелый»

« Родительские заповеди»

Март

Активное занятие

Родительское собрание

Консультация

«Благодарное слово»

«Нравственные ценности в семье»

«Конфликты в семье и пути их решения на основе духовно – нравственных ценностей»

апрель

Консультация

май

Активное занятие

Родительское собрание

Акция

«Светлый праздник»

«Подводим итоги работы за год»

«Открытка для ветерана»

Уже на первом активномзанятии с родителями по теме «Дружная семья» поставила перед собой цель присоединение родителей к отечественным традициям.  В ресурсном круге родители получили информацию о том, что в семье возможно организовывать субботние вечера в кругу родных людей, семейные обеды, уборка в доме, совместные игры с детьми, домашние обязанности, семейные советы, ритуалы приветствия и прощания, совместное приготовление пищи, квесты по случаю празднования дней рожденияи единение группы, что позволило им расширить свои представления о семейных традициях.

 Просмотр презентации, беседа о взаимоотношениях в семье, работа с пословицами и выполнение индивидуальных заданий вызвали интерес у родителей и желание продолжать такие встречи. Результатом работы с воспитанниками стали составленные с родителями книжки – малышки «Колыбельная для сыночка и дочки». Мы получили целую подборку колыбельных песен разных национальностей.

Очень помогают в решении задачпо повышению педагогической культуры родителей наглядно – информационные формы работы: представление информации в родительском уголке, консультации по вопросам воспитания и советы по организации духовно - нравственноговоспитания в семье, фотовыставки, организация библиотеки для родителей (где размещаются рекомендации по использованию художественной литературы для воспитания тех или иных личностных качеств ребенка), информационные буклеты, памятки.

Таким образом, если в системе, регулярно в соответствии с требованиями нормативных документов, осуществлять работу с родителями, руководствуясь методическими рекомендациями И.А.Кузьмина и А.В. Камкина, используя опыт коллег, представленный в интернет- сообществах, то непременно повысится компетентность родителей в вопросах духовно- нравственного воспитания и будут успешно решены задачи патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе:

   - у детей будут формироваться основы общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за нашу страну,

- будет осуществлено воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностях народов России на всех этапах образовательного процесса;

   - у детей будут сформированы представления о культурных ценностях и национальных традициях народов России.

А родители станут более компетентными в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, более серьезно будут относиться к воспитанию своих детей.

 Успехов вам, уважаемые коллеги!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте»

Представлен опыт работы образовательного учреждения по реализации программы "Воспитание на социокультурном опыте"...

Из опыта работы с родителями воспитанников по программе «Воспитание на социокультурном опыте"

Из опыта работы с родителями воспитанников  по программе «Воспитание на социокультурном опыте"...

Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание на социокультурном опыте». Тема: «Радость послушания»

Цель активного занятия: Формировать единую систему духовно - нравственных ценностей в семье и в детском саду....

Статья "Из опыта работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников "

Работа детского сада, родителей и детей по созданию Календаря Победы "Обратный отсчет" Посвященный  76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Как способ военно-патриотического ...

Сообщение на тему: «Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей» (из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Конечно же, да: дошкольникам, особенно детям старшег...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....