Кружковая работа в старшей группе "Волшебный квадрат"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Кружок по художественно – эстетическому развитию
«Волшебный квадрат»
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Занятия оригами позволяют ребёнку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А так же способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное значение на развитие речи ребёнка.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- знакомить детей с базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- формировать умения различным приёмам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- воспитывать интерес к творчеству оригами;
- способствовать созданию игровых ситуаций, совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- совершенствовать трудовые навыки: формироватьаккуратность и культуру труда, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятии кружка:
беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- отбор содержания занятия доступного детям 5-6 лет;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения умений по данной программе дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- составление альбома лучших работ;
- проведения выставок детских работ.
Программа составлена на основе:
1. « Оригами в детском саду» С.И. Мусиенко,Г.В. Бутылкина
2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Л.А. Парамонова
3. «Оригами для старших дошкольников» С.В. Соколова
4. «Волшебная бумага» Н.Н. Чернова
5. «Страна пальчиковых игр» М.С. Рузина, С.Ю.Афонькин
Занятия проводятся в пятницу в 16.00.
Длительность занятия 25 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Список детей:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарный план.
Октябрь
1. Тема: «Флажок». Цель: Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.
Материал: Два красных квадрата 15/15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей.
2. Тема: «Стаканчик». Цель: Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель.
Материал: Квадрат 10/10 см любого цвета.
3. Тема: «Книжка». Цель: Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.
Материал: Три прямоугольника формата А4 : два из них белого цвета, третий цветной, клей.
4. Тема: «Ёлочка». Цель: учить детей складывать прямоугольник пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник, учить составлять из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой детали.
Ноябрь
1. Тема: «Воздушный змей». Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.
Материал: Бумажные квадраты 10/10 см любого цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.
2. Тема: «Лягушка». Цель: Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма- треугольник).
Материал: Квадрат зелёного цвета 10/10 см, заготовки для глаз лягушки , клей.
3. Тема: «Зайчик». Цель: Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами.
Материал: Квадрат 10/10 см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
4. Тема: «Бабочка». Цель: Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны.
Материал: Бумажные квадраты 10/10 см, заготовки для глаз, клей.
Декабрь
1. Тема: «Снежинки». Цель: Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали.
Материал: 12 квадратов синего цвета 5/5 см, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см, клей.
2. Тема: « Гномик». Цель: Продолжать учить детей выполнять бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции воспитателя.
Материал: Квадраты 8/8см, 6/6см,разного цвета, бумажная обрезь, клей.
3. Тема: «Новогодние украшения». Цель: Продолжать учить делать из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже знакомые приёмы складывания бумаги.
Материал: Разноцветные квадраты разных размеров, бумажнаяобрезь, клей, нитки.
Январь
1. Тема: «Колобок». Цель: Учить детей сгибать все углы прямоугольника равномерно, продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза).
Материал: Жёлтый прямоугольник 20/10см, оранжевый и красный квадраты 3/3см, два оранжевых кружка, клей.
2. Тема: «Зайчик». Цель: закреплять умение перегибать квадрат « книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку».
Материал: Квадраты серого цвета 8/8см и 10/10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
3. Тема: «Волк». Цель: Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов к верху наискосок, закреплять умение приклеивать головку, рисовать глаза.
Материал: Два серых квадрата 15/15см, 10/10см, заготовки для глаз и носа, клей.
4. Тема: «Лиса». Цель: Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями.
Материал: Квадрат оранжевый (красный) 15/15см, прямоугольник 15/7,5см, заготовки для глаз и мордочки.
Февраль
1. Тема: «Медведь». Цель: Учить перегибать «косынку» пополам, учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины.
Материал: квадраты коричневого цвета 15/15см, 10/10см, два квадрата 6/6см,клей.
2. Тема: «Лодочка». Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, использования готовых фигур в играх.
Материал: Прямоугольные листы 20/15см.
3. Тема: «Звёздочки». Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей» , учить чередовать цвета , складывать детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей.
Материал: 8 квадратов 10/10см, 4 из них одного цвета, 4- другого, клей.
4. Тема: «Курочка». Цель: Учить складывать квадрат дважды «косынкой» .
Материал: Красный квадрат 3/3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15/15см, клей, карандаш или фломастер.
Март
1. Тема: «Хризантема». Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.
Материал: 16/20 квадратов 4/4см белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы , клей.
2. Тема: «Подарок маме». Цель: Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами.
Материал: Разноцветный картон , квадраты жёлтой, синей, красной бумаги 10/10см, зелёная бумага для листьев и стеблей, клей, ножницы.
3. Тема: «Вертушки». Цель: Учить изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке. Материал: Квадраты 15/15см, разносторонние треугольники со стороной 20см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, клей , ножницы.
4. Тема: «Кошечка». Цель: Закрепить с детьми складывание и названия базовых форм, учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов, учить складывать треугольник «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла.
Материал: Два квадрата 15/15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.
Апрель
1. Тема: «Подарки малышам». Цель: Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов.
Материал: Разноцветные квадраты 10/10см.
2. Тема: «Рыбки». Цель: Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавая морскую композицию.
Материал: Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.
3. Тема: «Сова». Цель: Напомнить, как складывается базовая форма воздушный змей, учить перегибать верхний треугольник вперёд и возвращаться в исходное положение, делать надрезы на линии сгиба, сгибать концы складкой.
Материал: Квадрат 10/10см, заготовки глаз, мордочки, клей.
4. Тема: «Ёжик». Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой», понимать термины «верхний угол» , «нижний угол».
Материал: Квадрат серого, коричневого цвета 10/10см, карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и уголки на шубке.
Май
1. Тема: «Грачи прилетели». Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами.
Материал: Квадраты чёрного цвета 15/15см, заготовки для глаз, ножницы, клей.
2. Тема: «Ветка рябины». Цель: закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела».
Материал: Картон, квадраты 1,5/1,5см оранжевого или красного цвета, 3/3см зелёного цвета для листьев, клей, ножницы.
3. Тема: «Моё любимое оригами». Цель: Закрепить усвоенные на занятиях способы и формы оригами, улучшить навыки мелких и точных движений пальцев, как правой, так левой руки; воспитывать интерес к результатам своего труда.
Материал: Разноцветные квадраты 10/10см, ножницы, клей.
4. Тема: «Итоговое занятие». Цель: Оформление детских работ за период обучения; развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Материал: Альбом , поделки в технике оригами, клей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных компьютерных технологий в организации кружковой работы со старшими дошкольниками
Настоящий прогресс человечества зависит ...
Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "
Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Перспективный план кружковой работы "Изонить" старший возраст
Кружковая работа ИЗОНИТЬИЗОНИТЬ– техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.Занятия изонитью способствуют...
Кружковая работа со старшими дошкольниками "Школа мяча"
Программа содержит планирование занятий с детьми по обучению элементам баскетбола, футбола и волейбола...
Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"
Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....
Кружковая работа - Ниткография (старшая работа)
Метод «нитка графия» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ло...