Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа
вокального кружка «До-ми-соль-ка»
для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.
(срок реализации программы 2 года)
(парциальная)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obraz.programma_vokalnogo_kruzhka_domisolka.doc | 472.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Согласована На методическом совете Протокол №_______от _________ 201__г | Утверждаю: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Югорка» ______________Орлова С.И. |
Дополнительная образовательная программа
вокального кружка «До-ми-соль-ка»
для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.
(срок реализации программы 2 года)
(парциальная)
Составила:
музыкальный руководитель
Адвахова А.К.
Покачи
2019г.
Содержание: | |
1. Пояснительная записка …………………………………………………………... | 3 стр. |
- новизна и актуальность ……………………………………………………………… | 3 стр. |
- цель, задачи……………………………………………………………………………. | 4 стр. |
- отличительная особенность данной программы……………………………………. | 4 стр. |
- педагогическая целесообразность программы …………………………………….. | 5 стр. |
- принципы построения программы…………………………………………………... | 5 стр. |
- методы и приемы по реализации задач программы………………………………... | 6 стр. |
- педагогические технологии.......................................................................................... | 6 стр. |
- методы контроля……………………………………………………………………… | 7 стр. |
- диагностика…………………………………………………………………………… | 7 стр. |
- формы и режим занятий……………………………………………………………… - структура занятия…………………………………………………………………….. | 8 стр. 8 стр. |
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………… | 10 стр. |
- основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы………………………………………………………………………………. | 10 стр. |
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………………. | 10 стр. |
- работа с родителями...................................................................................................... | 11 стр. |
- Материально – техническое обеспечение, необходимое для реализации программы………………………………….................................................................... | 11 стр. |
2. Учебно-тематический план (с указанием тем количества часов занятий)………. | 15 стр. |
3 3. Перспективно - календарный план…………………………………………………. | 17 стр. |
4. Методическое обеспечение…………………………………………………………. | 36 стр. |
5. Список литературы…………………………………………………………………. | 36 стр. |
Приложения 1.............................................................................................................. | 38 стр. |
Приложение 2……………………………………………………………………….. | 43 стр. |
Приложение 3………………………………………………………………………. | 45 стр. |
Приложение 4………………………………………………………………………. | 46 стр. |
Приложение 5……………………………………………………………………….. | 48 стр. |
Приложение 6……………………………………………………………………….. | 46 стр. |
Приложение 7……………………………………………………………………….. | 49 стр. |
Приложение 8.............................................................................................................. | 51 стр. |
Приложение 9………………………………………………………………………. | 83 стр. |
«Запоют дети – запоет народ»
(К.Д.Ушинский).
1.Пояснительная записка
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению русской народной культуры. Программа имеет художественно - эстетическую направленность с элементами социально-педагогической направленности.
Программа вокального кружка «До-ми-соль-ка» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» «Музыкальное развитие детей 2-8 лет» под редакцией Е.В.Соловьевой, И.Г.Галянт и программы «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева.
Программа строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на формирование основ музыкальной культуры детей, наполнена авторскими разработками по данной теме.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом МАДОУ ДСКВ «Югорка», утвержденного постановлением администрации города Покачи от 06.10.2015г. № 1119
- Лицензией на образовательную деятельность №1482 от 09.04.2014г. бессрочно.
Новизна и актуальность.
Актуальность программы
Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.
Программа вокального кружка «До-ми-соль-ка» направлена на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактике асоциального поведения;
– создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога с семьей.
Цель: развитие вокальных умений и навыков, формирования певческой культуры дошкольников.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи.
Образовательные:
- формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
- учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
- развивать артистические способности
Воспитательные:
-поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
-побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости;
-побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша).
Отличительные особенности дополнительной программы
Отличительная особенность данной программы состоит в еѐ практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность через использование здоровьесберегающих технологий на каждом занятии. Игровые и здоровьесберегающие технологии используемые в программе направленны на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка.
Программа является личностно - ориентированной, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей:
- возникновение занимательных для детей игровых ситуаций (принесли письмо, влетел листочек с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых формируется мотивация к предстоящему занятию;
- сюжетное занятие, в течение которого ход игрового действия разворачиваются на основе сквозной сюжетной линии (например, прогулка в лес и т. п.);
- игры для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия.
На занятиях дети знакомятся с новым репертуаром, не изучаемым в ООП. Освоение материала в основном проходит в процессе практической творческой деятельности. Важным методом обучения вокальному искусству является разъяснение ребенку последовательности действий, в основе чего лежит индивидуальный подход.
Программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы «До-ми-соль-ка» - 2 года
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании:
- Личностно – деятельностного характера обучения, способствующего развитию у детей стремления к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- ситуации «успеха» для каждого ребёнка;
- максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
- условий для развития у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности за коллективный результат, облегчения процесса адаптации в обществе.
Принципы построения программы:
принцип системности (организация образовательного процесса на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка);
принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности);
принцип творчества (креативности) – (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
принцип построения материала от простого к сложному (логичное усложнение задач и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара);
принцип учёта интересов детей (позволяет учесть индивидуальные особенности детей, предоставить возможность осуществлять собственный выбор, обеспечить им продвижение вперед своим темпом);
принцип тематизма (средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины — России и с их мирами);
принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты разнообразных направлений музыкального искусства — народного, классического и современного);
принцип гуманизации (реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ);
принцип интеграции;
принцип сотрудничества.
Методы и приемы по реализации задач программы:
Словесный метод:
- беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
- скороговорки на развитие дикции;
- творческие игры со словом.
Наглядный метод:
- наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом);
- наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально - дидактическим играм);
Практический:
- песни-миниатюры;
- упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
- песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества).
Используемые технологии:
- игровые технологии
1. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; театральные сказки, мимические этюды,
2. Игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания; развивающие игры с голосом,
3. Игры: музыкальные, на развитие песенного творчества
4. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения
- здоровьесберегающие
1. Валеологические распевки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
2. Дыхательная гимнастика – управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. На Музыкальных занятиях включаются несложные упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
3. Артикуляционная гимнастика. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком, поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В. В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
4. Оздоровительные и фонопедические упражнения. Разработки В. Емельянова, М, Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно - глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются упражнения для горла, интонационно – фонетические (корректируют произношения звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
5. Игровой массаж. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела ребенок воздействует на весь организм в целом, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Использование игрового массажа М. Картушиной, А. Галанова, А. Уманской повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
6. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
7. Музыкотерапия. Это создание музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизиологического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Правильно подобранная музыка повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Использование технологий здоровьесбережение эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоении детьми определенного содержания и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержания и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности педагога – музыканта и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей.
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Методы контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- беседа по пройденному материалу;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Диагностика уровня развития музыкальных навыков детей.
Программа рассчитана на 2 года обучения и построена по принципу уровней (от простого - к сложному).
- для одаренных детей – подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня и шефские занятия с другими ребятами;
- для детей со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование на городском уровне, при условии, что обучающийся достиг чистого интонировании;
- для детей с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях, а также участие во внутришкольных и классных мероприятиях.
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих способностей детей.
Диагностическая методика разработана на основе методик предложеной К.В. Тарасовой.
Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.
Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.
Формы и режим занятий:
- индивидуальные и групповые занятия;
- концертные выступления в ДОУ,
- участие в городских конкурсах и мероприятиях,
- участие в интернет конкурсах.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).
Режим работы: занятия проводятся с октября по май (32 часа в год).
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня в музыкальном зале согласно утвержденному графику занятий кружка.
Деятельность кружка проводится в соответствии с рекомендуемой продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объѐмом учебной нагрузки с учѐтом требований СанПиН 2.4.1.3940-13, в старшей группе не более 25 минут, в подготовительной группе не более 30 минут, с оптимальным количеством детей 8-10 человек. Иногда проводятся сводные (общие занятия) и праздники, развлечения, благодаря которым, осуществляется преемственность.
Структура занятия:
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут):
Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
-упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
-дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
-упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука, приѐмы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка кантиленного пения);
-упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие высоты звука);
-упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада);
-вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano);
-упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни.
-знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании, элементах выразительности;
-разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
2 этап. Закрепление текста.
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание;
-пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.).
-пение на звук «у» для выравнивания унисона;
-пение a capella для установления чистого хорового строя;
-пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте;
-метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
-пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля;
-вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания; задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства. Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности).
- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно вместе);
-игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
-игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка);
-игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная палочка»);
-пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном);
- инсценирование песен;
- пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным исполнением песни).
-пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе, динамике;
-пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
3. Заключительная часть. (5 минут)
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате освоения программы вокального кружка «До-ми-соль-ка» дети смогут:
1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии.
3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.
4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.
6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.
7. Сочетать пение с движением
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень сенсорного развития;
- высокий уровень мотивации детей к вокальному исполнительству;
- творческая самореализация детей;
- участие и победы вокального коллектива, солистов ансамбля в различных конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области вокального образования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме:
- концертных выступлений,
- фестивалей,
- конкурсов.
В конце года готовится отчетный концерт, в котором участвуют все дети вокального кружка.
Выступления вокального кружка «До-ми-соль-ка» на утренниках в детском саду
Осенний праздник | Октябрь |
Новогодний праздник | Декабрь |
Выступление для детей младших групп | Январь |
Концерт для пап | Февраль |
Выступление на утреннике, посвященный 8 марта | Март |
Выступление на выпускном утреннике | Апрель |
Выступление на развлечении День защиты детей | Май |
Работа с родителями:
- родительские собрания,
- консультации индивидуальные и групповые,
- совместная работа в проектной деятельности,
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в конкурсах, концертах,
- наглядная информация,
- проведение совместных праздников и развлечений.
Материально- техническое обеспечение, необходимые для реализации программы:
- Перечень учебно-наглядных пособий
Область | Наименование пособий | Единицы измерения | Количество |
Слушание | Иллюстрации по разделам Рабочей | Комплекты | 12 |
музыки | учебной программы | ||
Иллюстрации «Времена года» | Штук | 20 | |
Портреты композиторов | Штук | 22 | |
Государственный академический | Комплект | 1 | |
ансамбль песни и танца | фотографий | ||
Государственный академический | Комплект | 1 | |
хореографический ансамбль «Березка» | фотографий | ||
А.Кленов. «Там, где музыка живет» | |||
Пение, | Плакаты | штук | 18 |
музыкально- | Музыка для детей старшего | ||
образовательная | дошкольного возраста. Л.Алексеева | 1 | |
деятельность | |||
Музыкальное | Пособие «Музыка» для детей 3-5 лет | штук | 1 |
творчество | Пособие «Театр» для детей 5-7 лет | штук | 1 |
- Перечень игрушек и игрового оборудования
Деятельность | Наименование | Единицы измерения | Количество | |||||
Игра на детских | Металлофон | шт. | 4 | |||||
музыкальных | Погремушки | шт. | 20 | |||||
инструментах | Деревянные ложки | шт. | 20 | |||||
Кастаньеты | шт. | 4 | ||||||
Гусли | шт. | 1 | ||||||
Гармошка | шт. | 1 | ||||||
Баян детский | шт. | 1 | ||||||
Молоточек музыкальный | шт. | 4 | ||||||
Губная гармошка | шт. | 4 | ||||||
Труба детская Саксофон детский Бубен Барабан Виола (губная гармошка с клавишами) Тарелки музыкальные Треугольник музыкальный Маракасы деревянные Маракасы пластмассовые Балалайка детская б/струн Домбра детская б/струн Гитара детская маленькая Гитара детская большая Дудочка деревянная Дудка пластмассовая Трещотка пластмассовая Рубель Свистульки деревянные Свистульки пластмассовые Свистулька керамическая Свистульки бумажные Трещотка самодельная Шумелка пластмассовая Колокольчики диатонические Гитара (игрушка-самоделка картон) | шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. | 1 1 3 4 1 1 1 4 2 1 1 2 1 2 1 1 1 6 2 1 1 4 1 8 5 | ||||||
Наглядные пособия - игрушки | Санки деревянные Поезд деревянный Куклы пластмассовые Собачки Неваляшка Черепаха Тигр Кошка Утенок Медведь белый Жук Мышь Белка Динозавр Курица Волк Олененок Кролик Лиса Заяц | Штук | 2 1 7 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |||||
Атрибуты для | Платочки (шелк) | Штук | 25 | |||||
проведения | Ленты | 30 | ||||||
музыкально- | Цветы пластиковые | 30 | ||||||
ритмических | Листья осенние (картон) | 25 | ||||||
движений (игр, | Маски (картон) | 50 | ||||||
хороводов, | Колоски (дсп) | 10 | ||||||
упражнений) | Овощи пластмассовые | 20 |
3.Перечень дидактических игр
Виды игр | Единицы измерения | Количество |
Игры на развитие ритмического слуха | штук комплект | 8 |
Тембрового слуха | 5 | |
Ладотонального слуха | 4 | |
Звуковысотного слуха Игры с палочками | 10 на группу детей |
4.Технические средства обучения
Наименование | Единицы измерения | Количество |
Синтезатор Yamaha | штук | 1 |
Микрофон б/п | 2 | |
База для микрофона б/п | 1 | |
Микшерный пульт | 1 | |
Микрофон головной | 1 | |
Колонки | 2 | |
Микрофон проводной | 2 | |
Стойка для микрофона б/п | 2 | |
Пюпитры | 3 | |
Телевизор | 1 | |
Мультимедийный экран подвесной | 1 |
5.Материально-техническое оснащение
Наименование | Единицы измерения | Количество |
Стул | штук | 4 |
Стол письменный | 3 | |
Шкаф для документов | 3 | |
Шкаф плательный | 1 | |
Кресло | 2 | |
Тумбочки Компьютер «ACER» Принтер «SAMSUNG» Часы настенные Зеркало Тюль на окнах Карниз Ковер Концертные костюмы | 2 3 3 1 1 1 1 1 30 |
6.Перечень учебно - методической литературы
Область | Наименование | Количество | |||
Методические материалы по вокалу | методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать»; Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития»; Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»; Вербова А. М. «Техника постановки голоса»; Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»; Попов А. И. «Физвокализ»; Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения». | 1 1 1 1 1 1 1 | |||
Пение | Песенник для малышей. | 1 | |||
Н.Метлов. Песни для детского сада. | 1 | ||||
Т.Орлова, Т.Бекина. Сборник «Учите детей петь» | 1 | ||||
для детей с 3 до 5 лет. | |||||
Т.Орлова, Т.Бекина. Сборник «Учите детей петь» | 1 | ||||
с 5 до 6 лет. | |||||
Т.Орлова, Т.Бекина. Сборник «Учите детей петь» | 1 | ||||
с 6 до 7 лет. | |||||
М.Михайлова. Поем, играем, танцуем дома и в саду | 1 | ||||
Музыкальное | М.Михайлова. Детские праздники, игры, фокусы | 1 | |||
воспитание | и забавы | ||||
1 | |||||
О.Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников | 1 | ||||
И.Дзержинская. Музыкальное воспитание | 1 | ||||
младших дошкольников | |||||
И.Кутузова. Музыкальные праздники в детском саду. | 1 | ||||
Л.Комиссарова. Наглядные средства в | 1 | ||||
музыкальном воспитании дошкольников | |||||
С.Бекина. Праздники и развлечения в детском саду | 1 | ||||
Н.Кононова. Музыкально-дидактические игры для | 1 | ||||
дошкольников | |||||
П.Костина. Годовое планирование настольных | 1 | ||||
музыкально-дидактических игр для детей 4-7 лет | |||||
Н.Кононова. Обучение дошкольников игре на | 1 | ||||
детских музыкальных инструментах. | |||||
Т.Доронова. Программа «Радуга» для первой | 1 | ||||
младшей группы | |||||
С.Бекина. Праздники в детском саду (изд.2) | 1 |
2.Учебно-тематическое планирование занятий по вокалу
1 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Общеекол- во часов | ||
1. | Введение, знакомство с голосовым аппаратом | 1 | ||
2. | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 | ||
3. | Знакомство со строением голосового аппарата. | 1 | ||
4. | Разучивание нового музыкального материала. | 1 | ||
5. | Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре. | 1 | ||
6. | Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию. | 1 | ||
7. | Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой. | 1 | ||
8. | Работа с микрофоном. | 1 | ||
9. | Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении. | 1 | ||
10. | Работа над музыкальным материалом. | 1 | ||
11. | Работа над песнями (фразировка, динамика, характер произведения) | 1 | ||
12. | Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения). | 1 | ||
13. | Работа над расширением диапазона | 1 | ||
14. | Работа над мелодическим слухом. | 1 | ||
15. | Работа над мелодическим слухом. | 1 | ||
16. | Пение a cappella (а капелла). | 1 | ||
17. | Выявление индивидуальных красок голоса (тембр). | 1 | ||
18. | Работа над разнообразным ритмическим рисунком. | 1 | ||
19. | Особенности ритма в музыкальном произведении. | 1 | ||
20. | Краски музыки и голоса. Унисон | 1 | ||
21. | Сольное пение | 1 | ||
22. | Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в произведении. | 1 | ||
23. | Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato). | 1 | ||
24. | Работа над художественным образом в песне. | 1 | ||
25. | Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом. | 1 | ||
26. | Вокализ в музыкальном произведении. | 1 | ||
27. | Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное дыхание. | 1 | ||
28. | Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову) | 1 | ||
29. | Работа над фразировкой и звуковедением. | 1 | ||
30. | Устойчивое интонирование. Движение под музыку. | 1 | ||
31. | Работа над дикцией, динамикой. | 1 | ||
32. | Работа над характером в музыкальном произведении | 1 | ||
итого | 32 |
Учебно-тематическое планирование занятий по вокалу
2 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее кол-во часов |
1. | Введение, Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 |
2. | Работа над техникой дыхания – дыхательные упражнения. | 1 |
3. | Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию. | 1 |
4. | Работа над музыкальными произведениями. | 1 |
5. | Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой. | 1 |
6. | Работа с микрофоном. | 1 |
7. | Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над характером произведения) | 1 |
8. | Певческая позиция. | 1 |
9. | Работа над новым музыкальным материалом. | 1 |
10. | Работа над песнями (фразировка, динамика, кульминация, над характером произведения) | 1 |
11. | Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения). | 1 |
12. | Работа над чистотой интонирования. | 1 |
13. | Работа над мелодическим слухом. | 1 |
14. | Пение a cappella (а капелла). | 1 |
15. | Ритмический рисунок. | 1 |
16. | Отработка полученных вокальных навыков, работа над строем в произведении. | 1 |
17. | Вокально-хоровые упражнения (на расширение диапазона, формирование гласных. | 1 |
18. | Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato). | 1 |
19. | Выявление индивидуальных красок голоса (тембр). | 1 |
20. | Работа над художественным образом в песне. | 1 |
21. | Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом. | 1 |
22. | Вокализ в музыкальном произведении. | 1 |
23. | Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное дыхание. | 1 |
24. | Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову). | 1 |
25. | Работа над фразировкой и звуковедением. | 1 |
26. | Развитие артистических способностей детей. | 1 |
27. | Освоение бэк-вокала | 1 |
28. | Работа над художественным исполнением произведений. | 1 |
29. | Сценическая культура. | 1 |
30. | Работа с фонограммой. | 1 |
31. | Работа над строем в ансамбле. | 1 |
32. | Движение под музыку. Работа над характером в музыкальном произведении. | 1 |
Итого | 32 |
3.Перспективно - календарный план
1 год обучения
Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) по программе «Камертон» Э.П.Костиной.
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» И. Евдокимовой. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» «Осенние дорожки», муз. и сл. И.Осокиной «Зонтики» муз. и сл. К.Костина |
Количество занятий - 4 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнение «В гости».
Упражнения:
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
«Пестрый колпачок» муз. и сл. И. Горбиной «Ябеда-корябеда» Б.Савельева |
Количество занятий - 5 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Побуждать детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Дед Мороз и валенки» муз. и сл. Л.Еремеевой «Серебристые снежинки» муз. и сл. А.Варламова |
Количество занятий - 4 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Побуждать детей работать с микрофоном. | «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся» «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 4 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Побуждать детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. 1.«Наша Родина сильна» муз.А.Филлипенко 2.«Модницы» И.Ростовцев |
Количество занятий - 4 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Упражнять связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упражнение«В гости».
Упражнения: «Обезьянки». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» Знакомый материал. 1.«Теремок» Л.Олифировой «Мама» А.Ермолаева» «Пешки-ложки» Ю. Турнянского |
Количество занятий -4 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать побуждать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший» «Стрекоза и рыбка» 1.«Любимый детский сад» К.Костина. |
Количество занятий -4 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| «Здравствуйте» Картушина.
«Прогулка» М. Лазарев. Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Солнечный зайчик» муз.В.Мурадели 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой. |
Количество занятий - 4 |
Перспективно - календарный план
2 год обучения
Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) по программе «Камертон» Э.П.Костиной.
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей исполнять песни а капелла. | «Здравствуйте» Картушина. 1. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Пароход»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. «Вёз корабль карамель». 2.«Кит-рыба». 1. «Мышка и кот» 2. «Машенька и Медведь» «Осень, осень», муз. А.Арутюнова р.н.п. «На горе- то калина» |
Количество занятий - 4 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнение «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнение: «Весёлый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная флейта». 1. «Шла Саша…» 2.Знакомый материал. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой «Песенка-чудесенка» муз.М.Протасова, «Песенка о гамме» муз.Г.Струве |
Количество занятий - 5 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Побуждать детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Качели»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Игра голосом: «Звуки Вселенной» «По волнам», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Робин Бобин», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Гроза», «Вьюга» Знакомый репертуар. «Елочка» муз.Л.Бекмана, сл.Р.Кудашевой, «Новогодняя» муз.А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной |
Количество занятий - 4 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Побуждать детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я радуюсь». «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). «От топота копыт» Чтение текста песен. Знакомый репертуар. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
«Веселое Рождество» ан.н.п. Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 4 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Побуждать детей работать с микрофоном. | «Здравствуйте» Картушина. 1. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; 2.«Машина»- вибрация губ. «Качели»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Мороз» (по методу Емельянова) «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. 1.«Бравые солдаты» муз.А.Филлипенко, 2. «Песенка про папу» муз.В.Шаинского, сл.М.Танича |
Количество занятий - 4 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Упражнять связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упражнение «Здравствуйте». Картушина.
Упражнения: «Весёлый язычок». «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебные предметы». «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 1. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной 2. «Мамочка» «Песенка о маме» А.Филлипенко «Наша мама» муз.Ю.Слонова |
Количество занятий -4 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать побуждать детей работать с микрофоном. | «Здравствуйте» Картушина. «Лягушка» - прищёлкивание, губами; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Ракета»- на звук «Л» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «На дворе трава». Знакомый репертуар.
1. «Кот и петух» А.Евтодьевой 2. «Я пою» 1. «Первоклашки» И.Крутой. 2. «До свиданья, детский сад» муз.А.орлова |
Количество занятий -4 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Прогулка» М. Лазарев. Голосовая разминка: «Ракета», «Змей-горыныч» Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Щеткой чищу я щенка» «Я пою», «Вот иду я вверх», Знакомый репертуар. 1. «В самый первый раз» Н.Разуваевой. 2.«Мы-дружные ребята» муз.С.Разоренова |
Количество занятий - 4 |
4. Методическое обеспечение:
- Рекомендации по проведению занятий (Приложение 2).
- Методические приемы обучения детей пению (Приложение 3).
-Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 4).
- Музыкально-дидактические игры (Приложение 5)
- Мини- беседы для детей о вокальном искусстве (Приложение 6)
- Конспекты занятий (Приложение 7)
5. Список используемой литературы для педагога.
- И.Г. Галянт, Е.В. Соловьева Програмно методический комплекс «Радуга» Методическое пособие для специалистов ДОО «Музыкальное развитие детей 2-8 лет, Издательство Просвещение, 2015 г.
- О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Санкт-Петербург, 2005.
- В. Шаинский «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.
- Г. А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности».
- О. П. Радынова, И. В. Груздова, Л. Н. Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников». Москва, 1999.
- Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
- Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л.,
Список используемой литературы для родителей.
- Консультации для родителей «Охрана детского голоса»,
- «Влияние музыки на психику ребёнка».
- СД «Детские песенки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
Дополнительная образовательная программа «Будем с песенкой дружить» в рамках работы вокального кружка «Домисоль-ка» для воспитанников 5-7 лет
Данная программа разработана для организации работы вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоров...
Дополнительная образовательная программа вокального объединения "До-ми-солька"
Программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Вокальный кружок "Светлячки"
Данная рабочая программа может применяться в дошкольном учреждении как узкоспециализированная. Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию детей старшего...
Дополнительная образовательная программа вокальной студии «Веселые нотки» с детьми 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет.Разработана в соответствии с ФГОСДО...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Голосок" на 2022-2023 учебный год
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.Задачи:Образовательные:-...