Дополнительная образовательная программа вокального объединения "До-ми-солька"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do-mi-sol-ka_zaverennaya_versiya.docx | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и принято УТВЕРЖДАЮ
на заседании педсовета № Заведующий
протокол №___от_________2017г. МАДОУ детский сад №1
«Радуга» ГО г. Агидель РБ
___________ Н.А. Латыпова
Приказ от «___»________2017г.
Дополнительная образовательная программа вокального объединения «До-ми-солька»
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Радуга» городского округа г. Агидель
Республика Башкортостан
Программа рассчитана для детей 4-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
С. С. Терентьева
Музыкальный руководитель
Агидель - 2017г.
Пояснительная записка
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей. Она направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Также при разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Дополнительная программа соответствует требованиям:
- Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Состав вокального объединения формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих объединение - 4-7 лет. Наполняемость группы на занятиях - 8-10 детей.
Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.
В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции; воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умений различать звуки по высоте;
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
8. Совершенствование вокально-хоровых навыков;
9. Обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле);
10. Обучение основам музыкальной грамоты;
Планируемый результат:
1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
2. Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
4. Основаны этические нормы на основе праздников.
5. Самостоятельно играть музыкальное произведение (играть отдельно правой и левой рукой)
6. Уметь играть в ансамбле, слышать исполнение педагога.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будет проходить в форме концерта.
Основопологающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
• Принцип деятельностного подхода;
• Принцип культуросообразности;
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения;
• Принцип гуманизации;
• Принцип сотрудничества;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Организация и проведение занятий
Программа вокального объединения «До-ми-солька» предназначена для детей 4 – 7 лет. Предполагается 52 занятия в год. Занятия проводятся с октября по апрель, два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 – 30 минут в соответствии с возрастными особенностями детей.
Учебно-календарный план
работы по программе вокального объединения «До-ми-солька»
для детей 4-5 лет.
Месяц | Тема занятий | Задачи | Репертуар | Кол-во ак.часов | ||
теория | практика | всего | ||||
О К Т Я Б Р Ь | 1. Вводное занятие. Что такое музыка? 2. Знакомство с инструментом. 3. Постановки звука. | Знакомство с детьми, беседа с ними о музыке. Рассказ об инструменте, иллюстрация игры на нем. Обучение правильному интонированию звука, ознакомление со свойствами музыки. | Слушание: песня «Музыка для малышей», «Веселые нотки» «До-ре-ми-фа-соль-ля-си» Попевки «Ле-ми-ле», «Веселые зверята», «Я пою – хорошо пою». | 1 1 1 | 1 2 2 | 2 3 3 |
Н О Я Б Р Ь | 1. Русская народная песня. 2. Песни композитора В.Я. Шаинского. | Ознакомление с русскими народными попевками, учить исполнять их мелодично. Изучение творчества В.Я. Шаинского с иллюстрацией картинок и мультфильмов. | «Жили у бабуси», «Во поле береза стояла», «Мы едем, едем, едем в далекие края». «Игра», «Ужасно интересно», «Антошка», «От улыбки», «Облака». | 1 1 | 3 3 | 4 4 |
Д Е К А Б Р Ь | 1. Песни с сопровожде -нием шумовых инструментов. 2. Детские эстрадные песни. | Обучить детей пению простых мелодий с частичным, самостоятельным сопровождением шумовых инструментов. Учить детей исполнять детские эстрадные песни с музыкальным сопровождением (под фонограмму), вовремя вступать и заканчивать мелодию, не выкрикивать, прислушиваться друг к другу. | «Полька-бабочка» А.Г. Красева, «Мяу-мяу» А. Н. Авдеева, «Марш» Кабалевский, «Солнышко и дождик». «Зимушка-зима», «Ах, вы сени», «На прогулку в лес пойдем», «Новогодний хоровод», «В лесу родилась елочка», «Дед Мороз». | 1 1 | 3 3 | 4 4 |
Я Н В А Р Ь | 1. Ритмические игры и упражнения. | Развивать чувство метро- ритма, ритмический слух, развивать музыкальную память (учить наизусть); учить групповому пению. | «Веселые подружки», «Лесная прогулка», «Пляска с погремушками», «К нам гости пришли». | 1 | 5 | 6 |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Знакомство с инструментом.
2. Ноты. Нотный стан. 3.Динамические оттенки. 4. «Малыш за роялем». | Ознакомление со строением инструмента, клавиатуры. Изучение нот, правильность их написания.
Пиано. Форте. Правила осанки во время игры на инструменте. Игра на фортепиано. | Попевка «Я пою» Попевка «Фа-соль», «Почему нет нотки му?», игра с «разноцветными нотами» «Дружат пальчики и нотки», «Тише-тише кот на крыше» «Чижик-пыжик», «Кап-кап-кап», «Петушок», «К нам гости пришли». | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 |
М А Р Т | 1. Длительность нот. Паузы. 2. Музыкальный лад. 3. Музыкальная викторина «Угадай мелодию». | Изучение длительности нот, простукивание длительности ладошками. Определение понятия мажора и минора в музыке. Учить правильно различать мелодии песен со словами и без слов, правильно называть песни. | «Василек» ««Веселый-грусный», «Солнышко и дождик» Весь изученный материал.
| 1 1 - | 1 1 2 | 2 2 2 |
А П Р Е Л Ь | 1. «Я играю» 2. Ансамбль. 3. Отчетный концерт. | Закрепление простейших навыков игры на фортепиано. Ознакомление игры под аккомпанемент. Демонстрация навыков вольного, хорового пения и игры на музыкальных инструментах. | «Ручейки весенние», «Весна идет», «Солнышко». «Прелюдия» «Прелюдия», «Полька», «Барыня». | 1 1 - | 3 2 1 | 4 3 1 |
Учебно-календарный план
работы по программе вокального объединения «До-ми-солька»
для детей 6-7 лет
Месяц | Тема занятий | Задачи | Репертуар | Кол-во ак.часов | ||
теория | практика | всего | ||||
О К Т Я Б Р Ь | 1. Что такое музыка? Свойство звука.
2. Постановки звука. 3. Русская народная песня. | Знакомство с детьми, беседа с ними о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Обучение правильному интонированию звука, ознакомление со свойствами музыки. Ознакомление с русскими народными напевами, определение особенности гармонии. | Слушание: песня «Музыка всюду живет» Я. Дубравин, песня «Веселые нотки» Попевки «Ле-ми-ле», «Веселые зверята», «Я пою – хорошо пою». «Во поле береза стояла», «Каравай», «Мы едем, едем, едем в далекие края». | 1 1 1 | 1 2 2 | 2 3 3 |
Н О Я Б Р Ь | 1. Песни композитора В.Я. Шаинского. 2. Песни с сопровожде -нием шумовых инструментов. | Изучение творчества В.Я. Шаинского с иллюстрацией картинок и мультфильмов. Обучить детей пению простых мелодий с частичным и полным самостоятельным сопровождением шумовых инструментов. | «Антошка», «От улыбки», «Облака», «Голубой вагон», «Чунга-чанга», «Песня мамантенка». «Полька» Тиличеева Е.И., «Киска» А.С. Витлин, «Марш» Кабалевский, «Солнышко и дождик». | 1 1 | 3 3 | 4 4 |
Д Е К А Б Р Ь | Детские эстрадные песни. | Учить детей исполнять детские эстрадные песни с музыкальным сопровождением (под фонограмму) и без него, вовремя вступать и заканчивать мелодию, не выкрикивать, прислушиваться друг к другу. | «Зимушка хрустальная», «Ах, как хороша», «На прогулку», «Новогодний переполох», «В лесу елочка росла», «Дед Мороз», «Гномы». | 2 | 6 | 8 |
Я Н В А Р Ь | 1. Ритмические игры и упражнения. 2. Музыкальная викторина «Угадай мелодию». | Развивать чувство метро- ритма, ритмический слух, развивать музыкальную память (учить наизусть); групповое пение. Учить правильно различать мелодии песен со словами и без слов, правильно называть песни.
| «Зимняя песенка», «Дед Мороз», «Пляска с погремушками», «Вот такая чепуха», «На птичьем дворе». Весь изученный материал. | 1 - | 3 2 | 4 2 |
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Знакомство с инструментом.
2. Ноты. Нотный стан. 3. Правила пунктуации. Динамические оттенки. 4. «Малыш за роялем». | Ознакомление со строением инструмента, клавиатуры. Изучение нот, правильность их написания.
Начальные упражнения для рук. Пиано. Форте. Правила осанки во время игры на инструменте. Игра на фортепиано. | Попевка «До-ре-ми-фа-соль-ля-си» Попевка «Фа-соль», «Почему нет нотки му?», игра с «разноцветными нотами» «Дружат пальчики и нотки», «Тихо-громко» «Чижик-пыжик», «Дин-дон», «Василек», «Петушок», «Как под горкой». | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 |
М А Р Т | 1. Ключи. 2. Длительность нот. Паузы. 3. Музыкальный лад. | Ознакомление со скрипичным (правая рука) и басовым (левая рука) ключом. Изучение длительности нот, простукивание длительности ладошками. Определение понятия мажора и минора в музыке. | «Василек» «Андрей-воробей», «Кот и мыши», «Зайка». «Веселый-грусный», «Солнышко и дождик» | 1 1 1 | 1 1 1 | 2 2 2 |
А П Р Е Л Ь | 1. «Я играю» 2. Ансамбль. 3. Отчетный концерт. | Закрепление простейших навыков игры на фортепиано. Ознакомление игры под аккомпанемент. Демонстрация навыков вольного, хорового пения и игры на музыкальных инструментах. | «Весенняя капель», «Два веселых гуся», «Солнышко». «Детское адажио» «Детское адажио», «Веселая полька» Кабалевский, «Прелюдия». | 1 1 - | 3 2 1 | 4 3 1 |
Структура программы:
Программа рассчитана на один год. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном объединении проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.
Третий и четвертый год жизни. Голосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ре – ля), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2-ой октавы . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, постепенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу объединения два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон, группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
• игровой характер занятий и упражнений,
• активная концертная деятельность детей,
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
• звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, USB флешкарты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Основные направления обучения детей пению:
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения acapella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение acapella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся динамических изменений.
6.Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.
Формы реализации задач вокального объединения.
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления в конце года;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению:
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Технические средства: электронное фортепиано, цифровой фотоаппарат, видеопроектор, цифровая видеокамера, радиомикрофоны.
- Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
- Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на музыкальном инструменте;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни. (Приложение)
Работа с родителями.
Консультации на темы:
1. «Как охранять детский голос»
2. «О колыбельных песнях и их необходимости»
3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
- «Музыка и дети, музыкатерапия»
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля:
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательной и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверок:
-беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания/
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Участие в классных, школьных, поселковых, районных концертах и вокальных конкурсов, аплодисменты после выступления, появление «своего» зрителя является лучшей оценкой деятельности участников объединения.
Требования к уровню подготовки ученика:
- наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, игра на фортепиано простых мелодий, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- умение играть одной и двумя руками на фортепиано под аккомпанемент педагога.
Предполагаемый результат.
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а также восприятие песен разного характера.
3. Умение петь, играть на фортепиано при помощи музыкального руководителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: «Советский композитор», 1989 г. – 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: «Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург: «Композитор», 2003 г. –
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», 2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская нота», 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
Дополнительная образовательная программа «Будем с песенкой дружить» в рамках работы вокального кружка «Домисоль-ка» для воспитанников 5-7 лет
Данная программа разработана для организации работы вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоров...
Дополнительная образовательная программа "Вокальный кружок "Светлячки"
Данная рабочая программа может применяться в дошкольном учреждении как узкоспециализированная. Программа составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию детей старшего...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Домисолька"
Дополнительная образовательная программавокального кружка «До-ми-соль-ка»для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет.(срок реализации программы 2 года)(парциальная)...
Дополнительная образовательная программа вокальной студии «Веселые нотки» с детьми 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет.Разработана в соответствии с ФГОСДО...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Голосок" на 2022-2023 учебный год
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.Задачи:Образовательные:-...