Семинар для музыкальных руководителей "В гости к народной песни"
учебно-методический материал

Семинар для педагогов дополнительного образования включает в себя сценарий на теиу "В гости к народной песни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_v_gosti_k_narodnoy_pesne.docx32.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  развлечения в старшей группе  на тему:

«В гости к  русской народной песне»

Цели:

1. Создать у детей  доброе, праздничное, радостное настроение. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

2. Обогатить музыкальные представления детей: раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен, познакомить с бытовыми, хороводными, колыбельными, игровыми видами русских народных песен.

3. На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке.

4. Развивать творческие способности дошкольников, артистизм.

5.Воспитывать у детей уважительное и бережное отношения к истории и культуре русского   народа.

Оборудование и материалы:

письмо;

видеозапись - вид из окна электрички;  

аудиозапись -  « звуки деревни»,  

« плач ребенка»;

дома с названием песен - колыбельная, хороводная, бытовая, игровая;  колыбелька,  кукла;  

сарафаны и ленточки на голову  для девочек,  

рубашки для мальчиков;

каравай;  кружка молока;

головные уборы в виде солнц и месяца;  

минусовки:

  • «Уж как я ль свою коровушку люблю»,
  • «Ходила младёшенька по борочку»,  
  • «Каравай»,
  • «Золотые ворота»;
  • колыбельная - «Баю - баюшки, баю, не ложися на краю…»;
  • рисунки фантастических существ: кот Баюн, Гули, Угомон.

Ход развлечения:

Девочка Маша, одетая в русский народный костюм, получает письмо.

Маша:  Письмо? Мне? Интересно от кого? Прочитаю обратный адрес: Музыкальный район, деревня Песенка.

Открывает конверт, достаёт письмо, читает содержание письма.

Здравствуй, Маша! Пишут тебе жители деревни Песенка. Мы узнали, что ты интересуешься различными видами народной песни. Хотим пригласить тебя к себе в гости. Мы сможем рассказать о различных видах песни и спеть их. Будем тебя ждать!

                                                                                      Жители деревни Песенка.

Маша: Что ж, неудобно отказать; да, и, интересно побывать в деревне! Отправляюсь в путешествие!

Идет видеоряд – вид из окна электрички; музыкальный фрагмент - голоса деревни. Маша,  как будто,  попадает в деревню.

Маша: Как хорошо! Воздух чистый! Птички поют. А вон и деревня на пригорке. Хм…никто меня не встречает. Постучусь в первую избу, здесь уж точно кто-нибудь живёт,  вон в  овине сколько  сена - готовятся люди к зиме, делают запасы  для коровы.

1-ЫЙ ДОМ

Стучится. Хозяева (дети) выходят из дома.

Маша: Здравствуйте, хозяева! 

1-й ребенок: Здравствуй, гостья, дорогая!

2-й  ребенок:  Откуда будешь и зачем к нам пожаловала?

Маша: Я из города Кемерово. Зовут меня Маша. Приехала по Вашему приглашению. Хочу узнать больше о народной песне.

3-й ребенок:  В нашей деревне знают и любят  народную песню. В ней вся жизнь русского человека, как в зеркале отражается. Звучит песня и в поле во время работы, и во время домашних дел, звучит на гуляньях весёлых и в забавах наших деревенских ребятишек. Идёт хозяюшка коровку покормить или подоить – обязательно песню о коровушке заводит.

4-й ребенок:  Что верно, то верно – нет на деревне лучше кормилицы, чем корова. И молочко, и маслице, и сметана… Да, ты, Машенька, угощайся… (протягивает кружку молока). Вкусно?

Маша: Очень! Цветами пахнет…

Спектакль «Вкусное молоко»

Декорация: лес, под деревьями — грибы.


Ведущий: Жили-были Дед и Бабка. Пошли они однажды в лес. Бабка взяла корзину —

                   грибы собирать, а Дед взял удочку — рыбу ловить.


Бабка: Дед, а Дед, смотри, сколько грибов в лесу, давай собирать.


Дед: Где ты, Бабка, грибы находишь? Я вот ни одного не вижу! Вот, один нашел! (Подходит к мухомору.)


Бабка: Да, Дед, видно, совсем ты старый стал, коль ничего не видишь! Разве можно

             такие грибы собирать? Ребята, подскажите Дедушке, как этот гриб называется?

              Скажите, можно его рвать? (Дети отвечают.)
Бабка: Иди, Дед, лучше к речке, лови рыбу, а грибы я сама собирать буду.


Дед (садится на ширму, свешивает ноги, забрасывает удочку за ширму). Ловись, ловись,

        рыбка, большая и маленькая! (Вытаскивает туфельку куколки.) Ребята, что же это

        я поймал? Скажите мне, а то я не вижу! (Дети отвечают.) Нет, мне туфелька ни к

        чему! Мне рыбка нужна! Буду еще ловить: ловись, рыбка, большая и маленькая!

        (Вытаскивает рыбку.) Ребята, опять туфельку поймал? (Дети отвечают.) Вот

         хорошо! Рыбку поймал. Бабушке покажу!
       
(Появляется бабка.)
Бабка: Ау! Дед! Ау! Посмотри, сколько я грибов насобирала!


Дед: А я рыбку поймал!


Бабка: Ох! Уморилась, сяду, отдохну! Ох-ох-ох! Уморилась! Никого у нас с тобой нет,

             Дед! Ни внучки, ни внука, ни собачки, ни кошечки!
Дед: Ох-ох-ох! Скучно нам, старым!
Раздается мычание.


Бабка: Ой, кто это идет сюда? Может быть, кошечка?


Дед: Нет! Что ты, бабка, это не кошечка.
Снова слышится мычание.
Дед: Может быть, это собачка?
Бабка: Да нет же, это не собачка. Ребята, подскажите, кто это к нам идет?
Дети подсказывают, входит корова, мычит.
Бабка: Коровка пришла! Что ты, коровка, мычишь, есть, наверное, хочешь? Будешь с

             нами жить? Мы тебя кормить будем! Иди ко мне, я тебя грибочками угощу! Ешь!

            (Корова отрицательно мотает головой.) Не хочет грибочков.
Дед: Иди, иди ко мне! Я тебе рыбку дам! Ешь рыбку! (Корова отказывается.) Не хочет!

         Чем же нам коровку накормить?
Бабка: Ребята! А вы знаете, что любит коровка?
Дети: Сено, траву.
Дед: Трава у нас есть, сейчас принесу! (Уходит, приносит траву.) Ешь, милая, ешь!

         (Корова ест.) Нравится травка? (Коровка кивает. Снова начинает мычать). Что ты,

          коровушка, опять мычишь? Еще травы хочешь? (Коровка отрицательно мотает

           головой.)
Бабка: Я знаю, почему наша коровка мычит. (Подходит к коровке, гладит ее.) Ее подоить

              надо! Пойду за ведром! (Уходит, возвращается с ведром.) Иди ко мне,

              коровушка, я тебя подою! Милая моя! (Доит корову.)
Дед: Ух ты, сколько молока! Пойду за кружкой. Люблю молоко! (Возвращается с

         кружкой.) Налей, бабка, мне молока побольше!
       
(Бабка напивает молоко в кружку.)
Дед (садится на ширму, пьет молоко, причмокивает): Ох и вкусное молоко! Бабка, дай-ка

        мне еще молочка. Спасибо тебе, коровушка, за вкусное молочко!
Бабка: Ребята, а вы хотите молока? В ведре еще много осталось! Сейчас я вам в чашки

             налью! Всех угощу! А ты, коровушка, пойди посмотри, как дети твое молоко пить

             будут.
Коровка смотрит, как дети пьют молоко. Дети гладят ее, говорят «спасибо».
Бабка: Ребята! Я теперь коровку каждый день буду доить и вам молочке в ведре

             приносить! Пейте на здоровье!

1-й ребенок:   Коровушка Бурёнушка – так ласково у нас называют корову. Много о ней разных песен сложили.

Поют хором «Уж как я ль свою коровушку люблю»

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль - то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, бурёнушка,  моя!

Уж,  коль я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Маша: Хорошая песня. Добрая. Спасибо Вам за молоко, за песню. Пойду дальше…

Все:  Всего тебе хорошего, Машенька. Приходи ещё.

2-ОЙ ДОМ

Подходит ко второму дому. Из дома доносятся звуки колыбельной песни (звучит фонограмма).  У дома стоят все хозяева, кроме мамы, которая убаюкивает малыша.

Маша:  Мир Вашему дому! 

1-й ребенок:   С миром принимаем.

Маша: Зовут меня Маша, приехала я по Вашему приглашению, хочу больше узнать о народной песне. А что за песня доносится из Вашего дома? Так нежно и ласково её кто-то поёт.

2- ребенок:   Да это же колыбельная! Мама Ванюшку баюкает.

Маша:  Баюкает? (удивляется)  Какое необычное слово!

Мама выходит из дома

Мама: Да, сейчас редко его услышишь.

3-й  ребенок:  «Баюкать» – значит укачивать или «баять» - говорить.

4-й  ребенок:  Бабушка нам рассказывала, что в старину колыбельные «байками» называли. С этими распевными негромкими песнями укачивали и успокаивали малыша.

Мама: А ещё бабушка рассказывала, что у слова «баять» есть более древнее значение: «шептать», «заговаривать».

1-й ребенок:  С помощью колыбельных,   как оберегов,  матери защищали своих детей от всякого зла.

Маша: А…  Вот откуда появились Бабай,  Бука и волчок, который может укусить за бочок…

2-й ребенок: Да,  в колыбельных много вымышленных несуществующих персонажей: Угомон, Дрёма, но есть и настоящие: Гули, Кот-баюн.

3-й ребенок: Вот посмотри, мы это с бабушкой рисовали (дети показывают рисунки). Это - Кот - баюн, Гули,  Угомон.

Звучит фонограмма плача ребёнка

4-й ребенок:  Ой, Ванюша проснулся, а ему нужно ещё спать… Споём ему колыбельную…

Один ребенок берёт другого ребёнка, все поют колыбельную, малыша передают друг другу.

Баю – баюшки, баю, не ложися на краю,

Придёт серенький волчок и укусит за бочок.

Баю – бай, баю – бай, ты, Ванюша не вставай,

А то к нам придёт Бабай, скажет: Ванечку отдай».

А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим.

Укладывают ребёнка в колыбельку.

Маша (шёпотом): Спасибо. Вы мне так много интересного рассказали о колыбельной песне. Я пойду, пусть Ванюша спит и растает здоровеньким и умненьким.

3-ОЙ ДОМ

Маша идёт дальше, подходит к третьему дому. Около дома дети водят хоровод.

Ходила,  младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на былинку.  

Болит,  болит… 

Увидели Машу и замолчали, остановились…

Маша: А можно и мне  с вами!

Дети берут Машу в хоровод.

4-й ребенок:  

Собирайся, народ

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боится

Тот и пляшет, и поёт.

Поют все вместе еще раз.

Ходила,  младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку,

Брала, брала ягодку земляничку.

Наколола ноженьку на былинку.  

Наколола ноженьку на былинку.  

Болит,  болит  ноженька, да не больно;

Пойду к свету – батюшке  да спрошуся,

У  родимой матушки доложуся:

Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

Маша:  Ох, и весело у Вас!

1-й ребенок: Мы любим водить хороводы, эта древняя традиция на Руси.

2-й ребенок: Хороводы водили и «на беседах» в избе, и во зелёных во лужках после того, как сено скосили и в стога сносили.

3-й  ребенок:  Мы вот по грибы, по ягоды сходили.

4-й  ребенок:  А кончил дело – гуляй смело! Становись в хоровод…

Маша:  Спасибо Вам! Мне очень у Вас понравилось!

Все:  Приходи ещё!

Маша:  До свидания!

Маша подходит к последнему дому. И слышит…

4-ЫЙ ДОМ

Как на Катины именины испекли мы каравай.

Вот такой вышины, вот такой низины,

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай.

Маша:  Здравствуйте! С именинницей вас!

1-й ребенок:  Заходи, присоединяйся к нашему праздничному караваю!

Маша:  Как у вас здесь красиво и необычно!

2-й ребенок: Угощайтесь, гости дорогие! Каравай в честь нашей именинницы приготовлен.

Катя – именинница: А потом петь будем, хороводы водить, игры затевать.

Маша: Как здорово! Я впервые присутствую на настоящих именинах. Спасибо вам!

Катя – именинница:  Приглашаю вас, гости  дорогие, поиграть-повеселиться.

Проводится игра «Золотые ворота».

Выбирают игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Дети поют:

Ай, люли, ай, люли.

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше-

Получилась красота!

Получились не простые –

Золотые ворота!

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустят вас!

Маша отходит в сторону.

Маша: Да, недаром говорят: «С песней на Руси родились». Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица:  «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

 

Финальная песня (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные песни и музыкальные инструменты

знакомство детей с песней и музыкальными инструментами...

Методика разучивания русской народной песни в оркестре детских музыкальных инструментов.

Методическая разработка разучивания русской народной песни "Я на горку шла" в оркестре детских (ударных) музыкальных инструментов.Состав инструментов: Металлофоны, бубны, треугольники, ложки, трещотка...

Сценарий развлечения "В гости к русской народной песне"

Цель развлечения "В гости к русской народной песне": познакомить дошкольников с разными жанрами русской  народной песни - бытовой, игровой, колыбельной и хороводной. Проводится фв форме игры - пу...

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа" методическая разработка

Разработка музыкального занятия "Народная песня - душа народа"  методическая разработка...

Статья для родителей от музыкального руководителя "Народная песня в вашем доме"

Статья для родителей от музыкального руководителя "Народная песня в вашем доме"...

Конспект музыкального занятия "Оркестр коми народной песни Катша-катша"

Цель: Приобщение детей к культуре народа коми средствами музыки.Задачи:1. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик на восприятии музыки и и...