Авторская программа по самообразованию
рабочая программа (старшая группа)

Светлана Анатольевна Устинова (Игнатович)

Программа по самообразованию "Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида»

683030, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Зелёная роща, 6, тел. 24-38-08; 24-26-90

Программа по самообразованию

«Позитивная социализация

детей старшего дошкольного возраста

посредством трудовой деятельности»



Разработала:

Игнатович Светлана Анатольевна

Пояснительная записка

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Программа направлена на овладение основными профессиональными компетенциями по вопросам позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности.

Самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых формах посредством разнообразных учебных и методических текстов, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий, посещения вебинаров, семинаров и обучения на курсах повышения квалификации.

Нормативный срок освоения программы: 2019-2020 уч. год.

Основания для разработки планирования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  5. Программа развития МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
  6. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».
  7. Рабочая программа воспитателя.

Актуальность

Проблема позитивной социализации дошкольников с целью подготовки их к современной жизни является достаточно актуальной. Это сложный и многогранный процесс развития социального сознания под влиянием различных факторов и возрастных особенностей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования необходимо развивать социальный интеллект дошкольника, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам труда и творчества. (Раздел II, п. 2.6.)

Цель позитивной социализации - освоение воспитанниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Благодаря социализации у ребенка-дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему миру, к проблеме взаимоотношений между людьми, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных ориентаций.

Актуальность разработки представленной программы по самообразованию обусловлена поиском более эффективных способов педагогического воздействия на социальное развитие детей дошкольного возраста и их позитивную социализацию в окружающем мире.

Таким эффективным способом я считаю трудовую деятельность.

Трудовая деятельность в детском саду – это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через его активную жизненную позицию.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. 

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Содержанием трудовой деятельности в дошкольном учреждении являются:

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной и художественный труд.

Формы организации труда:

1. Поручения.

2. Дежурства.

3. Коллективный труд.

Средства трудового воспитания:

  1. Собственная трудовая деятельности детей.
  2. Ознакомление с трудом взрослых.
  3. Художественных средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.

Цель и задачи

Цель: совершенствование профессиональных компетенций по вопросам позитивной социализации детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Изучить традиционные и современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Создать условия для организации системы трудового воспитания детей в группе, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг трудовой деятельности дошкольников.
  6. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам позитивной социализации детей в процессе труда.
  7. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на различных уровнях, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Направления для самообразования:

1. Изучение научной и методической литературы по теме.

2.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

3. Проектирование деятельности.

4. Мониторинг деятельности.

5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

6.Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования.

7. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.


Предполагаемый результат

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач позитивной  социализации детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
  2. Разработаны образовательные и досуговые мероприятия по позитивной социализации дошкольников на основе трудовой деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект: технологические карты (алгоритмы) выполнения трудовых действий, обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры, сценарии социально-трудовых акций, развлечений, проектов, конспекты ООД, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
  6. Усовершенствованы методы и способы взаимодействия с родителями, направленные на позитивную   социализацию детей посредством трудовой деятельности.

Для воспитанников:

  1. Овладел элементарными трудовыми навыками и умениями.
  2. Имеет представление о профессии своих родителей и труде взрослых.
  3. Умеет взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, старается выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
  4. Сформированы навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  5. Сформированы основы социальных качеств личности ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание.
  6. Сформирована установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  7. Сформировано желание участвовать в различных видах трудовой деятельности, совместных проектах, акциях, играх и мероприятиях социально-трудового характера.

Для родителей:

  1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам позитивной социализации своих детей на основе трудового воспитания.
  2. Приобретён педагогический опыт активного участия в социальном развитии своего ребенка.
  3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
  4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
  5. Установлено единство с педагогами ДОУ в трудовом воспитании и социальном развитии своего ребенка.

Планирование профессиональной деятельности

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Организационно-аналитический

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования.

Ноябрь-декабрь

2019г.

Ознакомление с новинками педагогической литературы - постоянно.

1. Самоанализ собственной профессиональной деятельности:

- выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;

- определение условий реализации темы.

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме:

- проанализировать современные подходы к социальному развитию и позитивной социализации дошкольников из книг:

1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана-Граф, 2016.

2. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015.

  1. Кривцова С.В., Чал-Борю В.Ю. «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников – М.: Клевер Медиа Групп, 2018.

- изучить методические пособия и статьи по трудовому воспитанию:

  1. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. Под ред. С. А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошк. Учр. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  3. Буре Р. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1987.
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1998.

- разработать социально-трудовые акции, проекты, игры из методических пособий:

  1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Букатов В.М. Социоигровая педагогика в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Иванова А.А., Лабутина Н.П., Гусева Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада. – М.: Вентана-Граф, 2016. 
  5. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов. _ М: М-Книга, 2014.

3. Разработка плана по самообразованию.

4. Определение предполагаемых результатов.

5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика).

Первая половина декабря

2019г.

- планирование курсов повышения квалификации по теме;

- планирование обучения на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам трудового воспитания дошкольников.

Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, тестов;

- обработка полученных данных.

Практический

  1. Создание психолого-педагогических условий.
  2. Разработка методического обеспечения образовательного процесса.
  3. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  4. Взаимодействие с родителями.
  5. Взаимодействие с социальными партнерами.

  1. Создание психолого-педагогических условий в группе:
  1. Применение недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе трудовой деятельности.
  2. Проведение ситуаций позитивного общения.
  3. Поддержка доброжелательных отношений между детьми в процессе трудовой деятельности.
  4. Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка.
  5. Применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

II. Разработка методического обеспечения:

  1. Конспекты ООД «Наш чистый город», «В гостях у Маши и Медведя», «Путешествие в страну Рукоделия», «Большая стирка» и др.

  1. Картотеки:

- дидактических игр «Назови трудолюбивых героев», «Кто поступил правильно?», «Предметы, которые помогают прибираться в доме» и др.;

- технологических карт (алгоритмов) выполнения трудовых действий: «Ухаживаем за растением», «Убираемся в квартире», «Наводим порядок в кукольном уголке», «Готовим салат» и др.;

- обучающих ситуаций: «Помоги младшему воспитателю накрыть стол к обеду», «Помоги Танечке вынести на прогулку игрушки», «Покажи, как нужно подметать» и др.;

- игровых проблемных ситуаций «Если пол грязный, то что ты сделаешь?», «Если на полочке пыль, то что ты сделаешь?».

  1. Лэпбук: «Юные помощники».

4. Сценарии социально-трудовых акций различной направленности:

- помощь другим людям: «Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Волонтерский наш отряд»;

- экология: «Кормушки для птиц», «Вредный целлофан»;

- окружающий социальный мир: «Чистый двор», «Книжка заболела».

5. Сценарии социальных проектов на основе трудовой деятельности: «Мамины помощники», «Огород на окне», «Юные поварята», «Трудовой десант», «Бабушкина школа».

6. Сценарии развлечений: «Праздник чистоты», «Федорины помощники», «В гостях у Винтики и Шпунтика».

7.Фотоальбомы, папки-передвижки: «Трудовые будни нашей группы», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «Добрые дела наших дошколят» и др.

8.Компьютерные информационно-дидактические материалы по теме.

III. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

  1. Оформление в группе зон и центров трудовой направленности: «Творческая мастерская», «Уголок добрых дел», «Наши дежурные».
  2. Обогащение РППС:

- природным и бросовым материалом для ручного труда (шишки, желуди, скорлупа от грецких орехов, пластмассовые крышки, корпусы от фломастеров и др.);

- оборудованием для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, труда на участке (лопатки, ведерки, тряпочки, контейнеры, схемы с алгоритмом ухаживания за растениями, фартуки и шапочки для дежурных и др.).

  1. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

- разработка лэпбуков;

-  подбор специальных пособий, книг, альбомов;

- подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение видеотеки: видеосюжеты, отрывки из мультфильмов и детских кинофильмов.

IV. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

1. Педагогическое просвещение родителей:

- открытые образовательные мероприятия для родителей: «Путешествие в страну трудолюбивых людей», «Добрые дела нашего двора», «Все работы хороши»;

- мастер-класс «Игровые формы приобщения ребенка к  трудовой деятельности»;

- консультации «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста», «Для чего нужны социально-трудовые акции?», «Роль взрослых в трудовом воспитании дошкольников», «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в семье» и др.;

- индивидуальные адресные консультации.

  1. Организация совместной деятельности по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:

- оформление технологических карт по трудовой деятельности;

- оформление лэпбуков для каждого ребенка «Моя трудовая деятельность в детском саду и дома»;

- совместное изготовление атрибутов и пособий для игр, развлечений и других мероприятий в рамках проектов и акций.

  1. Организация совместных конкурсов детско-родительского творчества.
  2. Организация фотовыставок и стенгазет по итогам проектов и акций.

  1. Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования:

Подготовка и проведение тематических мероприятий и праздников в рамках проектов и акций:

- с библиотекой: «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится»; «Книжная поликлиника»;

- со школой: Социально-трудовая акция ко Дню Победы «Подарок ветерану своими руками».

Обобщающий

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Распространение опыта работы.

Апрель - май

2020г.

  1. Анализ и оценка деятельности.
  2.  Подготовка отчетов.
  3. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

  1. Представление опыта работы в форме:

- презентаций «Позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности», «Развивающие игры по трудовому воспитанию дошкольников»;

- выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к труду», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по трудовой деятельности  дошкольников», «Развитие социальных качеств личности ребенка в процессе трудового воспитания»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности (ООД);

- оформление методических папок «Формы и методы работы с детьми в рамках трудового воспитания», «Организация социально-трудовых акций в условиях дошкольного учреждения»;

- оформление фотоальбомов по всем проектам;

- публикаций «Формы взаимодействия с родителями в процессе позитивной социализации детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Литература

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов. - М: М-Книга, 2014.
  2. Букатов В.М. Социоигровая педагогика в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006.
  3. Буре Р. «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1998.
  6. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  7. Иванова А.А., Лабутина Н.П., Гусева Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада. – М.: Вентана-Граф, 2016. 
  8. Коломийченко Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: Сфера, 2015.
  9. Кривцова С.В., Чал-Борю В.Ю. «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников – М.: Клевер Медиа Групп, 2018.
  10. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  12. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошк. Учр. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  13. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. Под ред. С. А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  14. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."

Авторская разработка программы по самообразованию "Использование ИКТ в обучении и воспитании дошкольников."...

Авторская программа по самообразованию для детей младшего дошкольного возраста "Этикет и культура поведения"

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо с раннего дошкол...