«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» Тема проекта «Мир профессий»
проект (подготовительная группа)

Горбовая Татьяна Юрьевна

«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

Тема проекта

«Мир профессий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_mir_professiy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты

«Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»

«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты к.

        

«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

Тема проекта

«Мир профессий»

Горбовая Татьяна Юрьевна                                                                          учитель-дефектолог первая кв.категория                                                                                                                                                                                                       Вербовая Елена Алексеевна                                                                               воспитатель первая кв.категория

Якшевич Валерия Сергеевна                                                                               воспитатель

Воркута                                                                                                                                              2020

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

«Мир профессий»  по ранней профориентации дошкольников в мире  профессий посредством  сюжетно- ролевых игр

Адресация проекта

Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми с ЗПР

Авторы проекта

Учитель-дефектолог Горбовая Т.Ю..

Воспитатель Якшевич В.С.

Воспитатель Вербовая Е.А.

Участники проекта

Педагоги, специалисты, дети с ЗПР

Возраст воспитанников

6-7 лет

Особенности проекта

Функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков.

Цель проекта

Создание условий для  успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта

1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению).

2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды.

3. Повысить мотивацию родителей воспитанников в процессе ознакомления  профессиями.

4. Ранняя профориентация детей.

Ресурсы проекта

Мультимедийная аппаратура, аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, атрибуты для сюжетных игр, карточки-алгоритмы , дидактические игры, материалы для продуктивной деятельности.

Предполагаемые продукты проекта

1.Обогащение игровой среды.

2.Видеоролик.

Введение.

     Проектная деятельность давно и прочно вошла в жизнь нашего сада, но имеет свои особенности. Она отличается тем, что полностью планируется взрослым, он шаг за шагом ведет ребенка по ступенькам развития, постепенно раскрывая его  потенциальные возможности .

     Данный проект, направлен на раннюю проф. ориентацию дошкольников с ОВЗ в мире профессий посредством сюжетно-ролевых игр под названием : «Мир профессий». Данный проект позволяет решить две существенные проблемы.

1. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике.

Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у наших детей ограничены небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

 2.Проблема развития игровой деятельности у детей с нарушениями развития.

Данная проблема одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку дети испытывают трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий.

    В этом заключается актуальность нашего проекта.

 Цель проекта: Создание условий для  успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению).

2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды.

3. Научить детей использовать символы, имеющие социальную направленность: обобщенные и общеупотребительные символы и знаки (аптека, туалет, метро, известные торговые марки и т.д.)

4. Повысить мотивацию родителей воспитанников, социальных партнёров в процессе ознакомления  профессиями.

5. Ранняя профориентация детей.

6.Презентация видеоролика «Мир профессий» на родительском собрании.

Теоретическое обоснование

        Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников с ОВЗ, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий и носит развивающий характер.

        Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными особенностями специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже небольшой, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре ту или иную роль.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях,  наиболее продуктивно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда,  модели профессионального поведения.  

     

Основная часть

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационный.

Изучение методической литературы и интернет рессурсов,

Опросники для родителей

Подготовка презентаций и видеороликов,  подготовка атрибутов для игр.

           2 этап. Планирование работы.  

1. Определить профессии для изучения.

2. Разработать алгоритм погружения в профессию.

3. Составить план по изучению выбранных профессий.

     При планировании цикла сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с различными профессиями, мы ставили не традиционно-коррекционные цели, а функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков.

        На данном этапе  определили структуру проведения сюжетно-ролевых игр, разработали план  игр по изучению профессий с детьми ЗПР подготовительной к школе группы, опираясь на календарь жизни ДОУ, на  методические рекомендации Н.В. Краснощековой  «Сюжетно - ролевые игры   для детей дошкольного возраста» и  на результаты опроса родителей.

 Был разработан алгоритм погружения в профессию.

1. Приглашение близкого взрослого для беседы, показа презентации и т.д.

2. Экскурсия на данное место работы.

3. Создание или обогащение детьми и родителями игровой среды по изучаемой профессии.

4. Организация сюжетно-ролевой игры.

На изучение каждой профессии отводилось  2 недели.

  3 этап. Основной.          

        Первую неделю дети знакомились с профессией, а вторую  моделировали полученные представления о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре.     Учили детей тому, как делать покупки в магазине, как позвонить в скорую помощь, как занять очередь, как совершать покупки в аптеке, как вести себя в общественных местах.

        Проведя опрос среди родителей ,на тему кто кем работает, мы выбрали  5 профессий для изучения в рамках проекта «Мир профессий». При выборе отдали предпочтение профессиям близким к опыту детей: врач, фармацевт, парикмахер, кондитер, продавец. По каждой из выбранных профессий с детьми проводилась беседа, дидактические игры ,

        Профессия врач и фармацевт стали первыми в нашем проекте. На первой неделе с детьми посмотрели презентацию по теме, посетили с экскурсией кабинет медсестры детского сада, из подручного материала приготовили атрибуты для игры ( лекарства, рецепты, витамины). Изучили алгоритм вызова врача на дом. Вторую неделю посветили самой игре. (Приложение Сюжетная игра «Ваня заболел»)

        Следующая профессия стала — парикмахер.  Пригласили маму одного из воспитанников , которая рассказала о своей профессии и показала ребятам атрибуты необходимые для работы парикмахером. Для игры дети сделали альбом причесок. Погружение в профессию завершилось игрой «Парикмахерская».

        Продолжила наш проект профессия - кондитер. Для знакомства с профессией посетили с экскурсией кондитерскую «Лакомка», посмотрели видео  о работе кондитера,  налепили и разукрасили  из соленого теста атрибуты для игры. Итогом изучения профессии стала игра «Кондитерская».

        Завершили проект профессией — продавец и игрой «Супермаркет». Во время изучения профессии продавец была организована ярмарка, на которую пригласили родителей и детей из соседних групп, детьми были изготовлены атрибуты для игры в «Супермаркет»

Эффективность проекта.

        В процессе реализации проекта, помимо ознакомления детей с трудом взрослых и разнообразием профессий, у детей сформировалась модель социального поведения, необходимая им в дальнейшей жизни. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у детей повысился не только уровень развития сюжетно-ролевой игры, но и уровень социализации.

        Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовало   созданию тесного контакта в системе педагог – родитель-ребенок. Активное привлечение родителей воспитанников к участию в проекте помогло не только лучше усваивать знания, но и позволило семье выйти за рамки коррекционного детского сада.

4 этап. Презентация проекта

        Финалом проделанной работы стало приглашение родителей группы на просмотр видеоролика по страницам проекта «Мир профессий». На встрече педагоги рассказали родителям о задачах, которые ставили перед собой, о трудностях, которые имели место и об особенностях организации работы.  В результате проделанной работы нами была обогащена предметно-развивающая среда, дети  получили знания о различных профессиях, а также  необходимые социальные навыки .

ЛИТЕРАТУРА

  1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. Гулидова Т.В. "Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО" //Учитель, 2019.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.//М.: Просвещение, 2005.
  4. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
  5. Н.В.  Краснощекова,  «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» . Феникс, 2016.
  6. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
  7. Интернет-ресурсы: презентации, видеоролики, мультфильмы, аудиофайлы.

Приложения

Приложение 1 – Конспект НОД лепим продукты для магазина

Приложение 2 – Конспект сюжетно-ролевой Малыш заболел

Приложение 3 - Алгоритм оказания мед.помощи

Приложение 4 – Видеролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»

Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи:  - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»        На сегодняшний день в систе...

Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»

Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...