«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» Тема проекта «Мир профессий»
проект (подготовительная группа)
«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
Тема проекта
«Мир профессий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_mir_professiy.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты
«Челядьöс сöвмöдан 18№-а видзанiн»
«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты к.
«Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
Тема проекта
«Мир профессий»
Горбовая Татьяна Юрьевна учитель-дефектолог первая кв.категория Вербовая Елена Алексеевна воспитатель первая кв.категория
Якшевич Валерия Сергеевна воспитатель
Воркута 2020
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников в мире профессий посредством сюжетно- ролевых игр |
Адресация проекта | Предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми с ЗПР |
Авторы проекта | Учитель-дефектолог Горбовая Т.Ю.. Воспитатель Якшевич В.С. Воспитатель Вербовая Е.А. |
Участники проекта | Педагоги, специалисты, дети с ЗПР |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | Функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков. |
Цель проекта | Создание условий для успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры. |
Задачи проекта | 1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению). 2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды. 3. Повысить мотивацию родителей воспитанников в процессе ознакомления профессиями. 4. Ранняя профориентация детей. |
Ресурсы проекта | Мультимедийная аппаратура, аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, атрибуты для сюжетных игр, карточки-алгоритмы , дидактические игры, материалы для продуктивной деятельности. |
Предполагаемые продукты проекта | 1.Обогащение игровой среды. 2.Видеоролик. |
Введение.
Проектная деятельность давно и прочно вошла в жизнь нашего сада, но имеет свои особенности. Она отличается тем, что полностью планируется взрослым, он шаг за шагом ведет ребенка по ступенькам развития, постепенно раскрывая его потенциальные возможности .
Данный проект, направлен на раннюю проф. ориентацию дошкольников с ОВЗ в мире профессий посредством сюжетно-ролевых игр под названием : «Мир профессий». Данный проект позволяет решить две существенные проблемы.
1. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике.
Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у наших детей ограничены небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
2.Проблема развития игровой деятельности у детей с нарушениями развития.
Данная проблема одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку дети испытывают трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий.
В этом заключается актуальность нашего проекта.
Цель проекта: Создание условий для успешной социализации и формирования функциональных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи проекта:
1. Организовать в группе предметную игровую среду, адекватную возрастным и психофизическим особенностям детей и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению).
2. Повысить качество коррекционно-образовательной работы через организацию развивающей предметно – игровой среды.
3. Научить детей использовать символы, имеющие социальную направленность: обобщенные и общеупотребительные символы и знаки (аптека, туалет, метро, известные торговые марки и т.д.)
4. Повысить мотивацию родителей воспитанников, социальных партнёров в процессе ознакомления профессиями.
5. Ранняя профориентация детей.
6.Презентация видеоролика «Мир профессий» на родительском собрании.
Теоретическое обоснование
Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников с ОВЗ, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Содержание работы строится на обобщении идей ранней профориентации профессий и носит развивающий характер.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными особенностями специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже небольшой, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре ту или иную роль.
Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, наиболее продуктивно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения.
Основная часть
Этапы работы над проектом.
1 этап. Организационный.
Изучение методической литературы и интернет рессурсов,
Опросники для родителей
Подготовка презентаций и видеороликов, подготовка атрибутов для игр.
2 этап. Планирование работы.
1. Определить профессии для изучения.
2. Разработать алгоритм погружения в профессию.
3. Составить план по изучению выбранных профессий.
При планировании цикла сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с различными профессиями, мы ставили не традиционно-коррекционные цели, а функциональные цели, которые направлены на развитие самых необходимых социальных навыков.
На данном этапе определили структуру проведения сюжетно-ролевых игр, разработали план игр по изучению профессий с детьми ЗПР подготовительной к школе группы, опираясь на календарь жизни ДОУ, на методические рекомендации Н.В. Краснощековой «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста» и на результаты опроса родителей.
Был разработан алгоритм погружения в профессию.
1. Приглашение близкого взрослого для беседы, показа презентации и т.д.
2. Экскурсия на данное место работы.
3. Создание или обогащение детьми и родителями игровой среды по изучаемой профессии.
4. Организация сюжетно-ролевой игры.
На изучение каждой профессии отводилось 2 недели.
3 этап. Основной.
Первую неделю дети знакомились с профессией, а вторую моделировали полученные представления о труде взрослых в сюжетно-ролевой игре. Учили детей тому, как делать покупки в магазине, как позвонить в скорую помощь, как занять очередь, как совершать покупки в аптеке, как вести себя в общественных местах.
Проведя опрос среди родителей ,на тему кто кем работает, мы выбрали 5 профессий для изучения в рамках проекта «Мир профессий». При выборе отдали предпочтение профессиям близким к опыту детей: врач, фармацевт, парикмахер, кондитер, продавец. По каждой из выбранных профессий с детьми проводилась беседа, дидактические игры ,
Профессия врач и фармацевт стали первыми в нашем проекте. На первой неделе с детьми посмотрели презентацию по теме, посетили с экскурсией кабинет медсестры детского сада, из подручного материала приготовили атрибуты для игры ( лекарства, рецепты, витамины). Изучили алгоритм вызова врача на дом. Вторую неделю посветили самой игре. (Приложение Сюжетная игра «Ваня заболел»)
Следующая профессия стала — парикмахер. Пригласили маму одного из воспитанников , которая рассказала о своей профессии и показала ребятам атрибуты необходимые для работы парикмахером. Для игры дети сделали альбом причесок. Погружение в профессию завершилось игрой «Парикмахерская».
Продолжила наш проект профессия - кондитер. Для знакомства с профессией посетили с экскурсией кондитерскую «Лакомка», посмотрели видео о работе кондитера, налепили и разукрасили из соленого теста атрибуты для игры. Итогом изучения профессии стала игра «Кондитерская».
Завершили проект профессией — продавец и игрой «Супермаркет». Во время изучения профессии продавец была организована ярмарка, на которую пригласили родителей и детей из соседних групп, детьми были изготовлены атрибуты для игры в «Супермаркет»
Эффективность проекта.
В процессе реализации проекта, помимо ознакомления детей с трудом взрослых и разнообразием профессий, у детей сформировалась модель социального поведения, необходимая им в дальнейшей жизни. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у детей повысился не только уровень развития сюжетно-ролевой игры, но и уровень социализации.
Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовало созданию тесного контакта в системе педагог – родитель-ребенок. Активное привлечение родителей воспитанников к участию в проекте помогло не только лучше усваивать знания, но и позволило семье выйти за рамки коррекционного детского сада.
4 этап. Презентация проекта
Финалом проделанной работы стало приглашение родителей группы на просмотр видеоролика по страницам проекта «Мир профессий». На встрече педагоги рассказали родителям о задачах, которые ставили перед собой, о трудностях, которые имели место и об особенностях организации работы. В результате проделанной работы нами была обогащена предметно-развивающая среда, дети получили знания о различных профессиях, а также необходимые социальные навыки .
ЛИТЕРАТУРА
- Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Гулидова Т.В. "Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО" //Учитель, 2019.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.//М.: Просвещение, 2005.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
- Н.В. Краснощекова, «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» . Феникс, 2016.
- Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
- Интернет-ресурсы: презентации, видеоролики, мультфильмы, аудиофайлы.
Приложения
Приложение 1 – Конспект НОД лепим продукты для магазина
Приложение 2 – Конспект сюжетно-ролевой Малыш заболел
Приложение 3 - Алгоритм оказания мед.помощи
Приложение 4 – Видеролик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С-21.12.2015года-Участие в конкурсе на сайте КРИРО. Список участников конкурса «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья- 2016»
Мы - участники конкурса в мае 2016 года...
Участие в конкурсе на сайте КРИРО. Список участников конкурса «Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья- 2016»
Список участников конкурса...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении» На сегодняшний день в систе...
Система работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Растим патриотов России»
Перед современной дошкольной образовательной организацией в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: осно...