Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация системы работы по профилактике эмоционального выгорания в дошкольном образовательном учреждении.
Халимова Винера Фаритовна, педагог-психолог, МБДОУ ДСКВ №65 «Озорница», г. Нижневартовск,
Одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стоит особенно остро.
Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Согласно современным данным, под “эмоциональным выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Фазы эмоционального выгорания | Характеристика фаз |
Истощение | Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и вегетативные проявления. |
Резистентность | При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. |
Напряжение | Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования СПВ. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия. |
Внешние факторы эмоционального выгорания:
- специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
- организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
- демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние факторы эмоционального выгорания:
- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
- ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами;
- неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Факторы проявления:
- чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
- дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
- негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).
Симптомы проявления эмоционального выгорания
Физические симптомы |
|
Эмоциональные симптомы |
|
Поведенческие симптомы |
|
Интеллектуальные симптомы | падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам |
Социальные симптомы |
|
Эмоциональное выгорание не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей.
Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
В нашем учреждении организована система работы для профилактики эмоционального выгорания педагогов
Название этапа | Цель | Методы и приемы | Ответственный |
| расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность |
| Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог |
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование | создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации |
| Заведующий, председатель ППО, зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог |
3.Профессиональная помощь | сохранение качества профессиональной деятельности педагогов |
-«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»; | Зам.зав.по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог |
Таким образом, педагогу необходимо постоянно следить за своим психологическим здоровьем, эмоциональным состоянием, так как системе образования нужен человек, способный стать примером для детей и молодежи. Поэтому современный педагог должен иметь высокий уровень психологической компетенции, уметь правильно эмоционально отреагировать на постоянно возникающие ситуации в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-196268-1378454830.jpg)
«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»
Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/04/picture-915073-1499168685.jpg)
Саморегуляция в профилактике эмоционального выгорания работников дошкольного учреждения.
Переоценить значимость профессионального выгорания в современном мире, где с каждым днем увеличивается поток информации, закручивает в водоворот новых событий, окружают стрессы и дистрессы, переутомле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/25/picture-59482-1661412100.jpg)
"Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовательного учреждения"
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. В этой статье даны советы, как избежать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-498993-1413372813.jpg)
Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ
Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у пед...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-1227833-1591691927.jpg)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1363088-1636730416.jpg)
Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.
Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений. «Профилактика эмоционального выгорания личности»В течении последних десятилетий проблема сохранения ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1044210-1569232535.jpg)
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»
laquo;Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»...