Самоанализ индивидуализации детей в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня мы хотим вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наша группа строит свою работу в этом направлении. Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребёнка в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ индивидуализации детей в подготовительной группе «Колокольчики»
Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня мы хотим вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наша группа строит свою работу в этом направлении. Индивидуализация - социально культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребёнка в процессе обучения.
- Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго. Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов. Покажем на примере темы: «Речные рыбы, животные моря и океана». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают об обитателях водных глубин, где живут рыбы (в аквариуме, пруде, реке, озере, море, океане). Чем покрыто тело рыб? (чешуей).
Затем выяснили, что дети хотят узнать о рыбах? ( Как рыбы передвигаются в воде? Все ли рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста? Чем отличаются обитатели рек от жителей морей и океанов? Кто может менять свой цвет?) Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых, рассмотреть картины и т. д.
Мы создали условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставили выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.
- Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми – педагогами гибкости в ходе осуществления деятельности.
Во время образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (лепка, рисование, аппликация, оригами из бумаги), работа была построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: каких рыб они будут лепить; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.), что будут рисовать(краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки), аппликация (белая, цветная, глянцевая бумага), оригами (бумага разных оттенков). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить, нарисовать, сконструировать (подводный мир - рыбы, водоросли, ракушки и т. д). всё то, что они хотят. Одним помогали словами, других приобадривали, третьим оказывали помощь, если они в ней нуждались. Более способные дети могли сделать несколько различных животных, рыб причем такой сложности, как они желают (Семён Васильев, Саша Сагинбаева и другие). Более медлительные дети (Соня Климова, Влад П., Ваня К.) проявляли большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
- Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.
То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разно- уровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.
- Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».
В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Например, наблюдаем за ребенком - Матвей Пархоменко, который выкладывает строительный конструктор на полу горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить строительные наборы. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра – «Где это можно купить?» Принёс игру Матвей Епифанов. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 - действие: «Матвей, Саша, Дима вы сегодня узнали, как играть в эту игру. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 - действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Саше, Диме и Матвею»
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группа одновозрастная, работаем по одной программе, но каждая группа - сообщество уникальное со своими особенностями, интересами. И очевидно, что в группе и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей различные.
Также индивидуализация происходит на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.
Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.
Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить гараж – СТО для машин (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее поставить в гараж). Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.
На персональном уровне с особенностями физического развития (нарушение интеллекта и речи, требующие коррекционной работы). В данном случае синдром дефицита внимания и гиперактивности. С Печёнкиным Владом использовали приёмы релаксации: элементы пальчиковой гимнастики, как один из методов выявления интереса у ребёнка.
В результате изучения литературы, собственного опыта мы сформулировали для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:
- Воспитатель формулирует цели и задачи.
-Дополняет идеи детей.
-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.
-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.
-Оценивает внутренние ресурсы группы.
-Определяет, какая помощь нужна от родителей.
-Готовит материалы.
Также мы сформулировали организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности:
-ребенок должен уметь определить цель деятельности;
-спланировать свою деятельность;
-реализовать намеченное;
-уметь осуществить самоконтроль;
-уметь осуществить самооценку;
- Одним словом, всю работу по индивидуализации можно построить блоками: план-дело-оценка.
В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в детском саду.
- Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах.
- Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?
-Воспитатель может работать в одном из центров.
-Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.
-Наблюдать за деятельностью детей в центрах.
-Наблюдать за конкретным ребенком.
- Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:
-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора
(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)
-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.
-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.
- иметь опыт кооперации с другими детьми.
- А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?
-педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду;
-поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей);
-принимает индивидуальные особенности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ праздничного мероприятия в подготовительной группе «Дружно мы осень встречаем!»
Подготовительная группа . самоанализ осеннего утренника....

Самоанализ выполнения ООП обучающимися подготовительной группы № 6 за 2016-2017 учебный год
Для реализации поставленной цели, на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и парциальной программы: социокультурного развития детей дошколь...

Самоанализ интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»
Самоанализ интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»...

Самоанализ итогового занятия в подготовительной группе Интеллектуальный марафон «Умники и Умницы»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Самоанализ занятия с детьми подготовительной группы.
Спортивно-игровой досуг "Детский фитнес центр "Планета детства"...

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»
Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...