Самоанализ индивидуализации детей в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня   мы   хотим вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наша  группа  строит свою работу в этом направлении.  Индивидуализация -  социально культурный процесс накопления личностью  особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности,  самостоятельности свободы и ответственности. Обучение, при организации которого учитывается  вклад  каждого  ребёнка в процессе обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_enes_portal_individualizatsiya_s_kartinkami.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Самоанализ индивидуализации детей в подготовительной группе «Колокольчики»

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня   мы   хотим вас познакомить с методами индивидуализации и показать основные пути, по которым наша  группа  строит свою работу в этом направлении.  Индивидуализация -  социально культурный процесс накопления личностью  особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности,  самостоятельности свободы и ответственности. Обучение, при организации которого учитывается  вклад  каждого  ребёнка в процессе обучения.

  • Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.   Этот метод включает в себя  наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.   Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов.  Покажем на примере темы:  «Речные рыбы, животные моря и океана». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают   об обитателях водных глубин, где живут рыбы (в аквариуме, пруде, реке, озере, море, океане).  Чем покрыто тело рыб? (чешуей).

Затем выяснили, что дети хотят узнать  о рыбах?  ( Как  рыбы передвигаются в воде?   Все ли рыбы передвигаются с помощью  плавников и хвоста?  Чем отличаются обитатели рек от жителей морей и океанов?  Кто может менять свой цвет?)   Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых, рассмотреть картины и т. д.

Мы  создали условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставили  выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

  • Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми – педагогами  гибкости в ходе осуществления деятельности.

Во время образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (лепка, рисование, аппликация, оригами из бумаги),    работа    была  построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: каких  рыб они будут  лепить;   из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.), что будут рисовать(краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки), аппликация (белая, цветная, глянцевая бумага), оригами (бумага разных оттенков). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить, нарисовать, сконструировать  (подводный  мир - рыбы, водоросли, ракушки и т. д).  всё то, что они хотят. Одним   помогали  словами, других приобадривали,  третьим оказывали   помощь, если они в ней нуждались.   Более способные дети могли сделать несколько различных животных, рыб   причем такой сложности, как они желают (Семён Васильев, Саша Сагинбаева и другие).  Более медлительные дети (Соня Климова, Влад П., Ваня К.)  проявляли  большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

  • Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разно- уровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

  • Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.  Например, наблюдаем за ребенком - Матвей Пархоменко, который выкладывает  строительный конструктор на  полу горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить  строительные наборы.  А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Иррадиирующее  (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра – «Где это можно купить?»  Принёс игру Матвей  Епифанов.  Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 - действие:    «Матвей,  Саша, Дима  вы сегодня узнали, как играть в эту игру.  Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 - действие: «Если вы хотите что-то узнать,  обратитесь к  Саше, Диме и Матвею»

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группа одновозрастная, работаем по одной программе, но каждая группа - сообщество уникальное со своими особенностями, интересами.   И очевидно, что в   группе  и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей  различные.  

Также индивидуализация  происходит   на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например,  несколько детей договорились строить  гараж – СТО для машин (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее  поставить в гараж). Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

На персональном  уровне с особенностями физического развития (нарушение  интеллекта и речи, требующие коррекционной работы). В данном случае синдром дефицита внимания и гиперактивности.  С Печёнкиным  Владом использовали приёмы релаксации: элементы пальчиковой гимнастики, как один из методов выявления интереса у ребёнка.

       

В результате изучения литературы, собственного опыта мы сформулировали для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:

- Воспитатель формулирует цели и задачи.

-Дополняет идеи детей.

-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.

-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.

-Оценивает внутренние ресурсы   группы.

-Определяет, какая помощь нужна от родителей.

-Готовит материалы.

 

Также мы сформулировали организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности:

-ребенок должен уметь определить цель деятельности;

-спланировать свою деятельность;

-реализовать намеченное;

-уметь осуществить самоконтроль;

-уметь осуществить самооценку;

 

  • Одним словом, всю работу по индивидуализации можно построить блоками: план-дело-оценка.

 В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в детском саду.

  • Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах.
  • Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?

-Воспитатель может работать в одном из центров.

-Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.

-Наблюдать за деятельностью детей в центрах.

-Наблюдать за конкретным ребенком.

  • Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора

(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

- иметь опыт кооперации с другими детьми.

  • А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения  для педагога?

-педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду;

-поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей);

-принимает индивидуальные особенности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ выполнения ООП обучающимися подготовительной группы № 6 за 2016-2017 учебный год

Для реализации поставленной цели, на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и парциальной программы: социокультурного развития детей дошколь...

Самоанализ интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»

Самоанализ интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Космическое путешествие»...

Самоанализ итогового занятия в подготовительной группе Интеллектуальный марафон «Умники и Умницы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Самоанализ занятия с детьми подготовительной группы.

Спортивно-игровой  досуг "Детский фитнес центр "Планета детства"...

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...