«Значение артикуляционной гимнастики в раннем возрасте»
консультация (младшая группа)

Аносова Елена Петровна

1- СЛАЙД: «Значение артикуляционной гимнастики в раннем возрасте»
 

2– СЛАЙД:  Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар, она развивается и формируется с рождения ребенка.

 Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нёба, голосовых связок.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. 
       К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
       Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением, - глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.
              Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками.

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, челюсть).

3- СЛАЙД:  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
       При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны иметь способность быстро менять свое положение.

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

4- СЛАЙД: ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней и верхней челюсти), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

5 – СЛАЙД:  Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут.

Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, упражнения выполняются подгруппами из 4 – 6 человек.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений  к более сложным. Проводить упражнения  надо эмоционально, в игровой форме.

 Из выполняемых 2 – 3 упражнений - новым может быть только одно, второе и третье даются обычно для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Дети могут сидеть за столами или на стульях полукругом перед воспитателем.

        Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
        Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок.

 6 – СЛАЙД:       В первой младшей группе развивают речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи, воспитывают слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса, вызывание правильного произношения звуков.

   7 – СЛАЙД: Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
       Упражнения артикуляционной гимнастики проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

Предлагаю потренироваться.

Основные упражнения.
«УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке, верхние и нижние губы сомкнуты.

«ЗАБОРЧИК» - улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

«БУБЛИК» - зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны.

«ТРУБОЧКА» - ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх. Открыть рот, вытянуть язык, свернуть края языка трубочкой.

«ЧАШЕЧКА» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз.

«БЛИНЧИК» - язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны.

«КАЧЕЛИ»- рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы.

«ИГОЛОЧКА» – язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить узкий язык на нижнюю губу.

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. В этом случае вы можете помочь детям быстрее заговорить. Необходимо так же донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребенка и выполнения артикуляционных упражнений дома.

Используемые игровые приёмы, для выполнения артикуляционной

гимнастики.

Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее

необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.

Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например:  упражнение «Трубочка»

-придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба...)

Использование картинок.

Чтение коротких стишков  (когда за время чтения стишка ребёнок успевает повторить упражнение 3 - 5 раз).

Игровые персонажи.

Сказочные сюжеты и истории о язычке.

Тематические истории (связанные с лексической темой).

Использование игровых атрибутов.

История о весёлом Гномике.

(артикуляционная сказка)

В лесу стоял маленький домик (упражнение «Домик»).

Вокруг домика был красивый заборчик (упражнение «Заборчик»).

В этом маленьком домике жил весёлый Гномик – Язычок (показать язычок). Утром Гномик проснулся и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение «Почистим верхние зубки»),

потом нижние зубки (упражнение «Почистим нижние зубки»), 

прополоскал ротик (имитация полоскания рта),

потом прополоскал справа (имитация полоскания правой щеки),

потом слева (имитация полоскания левой щеки).

Взял расчёску и причесался (упражнение «Расческа»).

Мама, тем временем, приготовила Гномику кашку, но она была горячая, и Гномик подул, чтобы остудить (упражнение «Подуть на широкий кончик языка»),

потом добавил в кашку малиновое варенье и все съел (упражнение «Вкусное варенье»).

Потом мама подала чай в чашечке (упражнение «Чашечка»), с конфетами (рот закрыт, упирать кончик языка то в одну щеку, то в другую).

Попил Гномик чай с конфетами и решил пойти погулять на улицу, выглянул в окошечко, а там дождик капает, он испугался и спрятался, снова выглянул – спрятался, выглянул – спрятался (упражнение «Змейка»).

Дождик закончился, выглянуло солнышко. Гномик оделся, открыл дверь (упражнение «Домик»),

открыл калитку (упражнение «Заборчик») и вышел на улочку.

Посмотрел вверх, а там Носик, он поздоровался с Носиком: «Здравствуй, Носик!» (упражнение «Дотянись языком до носика»).

Потом посмотрел вниз, а там подбородок: «Здравствуй, Подбородок!» (упражнение «Дотянись языком до подбородка»).

Солнышко сильно пригревало, Гномику стало жарко, он лег на травку и стал загорать (Упражнение «Лопаточка»).

Загорел, встал и отправился на поиски приключений.

Шёл – шёл и пришёл в лес, в котором росли колючие ели и сосны у них были такие тонкие иголочки (упражнение «Иголочка»).

Бродил – бродил по лесу, нашёл много грибов (упражнение «Грибок»). 

Увидел Лошадку и попросил ее покатать его, она согласилась, Гномик сел верхом на Лошадку и они поскакали сначала по дорожке (упражнение «Пощёлкать кончиком языка»),

потом по травке (упражнение «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»), по дорожке – по травке.

Язычок был такой радостный, что запел песенки (петь гласные звуки так, как будто голос поднимается, а затем опускается по лесенке – повышение и понижение тона). Устала Лошадка, остановилась, запыхалась (вдох через одну ноздрю, выдох через другую).

Отдохнули друзья и пошли кататься с горки (упражнение «Горка»).

Потом играли на гармошке (упражнение «Гармошка»).

Качались на качелях (упражнение «Качели»).

Было очень весело, и они запели песенки (на мягкой атаке голоса протяжно произносить цепочки гласных звуков: А – О – И - У, И – О – У – А, и т. д.).

Потом друзья играли в дразнилки (упражнение «Индюк»).

Но вдруг Гномик посмотрел на часики. А часики: «Тик – так, тик – так» (упражнение «Часики»).

Время было много, Гномику пора домой.

Лошадка подарила Гномику воздушные шарики, но они были не надутые, и друзьям пришлось их надуть (Упражнение «Загнать мяч в ворота»).

 А гномик подарил Лошадке мыльные пузыри, и они стали пускать их (надувать попеременно левую, правую и обе щеки).

Попрощались друзья, обнялись. Пошел Гномик домой.

Открыл калитку (упражнение «Заборчик»), открыл двери, зашёл в домик (упражнение «Домик»), а там был беспорядок.

Решил Гномик прибраться. Взял кисточку, краску и стал красить потолок (упражнение «Маляр»).

Потом стал мыть стены, начала с правой стороны, затем с левой стороны (водить языком по внутренней стороне правой и левой щёк).

Мама попросила Гномика повесить красивую картину.

Гномик взял молоток, гвозди и начал прибивать (упражнение «Барабанщики»). Прибил.

В домике стало уютно и красиво! Устал Гномик, попил чай из чашечки (упражнение «Чашечка»), лег в кроватку и уснул (упражнение «Лопаточка»).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Консультация для педагогов 1.26 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Владение правильной, красивой речью - один из важнейших показателей нормального психического развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. При помощи речи, ребенок познает ок...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Статья "О значении пальчиковой гимнастики в раннем возрасте"

       Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простейшие движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снима...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Важность артикуляционной гимнастики в раннем возрасте

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают ...