Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Владение правильной, красивой речью - один из важнейших показателей нормального психического развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. При помощи речи, ребенок познает окружающий мир, вступает в контакт с мамой, а затем и с окружающими его людьми. В современном мире, у детей становится все больше и больше речевых нарушений, препятствующих нормальному речевому общению с окружающими. Так какое значение имеет артикуляционная гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Хорошая речь – является ярким показателем всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста имеют нарушение звукопроизношения, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология. Если вовремя не обратить внимание на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
• речевой слух,
• речевое внимание,
• речевое дыхание,
• голосовой и речевой аппарат.
Взрослые правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата.
Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своим речевым аппаратом. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Именно здесь поможет выполнение артикуляционной гимнастики.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Какова же роль артикуляционной гимнастики для детей в процессе формирования правильного звукопроизношения? Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты.
Всем известным фактом является то, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки как С, Л, З, Ш, Ж, Р его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.
Научиться этому может помочь артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения, выполнение которых способствует улучшению произнесения конкретных звуков.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но не более 10 минут;
- занятия проводятся перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте ребенка выполнять артикуляционную гимнастику, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если ребенку сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- необходимо следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
- дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, ребенку необходим специальный массаж.
Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков, а также, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Консультация "Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"
Консультация "Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»
Консультация для родителей:«Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.»...
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возрастаГаниулина Е.Г., учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 74В настоящее время количество детей с тяжёлыми нарушениями речи неукл...