Почему ранняя профориентация становится актуальным направлением деятельности ДОУ. Консультация для педагогов
консультация

Тютикова Жанна Александровна

Консультация раскрывает необходимость организации работы в дошкольных образовательных учреждениях по ранней профориентации дошкольников. Данный материал может быть полезен педагогам - психологам детских садов для работы с педагогическим коллективом по повышению профессиональной компетенции воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Почему ранняя профориентация становится актуальным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций

Консультация для педагогов

Юрга

2020

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в дошкольном образовательном  учреждении по вопросам ранней профориентации дошкольников 

Задачи:

1. Расширить представление педагогов об изменениях и современных тенденциях в мире профессий.

2. Познакомить педагогов с современными технологиями, которые будут влиять на качество и содержание их работы в процессе профориентации дошкольников.

3. Повысить мотивацию педагогов на их профессиональный и личностный рост и развитие.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, карандаши, ручки, проектор для просмотра презентации. 

Ход

Введение в тему

«Как хорошо, когда у человека есть возможность

выбрать себе профессию не по необходимости, 

а сообразуясь с душевными склонностями»

А.Апшерони

В современном мире рынок профессий меняется чаще, чем можно представить. Если раньше каждый второй ребенок хотел стать космонавтом, учителем или врачом, а ближе к вузу подростки уже грезили о карьере юриста и экономиста, то сейчас дела обстоят иначе. На рынок приходят такие профессии, о существовании которых мы и не подозревали, а те, на которые еще недавно делали ставку, уходят в небытие.

По данным российского Агентства стратегических инициатив, к 2030 году появятся и будут востребованы такие профессии, как ИТ-медик (эти специалисты могут доверить механическую и рутинную работу роботам), генетический консультант, архитектор энергонулевых домов (построенных с использованием энергосберегающих материалов), проектировщик дирижаблей, тренер творческих состояний, строитель «умных» дорог и другие. При этом, в этих реалиях вопросы получения образования и профориентации будут звучать очень громко.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob несколько лет назад провел исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов. Больше всего большинство респондентов жалели о первом полученном образовании. Причем об этом говорили те, кто имеет дипломы экономистов и менеджеров. А треть участвовавших в опросе призналась, что никогда не работали по специальности, полученной в вузе. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и отсутствии профориентации в детском и подростковом возрасте.

Знакомство с профессиями: когда и зачем

Еще 10-15 лет назад детская профориентация была делом весьма незатейливым. Как правило, ближе к девятому классу в школы приходили представители профессиональных лицеев, техникумов (а чуть раньше ― и училищ) и предлагали перейти учиться к ним тем детям, которые «не тянут» поступление в десятый класс.

Сегодня ситуация на рынке детской профориентации кардинально изменилась. Детям начинают показывать все многообразие профессий еще до того, как они станут школьниками. И это не банальная игра в войнушку или доктора, а полноценная работа ― хоть и в игровой форме ― по выявлению склонностей и интересов с их дальнейшей проработкой.

В пользу знакомства с разными профессиями говорят и игрушки, которые появляются в магазинах. Совсем недавно, например, компания Mattel выпустила Барби-робототехника. Вместе с мечтой всех девочек в комплекте есть пособие по программированию.

Как говорит методист бренда Oyster Анна Леник, формирование представлений о мире профессиональной деятельности начиная с 6-7 лет, очень важно и полезно. Но оно нужно в этом возрасте не для того, чтобы ребенок выбрал призвание и определил свою профессию, а для расширения кругозора, воспитания важных навыков.

«Играя в профессии, ребенок пробует себя в разных видах деятельности: исследует, творит, делает свои проекты, решает реальные задачи. Например, играя в инженера, он, сам того не подозревая, учится доводить начатое до конца, делает простейшие измерения и учится работать по инструкции, находить новые применения собранному устройству».

Будущее здесь: технологии дополненной и виртуальной реальности

Современные психологи ориентируются именно на такой принцип: показать, заинтересовать и удержать внимание. Для последнего звена этой цепочки придется постараться, добавляя в обучение все возможные виды творчества, игры и технологий.

Для этого детям как нельзя подойдут технологии дополнительной виртуальной реальности.

Справка: дополненная реальность, сокращенно AR, представляет собой совмещение реального мира и дополнительных данных, «вмонтированных» в поле восприятия. Усиление воздействия среды происходит через визуальные, слуховые, осязательные, соматосенсорные и обонятельные рецепторы. Например:

1) С помощью приложения Google Expeditions можно легко попасть на раскопки в Африке или побывать в лаборатории настоящего биолога.

 2) Мы находимся в историческом центре города, направляем камеру смартфона на достопримечательность, и на экране видим, как здание выглядело 100 лет назад, а через динамик слышим шум улицы прошлого. Так мы окунаемся в дополненную реальность.

Поколению, буквально родившемуся с гаджетами в руках, интересно все необычное и высокотехнологичное . Поэтому, чтобы погружение было полным, к процессу ранней профориентации можно добавить современные технологии ― виртуальную и дополненную реальность, видео, образовательные приложения.  

Благодаря этому, надев специальные очки, ребенок может побывать в космосе или стать свидетелем исторических событий. Для этого нужно будет скачать на смартфон специальное приложение, чтобы оказаться в мире виртуальной реальности. И таким образом, будущие инженеры благодаря VR-технологиям могут изучать функционирование роботов в заводском производстве или собирать механическую руку, а подрастающие доктора и биологи смогут изучать клетку крови и строение сосудов. Процесс познания благодаря VR-технологиям расширится рамками лабораторий и учебных классов.

Мотивация при занятиях с технологиями дополненной реальности возрастает до небес! Ребенок больше не ерзает на стуле и не говорит о том, что ему скучно. А родители в свою очередь тоже остаются довольны: процесс познания оказывается интересным, ненавязчивым и находит отклик внутри подрастающего человечка. Дети не просто играют, а по-настоящему (хоть и виртуально) погружаются в профессию, решая в игровой форме с VR-технологиями вполне реальные задачи из разных сфер деятельности.

А что будет еще через десять лет?

Над этим вопросом размышляют, анализирую, строят прогнозы современные инвесторы и предприниматели. Какие профессии они считают перспективными для своих детей в ближайшие 10 лет, чему учат и собираются их учить? 

Мнение Алексея Менн, венчурного инвестора, генерального партнера в Begin Capital Partners

Очень многие девайсы, услуги и инструменты, без которых нам сложно представить сегодняшний день, не существовали еще 10-15 лет назад (iPhone, Uber, Facebook).

Чем мы будем пользоваться через десять лет — предположить очень сложно. Но вот в чем я уверен: время, которое отводится нам на сознательную жизнь, будет приобретать все большую ценность (даже если мы начнем жить до 100-150 лет).

Если говорить про скиллы, то мне кажется, что ключевыми навыками для многих профессий станут:

  • критическое мышление,
  • эмоциональный интеллект,
  • умение фильтровать и делать выбор из огромного количества информации,
  • коммуникация с людьми и машинами,
  • креативность.

Появится довольно много новых профессий, еще больше — пропадет. Но психологам, дантистам и работникам «Дома-2» еще долго не стоит волноваться.

Чему учить детей? Быть хорошими, неравнодушными и добрыми людьми, уметь смеяться над собой и не комплексовать. Не стесняться задавать вопросы и наслаждаться жизнью. Получать удовольствие от развития и новых знаний.

А как выжить и преуспеть в новом цифровом/ роботизированном/ технологичном или каком-либо другом мире — они сами разберутся и еще нас научат.

Мнение Катерины Уколовой, основателя Oy-li

- На мой взгляд, одной из востребованных профессий будет блогер. Это нормально, когда у вашего ребенка много подписчиков. Уже сейчас есть достаточно яркие примеры, как Саша Спилберг и другие ребята, которые будучи школьниками начинают зарабатывать хорошие деньги в Instagram и YouTube.

Для этого считаю нужным развивать следующие навыки:

  • выступления на сцене,
  • танцы,
  • пение,
  • фотопозирование.

И обязательно — английский язык. У моих детей занятия проходят четыре раза в неделю.

Еще я уже завела аккаунт в Instagram для своих малышей, но пока в полной мере не удается им заниматься. Так что жду, пока они подрастут, и будут помогать!

Мнение Елены Ватутиной, основателя фармацевтического центра «Знание».

- Если говорить о детях, то я считаю перспективным говорить о знаниях, навыках и умениях, которые стоит развивать здесь и сейчас, чтобы быть востребованным завтра.

Основной тренд, который я считаю наиболее значимым, — это глобализация во всех сферах и стремление к коллаборациям.

В связи с этим я бы посоветовала уже сейчас делать упор на обучении детей языкам. Хорошая практика — посылать их по обмену в различные страны, чтобы они погружались не только в языковую среду, но и в культурную. Это позволит им стать гибкими и открытыми чужеродным обычаям, научиться маневрировать среди тех, кто на них не похож, и находить общий язык с разными людьми.

Но знание языков важно не само по себе, а применительно к какой-то профессиональной области. Например, к медицине или энергетике.

Английский и китайский — это must have. Причем я нисколько не преувеличиваю, когда говорю о китайском. Люди, которые не смогут на нем говорить, безнадежно отстанут, и их судьба окажется в руках тех, кто свободно на нем изъясняется.

Через десять лет не знать китайский — так же, как сегодня не знать английский, ты просто не сможешь быть конкурентоспособным в глобальном экономическом пространстве. А надеяться на переводчиков и всевозможные технические ухищрения — это то же самое, что ходить на костылях: тоже передвигаешься, но очень неудобно.

Второй тренд — это автоматизация всего и вся.

В первую очередь она коснется всех рутинных операций и процессов, ручного труда. Даже вождение автомобиля будет передано роботам. Человек потребуется только там, где есть место творчеству, нетривиальным подходам, необходимости отделять важное от неважного, плохое от хорошего, в частном видеть целое, а в целом — частное.

Именно поэтому важно развивать в детях системное мышление, а это достигается только путем получения фундаментального образования.

Сейчас многие родители прочат детям карьеру в ИТ. Лично я бы не была столь оптимистична. Я не уверена, что айтишные профессии останутся такими же творческими и высокооплачиваемыми в будущем.

То, что я вижу сейчас, говорит о стремлении к клишированию, универсализации процесса программирования, а значит, завтрашние программисты — это, скорее, операторы технических систем, чем творцы и создатели.

Следующие тренды — это диджитализация, а также развитие общества потребления. В этом разрезе умение быстро запоминать факты уходит на второй план, а на первый выходят навыки и умения, связанные с поиском этих фактов, сопоставление источников информации, их анализ и интерпретация, а также умение видеть тренды и закономерности.

Что касается близкой мне сферы — фармацевтики — здесь, думаю, произойдет полная автоматизация работы внутри аптечных предприятий. Провизоры будут востребованы в исследовательской деятельности и маркетинге.

В целом, как мне кажется, останутся две категории специалистов: техники, обслуживающие автоматизированные системы, и творцы, которые будут создавать, переосмысливать, трансформировать и улучшать эти системы.

Мнение Оксаны Селендеевой, основателя Coddy

- Всемирный экономический форум выпустил доклад о будущем рынка труда в ближайшие годы. Из-за развития искусственного интеллекта к 2022 году мир потеряет 75 миллионов рабочих мест. Зато приобретет 133 миллиона.

ИИ начнет влиять на нашу занятость уже в ближайшие несколько лет: если сейчас компьютеры выполняют 29% рабочих операций, то к 2025 году – 52%. Это очень серьезно поменяет рынок труда.

И дело не в том, что роботы вытеснят нас, скорее, изменятся условия игры: для выполнения той же работы потребуются совершенно иные знания.

Разумеется, еще более востребованными станут программисты, в том числе специалисты по кибербезопасности, блокчейну, интернету вещей. Так как рынок будет требовать все больше IT-персонала, будут нужны рекрутеры с глубоким пониманием сферы технологий, а топ-менеджменту понадобятся помощники, способные «переводить» с IT-языка на управленческий.

С ростом автоматизации производственных процессов потребуются так называемые co-bot workers — специалисты, которые разрабатывают, программируют, поддерживают и ремонтируют роботов и другие подобные инструменты.

Автоматизация рекламы потребует больше специалистов, способных анализировать воронки продаж и каналы общения, — аналитиков в сфере диджитал-маркетинга. По этой же причине будут нужны люди, способные разрабатывать сервисы на основе машинного обучения и управлять ими.

В своей дочери я стараюсь развивать два основных навыка.

  • Первое — это «диджитальность», цифровую грамотность. Хочу, чтобы она владела, как минимум, базовыми навыками программирования, тренировала логику, память и критическое мышление.
  • Второе важное направление — это лидерские качества: эмпатия, умение правильно выстраивать взаимоотношения с людьми. Пока я не знаю, кем она захочет стать в будущем, но все эти навыки пригодятся ей, в каком бы направлении она ни решила развиваться.

Мнение Барно Турсуновой, сооснователя «Вилгуд»

- Активно развивающиеся технологии формируют не только современную экономическую реальность, но и будущее рынка труда. В ближайшие десять лет востребованы будут именно те специалисты, которые смогут сделать работу всех отраслей еще более эффективной, а показатели — лучше.

Уже сейчас мы видим огромный спрос на такие профессии, как бизнес-аналитики, интернет-маркетологи, программисты. Тем не менее нельзя забывать и о специалистах ручного труда.

Например, в авторемонтной отрасли наблюдается дефицит профессиональных механиков, и они будут крайне востребованы даже через десять лет.

В наших детях мы с мужем (Шерзод Турсунов, основатель и совладелец сети умных автосервисов «Вилгуд») прежде всего стараемся развивать такие навыки:

  • системное и аналитическое мышление, поэтому наши старшие дети учились в МГУ на факультете вычислительной математики и кибернетики;
  • предпринимательские качества – искусственно создаем сложные ситуации, чтобы они ценили труд и деньги, мотивируем их достигать больших результатов и поощряем бизнес-образование.

Я считаю, что способность увидеть картину целиком, просчитать риски и выстроить стратегию развития, оптимизировав все сопутствующие процессы, — крайне важные качества будущих специалистов.

Мнение Глеб Давидюк, управляющий партнер в iTech Capital

- Я считаю, что в ближайшие десять лет профессии, которые есть сегодня, не исчезнут.

Не надо бояться, что роботы всех заменят, и экономистам, адвокатам и бухгалтерам будет нечем заняться. Я думаю, что все связанное с традиционными профессиями и через десять лет будет жить.

Тем не менее запрос на людей творческих и способных мыслить за рамками алгоритмов будет возрастать. Поэтому я стараюсь развивать в своих детях все то, что позволяет им мыслить творчески, при этом, не забывая о логике, потому что комбинация творчества и логики будет превалировать.

Несмотря на то что эти две вещи – противоположны, я думаю, что их возможно совместить. Это будет задачей для тех, кто посвятит себя сфере образования.

В будущем станут востребованы, как мне кажется, навыки логического мышления. Тем не менее творческий аспект в профессиональном развитии будет преобладать.

У меня подрастает дочь, она любит заниматься творчеством, рисует, любит архитектуру, и я очень рад, что она потенциально находится в тренде модных профессий будущего. А с младшими сыновьями еще только придется поработать в плане формирования навыков, которые пригодятся в будущем.

Поэтому я не стал бы выбирать какую-то определенную специальность для своих детей, а отдал бы этот выбор им.

Моя задача — воспитать в них все необходимые человеческие качества, которые сделают их в первую очередь людьми, а уже во вторую – машинами, которые производят какой-то продукт или услугу.

Заключение

Таким образом, профессии будущего будут требовать смены мышления от линейного к системному.

В условиях растущего информационного бума и новых технологий профессионалу необходимо оперировать множеством данных, полагаясь, как на анализ, так и на интуицию.

Полезным будет всестороннее образование, знание языков, интернет - технологий, коммуникативные способности, а так же готовность к постоянному профессиональному и личностному росту и развитию.

В связи с этим, в настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций. Данное направление необходимо начинать реализовывать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным в современных условиях жизни.


Интернет ресурс:

1. https://rosuchebnik.ru/material/tekhnologiya-dopolnennoy-realnosti/

2. https://rb.ru/story/prepare-your-kids/

3. https://rb.ru/opinion/technology-and-kids/

4. https://rb.ru/opinion/informaciya-i-znaniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы, формы и средства организации деятельности с одаренными детьми в рамках реализации целей и задач направления «Физическое развитие»" (консультация для педагогов)

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...

Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье подробно описаны  направления деятельности ПМПк ДОУ по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Приложение к статье "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС Консультация для педагогов Подготовила : Смирнова Н.Е

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность ...

доклад на педсовет по ранней профориентации детей дошкольного возраста, автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования

Ранняя профориентация призвана:– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профе...

Развитие познавательной активности дошкольников по ранней профориентации в разных видах деятельности

Одной из главных задач современного образования является формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию. Этому содействует целенаправленная профориентационная работа н...