Долгосрочный проект: "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Евдошенко Анна Евгеньевна

УЧАСТНИКИ: воспитатель Евдошенко Анна Евгеньевна, дети старшей группы №3 «Солнышко», их родители.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно – творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2019 г. -  май 2020 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx192.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Калининград детский сад №22

«Времена года»

Долгосрочный проект (октябрь - май)

в старшей группе №3 «Солнышко»

Похожее изображение

                                                                                                Воспитатель:

Евдошенко Анна Евгеньевна

2019 – 2020 год

Долгосрочный проект «Времена года»

в старшей группе №3 «Солнышко»

«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».

УЧАСТНИКИ: воспитатель Евдошенко Анна Евгеньевна, дети старшей группы №3 «Солнышко», их родители.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно – творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2019 г. -  май 2020 г.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

          - У детей данного возраста не достаточно сформированы представления о временах года;

          - Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;

          - Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:

  • Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
  • Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
  • Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
  • Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

  • Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
  • Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
  • Укрепление связи семьи и ДОУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно – диагностический

     Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий

     Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

3 этап – обобщающий

     Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми:

  • беседы;
  • занятия;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ по проекту;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения;
  • конкурсы;
  • театрализованная деятельность;
  • сочинение рассказов и сказок о природе;
  • видеопросмотры.

с родителями:

  • наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • дни открытых дверей;
  • папка-передвижка
  • конкурсы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ 

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения.

элементарный анализ

метод эксперимента

метод моделирования и конструирования.

метод проектной деятельности.

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать

 вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого

 не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при

 усвоении знаний: 

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и

способствуют закреплению чувств.

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка

на познание, обостряют

желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными

видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не

 только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей

 самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  

1. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания

 и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста,

их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в

образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала

 и эстетику оформления наглядных пособий.

2. Предметно-развивающая среда. Групповое помещение подразделено:

«Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».

3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция

учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1. Лучше научить замечать красоту родной природы.

2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.

3. Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.

4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.

5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.

                                            ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей

с детьми

Взаимодействие педагога

с семьёй

Октябрь

«Осень в гости к нам пришла».

Чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад»,

сказка «Вершки – корешки».

Беседа: «Осень в гости к нам пришла».

Знакомство с приметами осени.

Наблюдения на прогулках: «Наступила осень – листья пожелтели»

Загадывание загадок.

Аппликация «Осеннее дерево».

Д/игра «Что нам осень принесла».

П/игра «Собери овощи и фрукты».

Разучивание стихотворений об осени.

Сбор гербария

Консультация

«Витамины с грядки»

Фотовыставка

«Осень золотая».

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских  работ «Осенние фантазии»

Ноябрь

«Подготовка к зиме»

Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

Рассматривание картинок на тему: «Зимующие птицы».

Работа по карте – схеме «Как люди готовятся к зиме».

Беседа «Поздняя осень».

Слушание песни «Первый снег».

Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень».

Наблюдения на прогулках: «Ветер подул».

Загадывание загадок. Раскрашивание «Морковка для зайчика».

Лепка «Веточки рябины».

П/игра «Зайка беленький...».

Совместное ухаживание за домашними животными дома.

Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Осень»

Декабрь «Пришла зима»

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос».

Беседа: «Многообразие форм снежинок».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Нетрадиционная форма рисования: «Падает, падает снег»

Наблюдения на прогулках: «Дождь и снег»

  • Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый».

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос».

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

Работа детско- родительская на тему «Дворец Снежной королевы»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Дворец Снежной королевы»

Итоговая деятельность: выставка: «Дворец Снежной королевы»

Январь Зимующие птицы

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

П\и «Зайка беленький», «Птички в гнездышке».

Чтение: М. Познанская «Снег идёт».

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тематику зимующие птицы.

Чтение: О. Высотская «Холодно»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Изготовление кормушек.

Совместное кормление птиц в садике и дома.

Изготовление

открытки другу с рассказом о зиме.

Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»

Итоговая деятельность: Открытка другу с рассказом о зиме

Февраль Зимние забавы

Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает». 

Изготовление открытки к 23 февраля.

Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Остановись возле игрушки».

Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»

Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Зима»

Март

Весна пришла

Наблюдение за состоянием погоды: за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины.

Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки».

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»

Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Итоговая деятельность: Изготовление открытки к 8 Марта

Апрель Весенние цветы

Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

Наблюдение «Цветы на наших клумбах». 

Рисование на асфальте:

«Весенние цветы».

Хороводная игра «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».

Труд: полив цветов.

Аппликация: “Нарядные бабочки”

Раскрашивание раскрасок «Цветы».

Опыт «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Весна»

Май

Скоро лето!

Беседа: «Наши маленькие соседи» (насекомые).

Дидактическая игра «Что бывает летом?». 

Чтение стихотворения:

«Вот и лето подоспело» В. Данько

Словесно-речевая игра «Лето к нам идет».

Спортивный досуг для детей:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Наблюдение – эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду).

П/и «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет».

Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка».

Труд: полив цветов.

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Итоговая деятельность: Лэпбук: «Лето»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Времена года" во второй младшей группе 2016- 2017 учебный год.

«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе». Проект состоит из  под проектов:Блок № 1 «Ах, лето: июнь 2016 – август 2016 года.»  Блок № 2 «Осень наступила: сентя...

Долгосрочный проект "Времена года"

В данном долгосрочном проекте материалы работы воспитателя старшей группы за год....

Долгосрочный проект "Времена года" вторая группа раннего возраста

Первые впечатления важны и неожиданные для ребёнка, а всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательнос...

Долгосрочный проект "Времена года"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» структурное подразделение «КОЛОКОЛЬЧИК» ...

Долгосрочный проект "Времена года"

Цель проекта. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года.Задачи проекта:1. Обогатить ...

Отчет о реализации долгосрочного проекта "Времена года"

Отчет о реализации долгосрочного проекта "Времена года"...

долгосрочный проект "Времена года"

Одно из обязательных условий эффективности системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста – высокий уровень их речевой и познавательной активности.Недостаточное развитие речевых средст...