Долгосрочный проект "Времена года"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
В данном долгосрочном проекте материалы работы воспитателя старшей группы за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_poznavatelnyy_proekt.docx | 155.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный познавательный проект «Времена года» в старшей группе «Солнышко». Д/сад №9
Воспитатель: Цаллагова Л.Г.
«Учите ребёнка каким- ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» (К.Д.Ушинский)
Тип проекта: информационно - познавательный.
Вид проекта: фронтальный.
Продолжительность: долгосрочный, 01.09.18 г.-1.09.19 г.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы:
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно с этого возраста необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность,
умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Все дети любознательны. Круг интересов очень широкий. Но в современно мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения. Поэтому необходимость приобщения ребенка к природе, изучение природных явлений, получение знаний, начиная с дошкольного детства, бесспорна.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются.
В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
С целью развития устойчивого интереса к природе, получение знаний и представлений, был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Цель проекта: формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у дошкольников представления о временах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, о том, что можно делать в разное время года;
- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные времена года;
- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;
- учить различать растения, изменения, происходящие с ними в разные времена года;
- учить детей различать одежду и обувь, определять, что надевать в разное время года;
- учить различать овощи и фрукты, знать, где и когда растут;
- формировать представления о праздниках;
- расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Принципы реализации проекта:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Участие воспитателей в реализации проекта: рисование с детьми, изготовление тематических поделок о временах года.
Участие музыкального руководителя в реализации проекта: организация праздников, музыкальное сопровождение при пении песен.
Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении выставки поделок, предоставление летних фотографий.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы, настольный театр, экскурсии.
Познавательное развитие.
Беседы, чтение рассказов.
Речевое развитие.
Чтение, описание картин, ответы на вопросы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, составление рассказов.
Художественно- эстетическое развитие.
Рассматривание картин, рисование на манке, занятия по ИЗО с воспитателями, изготовление поделок совместно с родителями.
Физическое развитие.
Целевые прогулки, динамические паузы на занятиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• Умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, называть времена года в правильной последовательности, месяцы;
• Знать диких животных, птиц, овощи, фрукты, одежду, обувь;
• Рассматривать сюжетные картинки, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним
• Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения;
• Отвечать на вопросы взрослого, отгадывать загадки.
• Проявлять бережное отношение к природе.
• Участвовать в сезонных наблюдениях.
• Развитие творческого мышления детей;
• Развитие познавательной активности, любознательности, воображения;
• Расширение кругозора детей;
Педагоги:
• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Станут активными участниками реализации проекта.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).
1. Определение темы.
2. Формулировка цели и задач.
3. Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор наглядного материала, литературы.
5. Составление плана реализации основного этапа проекта.
2. Основной этап (организационно-практический)
Реализация проектной деятельности.
• Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
• Чтение рассказов, разучивание стихотворений.
• Описание картин, составление рассказов.
• Рисование, занятия по ИЗО.
• Беседы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
• Совместное изготовление книг.
• Просмотр презентаций.
План реализации проекта.
Сроки, вид и тема деятельности.
Май
НОД: составление рассказа по картине «Лето» с презентацией.
НОД: составление рассказа по серии картин «На речке».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть - «Летом» с. 42, 2 часть «Летом» с. 111.
НОД: развитие речи по теме «Цветы».
НОД: развитие речи по теме «Насекомые».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Сами посадили цветы» с. 102.
Целевые прогулки на темы «Цветы», «Насекомые».
Оформление дерева к лету.
Разучивание стихов наизусть о лете.
Рисование на манке - Лето.
Сентябрь
Фотографии, предоставленные родителями о детях летом.
Изготовление дидактической книги Времена года.
Изготовление плакатов: Времена года, Обувь.
Изготовление игры для развития дыхания «4 времени года».
Оформление дерева к осени.
НОД: развитие речи по теме «Овощи».
НОД: развитие речи по теме «Фрукты».
Экскурсия «Сад. Огород.»
Дидактическая игра: Лото «Времена года».
Октябрь
НОД: составление рассказа по закрытой картине «Ранняя осень».
НОД: развитие речи на тему: «Ранняя, золотая, поздняя осень» с презентацией.
НОД: составление рассказа по серии картин «Дождливая осень».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Пришла осень» с. 55-56, 2 часть – «Осенью» с. 19 (и стихотворение «Осень пришла» с. 17).
Экскурсия на тему «Признаки осени. С какого дерева листок?»
Разучивание стихотворений и песни наизусть к празднику Осени.
Ноябрь
НОД: развитие речи на тему «Одежда».
НОД: развитие речи на тему «Обувь».
Дидактическая игра: пазлы «Времена года».
Рисование на манке на тему «Осень».
Декабрь
Оформление дерева к зиме.
НОД: составление рассказа по картине «Зима».
НОД: составление рассказа по закрытой картине «На прогулке» с презентацией.
Дидактическая игра «Времена года».
НОД: развитие речи по теме «Новогодние игрушки».
НОД: составление рассказа по картинкам «Праздник Новый год».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Почему заболела кукла?» с. 29
Разучивание стихов и песни к празднику «Ёлка».
Январь
НОД по развитию речи «Дикие животные»
Целевые прогулки «Признаки зимы».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Ёлка» с. 31.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кормушка» с. 78.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Теплая шуба» с. 64.
Рисование на манке - Зима.
Февраль
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 2 часть – «Лес зимой» с. 42.
НОД: составление рассказа по серии картин «Синица».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кукле холодно» с. 63.
Март
Настольный театр «Лиса и заяц».
Украшение дерева к весне.
НОД: составление рассказа по закрытой картине «Весна» с презентацией.
НОД: развитие речи по теме «Птицы».
НОД: составление рассказа по серии картин «Наступила весна».
Разучивание стихов и песни к празднику «8 марта».Весеннее развлечение «Масленица» с музыкальным руководителем.
Целевые прогулки «Признаки весны».
Дидактическая игра «Одежда по сезонам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр
Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...
Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"...
Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...
«Времена года» Долгосрочный групповой проект
Экология. Формирование основ экологической культуры. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышлени...
Долгосрочный проект "Времена года" во второй младшей группе 2016- 2017 учебный год.
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе». Проект состоит из под проектов:Блок № 1 «Ах, лето: июнь 2016 – август 2016 года.» Блок № 2 «Осень наступила: сентя...
ПРОЕКТ «Путешествие в мир профессий» Долгосрочный (сентябрь 2017года - май 2018 года)
Тема проекта «Путешествие в мир профессий» проведена по всему тематическому планированию и затрагивает многие темы недели. Изучая темы «безопасности», «здоровья», ...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...