Долгосрочный проект "Времена года"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

В данном долгосрочном проекте материалы работы воспитателя старшей группы за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_poznavatelnyy_proekt.docx155.31 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный познавательный проект «Времена года» в старшей группе «Солнышко». Д/сад №9

Воспитатель: Цаллагова Л.Г.

C:\Users\User\Desktop\868d0e9f-9b5b-416b-8aaa-4c95fc335cad.jpg

 «Учите ребёнка каким- ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»                                      (К.Д.Ушинский)

Тип проекта: информационно - познавательный.

Вид проекта: фронтальный.

Продолжительность: долгосрочный, 01.09.18 г.-1.09.19 г.

По количеству участников: коллективный.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность темы:

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно с этого возраста необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность,

умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Все дети любознательны. Круг интересов очень широкий. Но в современно мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения. Поэтому необходимость приобщения ребенка к природе, изучение природных явлений, получение знаний, начиная с дошкольного детства, бесспорна.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются.

В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.

С целью развития устойчивого интереса к природе, получение знаний и представлений, был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

Цель проекта: формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у дошкольников представления о временах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, о том, что можно делать в разное время года;

- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные времена года;

- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;

- учить различать растения, изменения, происходящие с ними в разные времена года;

- учить детей различать одежду и обувь, определять, что надевать в разное время года;

- учить различать овощи и фрукты, знать, где и когда растут;

- формировать представления о праздниках;

- расширять словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;

- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;

- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Принципы реализации проекта:

• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• Принципы научной обоснованности и практической применимости;

• Принцип полноты, необходимости и достаточности;

• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

• Принцип интеграции образовательных областей;

• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Участие воспитателей в реализации проекта: рисование с детьми, изготовление тематических поделок о временах года.

Участие музыкального руководителя в реализации проекта: организация праздников, музыкальное сопровождение при пении песен.

Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении выставки поделок, предоставление летних фотографий.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы, настольный театр, экскурсии.

Познавательное развитие.

Беседы, чтение рассказов.

Речевое развитие.

Чтение, описание картин, ответы на вопросы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, составление рассказов.

Художественно- эстетическое развитие.

Рассматривание картин, рисование на манке, занятия по ИЗО с воспитателями, изготовление поделок совместно с родителями.

Физическое развитие.

Целевые прогулки, динамические паузы на занятиях.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

• Умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, называть времена года в правильной последовательности, месяцы;

• Знать диких животных, птиц, овощи, фрукты, одежду, обувь;

• Рассматривать сюжетные картинки, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним

• Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения;

• Отвечать на вопросы взрослого, отгадывать загадки.

• Проявлять бережное отношение к природе.

• Участвовать в сезонных наблюдениях.

• Развитие творческого мышления детей;

• Развитие познавательной активности, любознательности, воображения;

• Расширение кругозора детей;

Педагоги:

• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

Родители:

• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.

• Станут активными участниками реализации проекта.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).

1. Определение темы.

2. Формулировка цели и задач.

3. Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.

4. Подбор наглядного материала, литературы.

5. Составление плана реализации основного этапа проекта.

2. Основной этап (организационно-практический)

Реализация проектной деятельности.

• Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.

• Чтение рассказов, разучивание стихотворений.

• Описание картин, составление рассказов.

• Рисование, занятия по ИЗО.

• Беседы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.

• Совместное изготовление книг.

• Просмотр презентаций.

План реализации проекта.

Сроки, вид и тема деятельности.

Май

НОД: составление рассказа по картине «Лето» с презентацией.

НОД: составление рассказа по серии картин «На речке».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть - «Летом» с. 42, 2 часть «Летом» с. 111.

НОД: развитие речи по теме «Цветы».

НОД: развитие речи по теме «Насекомые».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Сами посадили цветы» с. 102.

Целевые прогулки на темы «Цветы», «Насекомые».

Оформление дерева к лету.

Разучивание стихов наизусть о лете.

Рисование на манке - Лето.

Сентябрь

Фотографии, предоставленные родителями о детях летом.

Изготовление дидактической книги Времена года.

Изготовление плакатов: Времена года, Обувь.

Изготовление игры для развития дыхания «4 времени года».

Оформление дерева к осени.

НОД: развитие речи по теме «Овощи».

НОД: развитие речи по теме «Фрукты».

Экскурсия «Сад. Огород.»

Дидактическая игра: Лото «Времена года».

Октябрь

НОД: составление рассказа по закрытой картине «Ранняя осень».

НОД: развитие речи на тему: «Ранняя, золотая, поздняя осень» с презентацией.

НОД: составление рассказа по серии картин «Дождливая осень».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Пришла осень» с. 55-56, 2 часть – «Осенью» с. 19 (и стихотворение «Осень пришла» с. 17).

Экскурсия на тему «Признаки осени. С какого дерева листок?»

Разучивание стихотворений и песни наизусть к празднику Осени.

Ноябрь

НОД: развитие речи на тему «Одежда».

НОД: развитие речи на тему «Обувь».

Дидактическая игра: пазлы «Времена года».

Рисование на манке на тему «Осень».

Декабрь

Оформление дерева к зиме.

НОД: составление рассказа по картине «Зима».

НОД: составление рассказа по закрытой картине «На прогулке» с презентацией.

Дидактическая игра «Времена года».

НОД: развитие речи по теме «Новогодние игрушки».

НОД: составление рассказа по картинкам «Праздник Новый год».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Почему заболела кукла?» с. 29

Разучивание стихов и песни к празднику «Ёлка».

Январь

НОД по развитию речи «Дикие животные»

Целевые прогулки «Признаки зимы».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Ёлка» с. 31.

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кормушка» с. 78.

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Теплая шуба» с. 64.

Рисование на манке - Зима.

Февраль

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 2 часть – «Лес зимой» с. 42.

НОД: составление рассказа по серии картин «Синица».

НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кукле холодно» с. 63.

Март

Настольный театр «Лиса и заяц».

Украшение дерева к весне.

НОД: составление рассказа по закрытой картине «Весна» с презентацией.

НОД: развитие речи по теме «Птицы».

НОД: составление рассказа по серии картин «Наступила весна».

Разучивание стихов и песни к празднику «8 марта».Весеннее развлечение «Масленица» с музыкальным руководителем.

Целевые прогулки «Признаки весны».

Дидактическая игра «Одежда по сезонам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"

Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"...

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

«Времена года» Долгосрочный групповой проект

Экология. Формирование основ экологической культуры. В   период   дошкольного   детства   формируются   первоосновы   экологического мышлени...

Долгосрочный проект "Времена года" во второй младшей группе 2016- 2017 учебный год.

«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе». Проект состоит из  под проектов:Блок № 1 «Ах, лето: июнь 2016 – август 2016 года.»  Блок № 2 «Осень наступила: сентя...

ПРОЕКТ «Путешествие в мир профессий» Долгосрочный (сентябрь 2017года - май 2018 года)

Тема проекта «Путешествие в мир профессий» проведена по всему тематическому планированию и затрагивает многие темы недели. Изучая темы «безопасности», «здоровья», ...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...