Фольклор в режимных моментах детей раннего возраста
материал
Ранний возраст (от 1года до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_rezhimnyh_momentah.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранний возраст (от 1года до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Любовь Николаевна Павлова говорила том, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьёзных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.
Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простые игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка.
Адаптация для детей раннего возраста начинается с приучения к режиму. Соблюдение режима способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы для ребенка, формирует у него чувство уверенности в окружающем его пространстве, организует его деятельность, а значит, дает возможность взрослым развивать ребенка. Благодаря режиму у ребенка формируются здоровые стереотипы, помогающие ему адаптироваться в микросоциуме группы. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Как показывает опыт, соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому человеку-воспитателю. Например, потешки позволяющие вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий.
Так как потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, то в группе игрушки подбираю так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Сегодня дети идут в группу с большой охотой, просят прочитать потешку и поиграть понравившейся игрушкой, полистать интересную книжку с потешками.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разных режимных моментах, у нас это построено примерно так: Утро начинаем с разучивания какой-либо потешки, или повторение уже знакомой. Это создает хорошее настроение и желание играть и общаться. Приучая детей мыть руки, лицо и стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение сопровождаю такой потешкой.
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок.
Кормление детей очень важный момент в жизни каждого малыша.
Используя потешки, мы делаем процесс приема пищи непринуждённым, дети
с аппетитом принимаются за еду.
Умница Дашенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или во время обеда:
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего
тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, успокаиваю тихой колыбельной песенкой, поглаживанием по голове.
Люли, люли, люли.
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.
Используя эти приёмы укладывания, дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не так тревожатся во сне.
Также подбираю потешки для подъёма детей после дневного сна.
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
вот проснулся петушок,
Вставай курочка.
Подымайся мой дружок,
Встань мой Юрочка
(или любое другое имя ребёнка)
Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды и обуви. Во время одевания детей на прогулку использую такую потешку, как:
Вот они, сапожки,
Этот – с левой ножки,
Этот – справой ножки.
Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, красочных иллюстраций, а также играми. Чтобы дети могли наглядно представить жесты мимику, позу того или иного персонажа я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «расти коса до пояса….» показываю наглядно как мама бережно, осторожно причёсывает дочь, как ласково приговаривает при этом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.
Рассказывая детям сказки, которые, пользуются, у них огромной любовью стараюсь рассказать её с большим чувством, расстановкой, с упоением. Ведь малыши всё чувствуют, запоминают и повторяют. Сказки рассказываю по картинкам, иллюстрациям, при помощи настольного театра, фланелиграфа, театра рукавички. Дети при этом слушают сказку с замиранием, радуясь удачам героев сказок.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, с помощью различных папок-передвижек и консультаций объясняю им ценность русского фольклора в художественно-эстетическом воспитания детей.
Детский фольклор особенно стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности
Таким образом, с помощью малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр.
При любом действии с детьми самое главное – это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждому ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищенности, доверия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в режимных моментах детей младшего возраста
Знакомство с потешками и использование их в повседневной жизни ребенка....
Стихи и потешки, используемые в режимных моментах группы раннего возраста.
***"Водичка-водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся ротокИ кусался зубок".***Каждый деньЯ мыло моюПод горячею водою.И в ладонях поутруСильно-сильноМыл...
«Использование ИКТ в режимных моментах детей раннего возраста»
laquo;Использование ИКТ в режимных моментах детей раннего возраста»...
Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"
Времена теперь другие, как и игры, и дела.Далеко ушла Россия от страны, какой была,Но преданья старины забывать мы не должны.Слава русской старине! Слава нашей стороне!...
Презентация "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"
Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду....
Презентация "Организация режимных моментов детей раннего возраста"
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.Правильная организация режима способствует :- нормальному функционированию внутренних орга...
Сценарный план организации режимных моментов в раннем возрасте
Утро радостных встреч "Петушок"...