«ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»
Цель:
Формирование представлений о народных культурных традициях.
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русского народа;
систематизировать полученные ранее знания о перелетных птицах;
формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовой задачи;
создавать условия для реализации творческих способностей;
формировать любовь и бережное отношение к природе и к Родине;
способствовать созданию дружеской и доверительной атмосферы в детском коллективе.
Методическое обеспечение
Форма проведения занятия: комбинированное. Включает в себя беседу, рассказ, демонстрацию, игровую часть.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование и материалы: картинки «Перелетные птицы», записи с голосами птиц, ленточки для украшения березы.
Ход мероприятия
Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рады вас сегодня видеть на нашем празднике. А для начала ответьте на вопрос: Какое время года у нас?
Дети:
Ведущий: А, какая погода стоит?
Дети:
Ведущий: (Весна все никак не вступит в свою силу). А вы хотите, чтобы скорее наступила настоящая весна?
Дети:
Ведущий: Вот мы с вами сегодня и узнаем, как мы можем этому помочь.
Знакомство с обрядом «закликания» весны
Наши предки всегда с нетерпением ждали прихода весны. Начало Весны связывали с прилётом птиц. Поэтому к празднику Встречи Весны всегда изготавливали птиц (пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы,) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др. Ими «закликали» -звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму».
И первыми возвращались жаворонки, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Верили, что «жаворонок приносит весну на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в леса…».
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами. Давайте и мы с вами украсим нашу березку ленточками.
А сейчас мы с вами поиграем в хороводную-игру «Ручеёк» - это старинная игра - обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомним, перелетных птиц, которые обитают в наших краях, кого мы с таким нетерпением ждем!
Загадки о птицах
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач )
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там, то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка)
Очень отважная птичка.
Ходит по земле взад и вперёд
Покачивает вверх и вниз своим длиннющим хвостиком.
Трясёт гузкой. (Трясогузка)
А сейчас мы с вами превратимся в птичек и поиграем.
Физкультминутка
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.