Методические рекомендации: "Особенности организации события «Досуг на прогулке в детском саду «Птиц встречаем – весну закликаем»"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Козинец Нина Борисовна

Уже несколько лет подряд в нашем дошкольном учреждении 22 марта проходит Праздник птиц. В нем участвуют дети всех дошкольных возрастов. Цель проведения данного досуга способствует формированию экологических представлений у детей, приобщая их к социокультурным ценностям, традициям русского народа, формирование партнерских взаимоотношений между детьми, развитие эмоциональной сферы дошкольников. Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр адаптированных на разные дошкольные возраста.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_vesennego_dosuga.odt34.01 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

автор: воспитатель Козинец Н.Б.

Особенности организации события

«Досуг на прогулке в детском саду

«Птиц встречаем – весну закликаем»

Уже несколько лет подряд в нашем дошкольном учреждении 22 марта проходит Праздник птиц. В нем участвуют дети всех дошкольных возрастов.  

В процессе последних лет работы  замечана тенденция отторжения подрастающего поколения от отечественной культуры, незнание общественно-исторического опыта поколений.

Досуг «Птиц встречаем – весну закликаем» призван приобщить детей к социокультурным ценностям русского народа.

В народной традиции, встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам церковного и земледельческого календаря. Сороки отмечается в день весеннего равноденствия. Дети  остро воспринимают такую особенность народных праздников, как связь с жизнью природы. Традиционные праздники сконцентрировали в себе поэтическое слово, напевы, игры, танцы, рукоделие и многое другое.

Цель проведения данного досуга способствует формированию экологических представлений у детей, приобщая их к социокультурным ценностям, традициям русского народа, формирование партнерских взаимоотношений между детьми, развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Досуг включает в себя обязательные компоненты.

Один из элементов традиционной встречи весны – ее закликание. Дети поют песенки-заклички, стараясь кричать как можно громче, свистят в свистульки, напоминая при этом стайки радостно возбужденных пташек.  

Центральным образом, объединяющим все весенние обряды и обычаи, является образ птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали особое печенье – жаворонки в форме птичек. Игры детей с жаворонками сопровождаются пением закличек, в которых призывая весну, птиц спутников весны, выражали надежду на обильный урожай.

Еще одним элементом народных весенних праздников было приветствие солнца («И солнышко радуется празднику») и все связанное в природе с наступлением весны, открытием сезона полевых работ. Традиционно дети и молодежь водила наборные хороводы «Пришла матушка весна», «Золотые ворота», линейные - «А мы просу сеяли», плясовые - «Ту-ру, ту-ру, пастушок», игровые «Заря-зарница», игры «Родничок», «Ручеек», «Горелки» и т.д.

Цикл хороводов, игр, связанный с птицами. Одни игры построены на имитации характерных повадок и поведения птиц «Трясогузка», «Журавель», «Прилетела совушка», «Скачет, скачет воробей», «Утка шла по бережку», «Гуси-лебеди» в других видна ассоциация с жизнью людей «Селезень утку загонял», «Летай, летай, Воробейко».

На Руси в этот праздник принято было птиц на волю выпускать.

Нам подсказали очень яркий элемент праздника– дети запускают воздушные шарики с бумажными или тряпичными птичками. Наши птички принесут весну на крылышках. Эмоций у детей, да и у взрослых, вызывает необычайно много.

А жаворонков обычно съедают в конце дня (в конце праздника). Съесть полагается только половинку. Если начать есть с головы, с носа, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, то головку по традиции приносят маме. Некоторых жаворонков помещают на высоких местах для угощения птиц.

 В данной деятельности активно привлекаются родители воспитанников. Кто-то кормушки изготавливает, кто-то жаворонков печет, кто-то тряпичных птичек изготавливает, чтобы на веточки в праздник повесить (пернатых порадовать). Родители на празднике с нами в игры играют, заклички пропевают, в свистульки свистят и птиц на волю выпускают. Всем радостно и по-весеннему тепло.

Предлагаю вашему вниманию несколько народных игр адаптированных на разные дошкольные возраста.

«Родничок» (игра для всех возрастов)

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья (или нарисованные линии мелом). Все поют:

        Разлился родничок                                          Разлился ключевой,

        Золотой рожок. У-ух!                                    Белый, снеговой. У-ух!                                  

                                                    По мхам, по болотам,

                                                   По гнилым колодам. У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

Дети младшей группы встают лицом к линии и прыгают вперед ввверх.

«Снежная баба» (для всех возрастов)

Выбирается Снежная баба. Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней приговаривая:

                Баба снежная стоит,

                ночью дремлет, днями спит,

                Вечерами тихо ждет,

                ночью всех пугать идет.

На эти слова Снежная баба просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится Снежной бабой.

«Пришла Весна» (игра для всех возрастов)

Двое детей образуют воротики. Остальные дети, взявшись за руки, выстраивается в «цепочку». Запевается песня (на мотив «Золотые ворота»):

Пришла матушка Весна,                        А за ним апрель -        

Отворяйте ворота.                        Отворяй пошире дверь.

Первый март прошел,                        А потом пройдет и май:

Всех детей провел.                         Сколько хочешь ты гуляй!

                                Огонь, вода -

                                Закрываем ворота!                                               

Как песня заканчивается, «ворота» опускают вниз, и те, кто окажется внутри круга, считаются пойманными. Они присоединяются к «воротам» и игра продолжается. Кто не попался, тот выиграл.

«Заря-зарница» (для старших дошкольников)

Все стоят в кругу. Заря-зарница становится за кругом. В руках у нее платочек. Хоровод двигается в одну сторону, Заря-зарница в другую с песней:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые.

Заря-зарница кладет платочек любому на плечо и говорит: «За водой пошла». Те, что в кругу, говорят: «Раз, два, три, не воронь, беги как огонь!». Тот, кому положили платочек на плечо, и Заря-зарница бегут в разные стороны за кругом до свободного места. Кто не успел добежать — становится Зарей-зарницей и игра продолжается.

«А мы просу сеяли» (для подготовительной группы)

Мальчики и девочки стоят (на расстоянии 6-8 шагов) напротив друг друга  в линию. Договариваются о границе. Запевается песня:

А мы просу сеяли, сеяли,                 линия девочек подходит к середине

Раз, два сеяли, сеяли.                       девочки топают правой, левой ногой,                                                         отходят назад.

А мы просо вытопчим, вытопчим,    линия мальчиков подходит к середине

Раз, два вытопчим, вытопчим.          мальчики топают правой, левой ногой                                                                          

                                                                              отходят назад.

А чем же вам вытыптать, вытыптать?    

Раз, два вытыптать, вытыптать.      

                                А мы коней переймем, переймем,

                                Раз, два, переймем, переймем.

А мы коней выпустим, выпустим            

Раз, два выпустим, выпустим.                        

                                        А мы коней выловим, выловим

                                        Раз, два выловим, выловим.

После окончании песни мальчики догоняют девочек. Поймав, их отводят на прежнее место и бегут за другими. Самую ловкую могут ловить все вместе. Когда всех переловили, игра начинается с начала. Теперь первыми выходят мальчики. В конце девочки ловят мальчиков. Эта игра должна быть сыграна минимум два раза.

«Прилетела Совушка» (для средних дошкольников)

В ребячий круг «залетает» «Совушка-нечесана бородушка», заранее выбранный на эту роль ведущий. Она летает по кругу, делает глазками- «луп, луп», ножками- «туп, туп», а в это время за ней наблюдают притаившиеся за кругом сторожа. Дети, пропев коротенькую песенку, открывают в двух, трех местах «воротца», и в них тут же забегают сторожа. Но Совушка оказывается проворной и упархивает от сторожей в другие открывшиеся для нее воротца.

Эта погоня может продолжиться, и в конце концов пойманная Совушка выбывает из игры. Игра повторяется с новой Совушкой и новыми выбранными сторожами. Совушка, которую не смогут поймать сторожа, становится ведущей в какой- либо новой игре.

        Прилетела совушкан-

        нечесана бородушка

        Глазками «луп», «луп»,

        Ножками «туп», «туп».

        Кто увидел, не дремли,

    Поскорей ее лови.

«Утка шла по бережку» (для всех возрастов)

Двое берутся за руки и образуют «ловушку», затем выбирают «маму-утку». Все дети утята» берутся за руки, вереницей ходят за «мамой-уткой» туда, куда она их поведет. «Мама-утка» входит в «воротца»: туда и обратно, завивая вереницу хоровода то кругами, то зигзагами, то петлями. Во время движения поется песенка:

        Утка шла по бережку,

        серая по крутому,

        Вела детей за собою.

  • Деточки вы малые, средние, небольшие
  • Ути да ути! Утке некуда пройти -

               Кабы в лес, кабы в лес.

               Кабы в глубокое озёрышко окунуться!

               Только петелька семишёлковая затянулася!

На последних словах песенки играющие-«воротца»- опускают руки. Те, кто попался в эту «ловушку», становятся вместе с ними. С каждым разом «ловушка» увеличивается. Остаются самые ловкие. Так играют до тех пор, пока не переловят всех «утят»

«Скачет, скачет воробей» (для всех возрастов)

По считалке выбирают воробья. Остальные играющие или сидят на скамейке, или стоят. Воробей скачет вприпрыжку, машет крылышками, называет по имени кого-либо из детей, кланяется ему, приглашая присоединиться. В это время звучитигровая припевка, в которой называют имя приглашенного:

        Скачет, скачет воробей,-бей-бей,

        Собирает всех детей,-тей, тей:

        - Много, много, много нас, нас, нас:

         Иди, Сашенька, за нас, нас, нас!

Тот, чье имя произнесли, подходит к воробью, они берутся за руки и скачут вдвоем. Так, поочередно воробей призывает к себе играющих. Когда воробью становится тесно в этой большой компании, все поют песенку по-другому:

        Скачет, скачет воробей,-бей, -бей,

        Разгоняет всех детей,-тей, -тей:

        - Много, много, много нас, нас, нас:

        Уходите все от нас!

После слов: «Уходите все от нас!», дети разбегаются. Кого воробей поймает, тот становится новым водящим.

«Журавушка» (для подготовительной группы)

Дети стоят в кругу. Выбирается «журавль». Дети медленно идут по кругу, «журавль» двигается в центре хоровода противоходом, подражая движениям журавля.

Запевается песня:

        Журавушка мохноногий,

        Не найти пути дороги.

                На слова:         Они шли стороной,

                                боронили бороной.

                                                 Борона железная,

                                выбирай любезного!

Темп песни ускоряется, дети начинают попрыгивать, скрещивая ноги вперед, в стороны. «Журавль» должен «запятнать» кого-либо ногой по ноге. Тот, кого «запятнали», выходят из игры. Когда песня заканчивается, игра заканчивается. Выбирается новый водящий. Если водящий не успел никого запятнать, то припев повторяется несколько раз, пока не «запятнает» играющего. П р а в и л а  и г р ы. Нельзя никого толкать, касаться руками, пятнать можно ниже колен.

«Чижик-чижик, чижачок» (для старших дошкольников)

Все играющие становятся в круг, взявшись за руки. Круг двигается в одну сторону. Играющие запевают:

Чижик, чижик, чижачок,                         На ноги поставили,

Маленький воробушок.                                Танцевать заставили.

Мы тебя кормили,                                 Танцуй сколько хочешь,

Мы тебя поили,                                        Выбирай кого захочешь.

В центре проходит «чижик» простым танцевальным шагом. На слова «Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь» все хлопают в ладоши, а «чижик» подходит к кому-нибудь из круга и кланяется. Пара выходит в середину круга, сцепляет одноименные руки. Играющие запевают  песню, но в быстром темпе. Пара быстро кружится. Песня завершается — пара останавливается.

Играющие вновь запевают, но в спокойном темпе. Двое водящих прохаживаются танцевальном шагом в разных направлениях. Каждый водящий с поклоном выбирает себе пару из стоящих в круге. Они кружатся парами, под правую руку, быстро под вновь исполняемую песню. Игра продолжается до тех пор пока все играющие не встанут в пары и не покружаться.

«Трясогузка» (для всех возрастов)

Играющие разделяются по парам. Пары встают по кругу. Выбирается водящий, он в центре круга. Пары держатся за руки. Поют:

Изба расписная, крыша смоляная (2р)                Дети  раскачивают  руками.

Села трясогузка — хвост прилип.                        Один из играющих в  паре   приседает   

Вытащила хвостик — клюв прилип!                    Приседает  второй играющий в паре.

Вредная какая крыша смоляная! (2р)                   Все стоят,  раскачивают  руками.

Водящий произносит: «Фьють!». Все разбегаются по площадке, изображая птичек.  По команде педагога: «По парам!», играющие должны встать по кругу в пары, но партнеры в парах должны быть другими. Кто остался без пары, он теперь водящий.     

П р а в и л а   и г р ы: Нельзя вставать в пару все время с одним и тем же партнером. Водящий исполняет те же движения, что и все играющие.

Список литературы.

«Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях». Методическое пособие/ Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина, Г.В Емельянова  и др; Под общей ред Е. И. Якубовской . - СПб.: Литография, 2015

Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»/ Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.

«Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников»: Методическое пособие/ Е. И. Якубовская, Н.В. Еремина, Л.Н. Иванищенко; Под общей ред. Е.И. Якубовской. - СПб.: 2015.

А.Я.Чебан, Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой». - М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Особенности организации психологических уголков в группе МДОАУ"

В буклете представлен перечень материалов и оборудования, который может входить в психологический уголок в группе ДОУ...

"Птиц встречаем, весну закликаем".

laquo;Птиц встречаем, весну закликаем».    ...

Фольклорный праздник "Птиц встречаем, весну закликаем"

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является Сороки или по-другому «Жаворонки». Старинный праздник Сороки (22 марта) сейчас почти за...

Конспект развлечения "Птиц встречаем, весну закликаем"

laquo;ПТИЦ ВСТРЕЧАЕМ, ВЕСНУ ЗАКЛИКАЕМ»Цель:Формирование представлений о народных культурных традициях.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому русс...

конспект занятия "Птиц встречаем - весну закликаем"

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстет...

Сценарий весеннего развлечения «Радостно встречаем-весну закликаем» (стар. гр. )

Сценарий весеннего развлечения «Радостно встречаем-весну закликаем» (стар. гр. )...

«Жаворонков встречаем-весну закликаем!»

Приобщение детей к истокам народной культуры....