Педагогический проект "Родной посёлок - Южный"
проект (старшая группа)
Через участие в проектной деятельности формировать знания о родном поселке: история, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_posyolok.doc | 432 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – «Детский сад №125»
Педагогический проект
Южный
Групповой, тематический, исследовательский
Причины возникновения проекта:
При проведении экскурсии к библиотеке №10 им. А.С.Пушкина детей заинтересовали фотографии с изображением п. Южный в прошлом. Выяснилось, что мы сами владеем небогатой информацией о возникновении поселка, мало знаем интересных фактов из истории улиц, её жителях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Родной посёлок - Южный».
Цель проекта:
- Сформировать и систематизировать представления детей о п. Южный.
- Воспитание чувства гордости за край, в котором живём.
- Создать условия для становления основ нравственно – патриотического сознания.
- Расширять кругозор детей.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста
- педагоги группы
- родители
Разработчик проекта воспитатель старшей группы: Жукова Н.А.
Актуальность проекта:
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задачи проекта:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1. Через участие в проектной деятельности формировать знания о родном поселке: история, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза.
2. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками.
3. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.
4. Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию.
5. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в поселке, воспитывать чувство гордости за её достижения.
6. Формировать у детей основы безопасного поведения социуме.
7. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей, малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил поселок.
2. Развитие познавательного интереса старших дошкольников.
3. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
4. Знакомство с инфраструктурой п. Южный.
5. Формирование первичных представлений о традициях и праздниках, проводимых на посёлке.
Образовательная область «Речевое развитие»
1.Совершенствовать речь как средство общения.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, обогащение активного словаря.
3. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
4. Развивать умение представлять свою работу.
5. Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Воспитывать интерес к художественно – творческой деятельности.
2. Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
3. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
4. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений.
5. Развитие продуктивной деятельности детей.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Предполагаемые результаты:
1.Знания детей об историческом развитии посёлка Южный.
2.Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей через создание альбома «Любимое место на посёлке».
4.Умение детей отразить полученные знания в рисунках, поделках, рассказах.
5.Развитие у детей познавательного интереса к прошлому и настоящему родного посёлка.
6.Проявление чувства любви к малой Родине, заботливого отношения к ней. 7.Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
8. Укрепление взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в реализации проекта (через создание тематической папки «Моё любимое место на посёлке).
2. Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Литература:
1. Интернет – ресурсы.
2. Геннадий Конышев «50 лет посёлку Южный».
3. «Ротор. Традиция точности». – Новосибирск: Приобские ведомости, 2014. – 136с., илл.
Организационный блок
- Проведение мониторинга для определения уровня сформированности знаний у детей о п. Южный.
- Составление перспективного плана мероприятий.
- Сбор материала:
- научно-популярная литература;
- фотографии посёлка Южный.
4. Создание мини – библиотеки.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
6. Цикл экскурсий по посёлку.
7. Оформление газеты. 8. Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
9. Презентация проекта.
Основной блок
03.10 – 07.10 | Беседа «Как возник поселок». Экскурсия по аллеи имени Чепурко, библиотека №10 им. А.С. Пушкина, Дворец культуры. Рассматривание книги «Завод «Ротор». Заучивание пословиц о Родине. |
10.10. – 14.10. | Экскурсия по п. Южный. Здание администрации. Заучивание стихотворения «Родная земля» (Г. Ладонщиков). Дидактические игра «Я гуляю по поселку». Беседа «Улицы нашего города». |
17. 10. – 21.10. | Заучивание пословиц о Родине. Экскурсия по п. Южный. Знакомство с архитектурными особенностями посёлка Южный. Рисование «Дом, в котором я живу». Беседа «Мой адрес». |
24. 10 – 28.10. | Экскурсия по п. Южный. Пожарная часть. Полиция. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели». Просмотр иллюстраций, фотографий. |
31. 10. – 03.11. | Заучивание пословиц о Родине. Экскурсия по п. Южный. Спортивный комплекс «Рубин». Конструирование «Стадион». |
07. 11. – 11. 11 | Экскурсия по п. Южный. Почта. Школа № 76. Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём» (В. Степанов). Конструирование «Школа» |
14.11. – 18. 11. | Заучивание пословиц о Родине. Разговор - беседа «Что такое Родина?» Экскурсия по п. Южный. Больница. Аптека. Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь. Больница». |
21. 11. – 30.11. | Экскурсия по п. Южный. Музыкальная школа. Повторение пословиц. Дидактическая игра «Собери картинку». |
01.12 – 11. 12 | Экскурсия по п. Южный. Дом культуры. Фонтан. Дидактическая игра «Южный – прошлое и настоящее». Конструирование. |
12.12. – 18. 12. | Коллективная аппликация «Родной посёлок». Беседа «Этими людьми гордится наш посёлок». Рассматривание и чтение книги «Поселок «Южный»». |
19. 12. – 25.12. | Разговор - беседа «Что значит быть патриотом?» Чтение художественной литературы «Илюшка потерялся» (Тамара Ломбина) Презентация проекта. |
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.
Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать детям.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в котором они живут.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- - люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу;
- - в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;
- - здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- - в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- - здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- - каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
- Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
Можно ли говорить о воспитании к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.
Тамара Ломбина
Илюшка потерялся.
Такого ЧП еще никогда не было в 457 школе. За два дня до праздника из продленки пропал ученик 2 класса Илюшка Ширшов. Валентина Петровна сидела в учительской с красным и распухшим от слез носом. Она уже сбилась с ног и теперь, обессилевшая, ждала у телефона: «Как я матери скажу, что я его потеряла?» И она опять начинала плакать: «Отвечай теперь за него… а, главное, перед праздником!» Как будто не перед праздником потерять мальчика было не так страшно. Но завуч, Лариса Дмитриевна, как трезвый человек, успокаивала Валентину Петровну: «Ну, куда он денется, решил попутешествовать: прокатится на автобусе, а как побродит, да поймет, что потерялся, обратится к милиционеру, и доставят его к нам в целости и сохранности». «В кинотеатре помню, что он был, – вспоминала учительница, – возле кинотеатра, помню, был, на автобусной остановке, – она вдруг радостно встрепенулась, – он еще какой-то грязной деревяшкой мне пальто испачкал». И Валентина Петровна, просияв, бросилась к шкафу и показала всем грязную полу пальто:– Они ведь лезут куда попало, – все сокрушалась она, – за ними разве уследишь: их тридцать, а я одна. Мама Илюшки с запавшими от непролитых слез глазами сидела у телефона. Вот уже три часа ей отвечали: «Нет, ваш сын нигде пока не обнаружен».
Она воспитывала Илюшку одна, и ей не с кем было поделиться сейчас своим горем: все родственники жили в другом городе. Мама подошла к портрету сына над кроватью и долго всматривалась в него. Очень хороший получился портрет: Илюшка смотрел со стены своими серыми глазищами.
– Нет, нет, – проговорила мама, – я чувствую, что с ним ничего не должно приключиться, я чувствую.
Виновато задребезжал телефон, и женщина поняла почему-то, что это сын. Где-то далеко-далеко послышалось: «Мамочка, у меня для тебя сюрприз… Ты не беспокойся, у меня не было карты, и я не мог позвонить, а сейчас попросился к сторожу». Раздался отбой, и женщина впервые за весь вечер заплакала.
Илюша пришел только через час. Весь грязный, усталый, он улыбался и протягивал матери тяжелое отсыревшее древко со свернутым грязным полотнищем: «Я его от самого кинотеатра нес».
Мама ни о чем не стала расспрашивать, молча взяла флаг, поставила его в угол, а потом позвонила учительнице, что сын нашелся.
Когда она подошла к Илюшке, тот уже спал. Мама потихоньку раздела его, да так и оставила всего чумазого на диване.
Утром Илья принялся за рассказ:
– Ну вот, мам, мы мультики-то посмотрели, а потом пошли на автобусную остановку. А тут, представляешь, флаг лежит? Настоящий! И все на него, главное, наступают. Они, наверное, не видели, а я увидел и вытащил его из лужи. Он такой грязный был, даже вода капала. И Валентина Петровна говорит: «Ты что, Илья, ослеп что ли, не видишь, что все пальто мне своей палкой испачкал?»
– Это совсем и не палка, а флаг, – сказал я ей, но она меня не слушала, так как подошел автобус, все закричали: «Садимся, садимся». Тут я и думаю:
– А флаг?
Илюшка вспомнил, как вначале испугался, когда автобус уехал, а он и номера не запомнил. Он поставил, было, флаг около телефонной будки, да тот плохо держался и мог упасть.
– Если бы у меня была телефонная карта, я бы тебе обязательно позвонил, – рассказывал он, – а то и в автобус не войдешь, хотя и знаменосец.
Уходил один автобус за другим, а Илюшка все никак не мог сообразить, что же делать.
Тут подошел какой-то мальчишка, который начал разглядывать сначала Илюшу, а потом его находку: «Флаг, что ли?» – спросил он, наконец.
– Флаг, – ответил Илюшка.
– А че это ты его так испачкал? – удивился тот.
– Это не я, это он сам упал, – ответил Илюшка, прижимая флаг к куртке, которая уже и так вся была в грязных потеках.
– А ты че, себе его хочешь взять? – возмутился мальчишка.
– Да, – ответил Илюшка.
– Ты что, нельзя, это общий флаг, его нельзя брать, – строго сощурил глаза его новый знакомец.
– А чей же он? – спросил Илюшка. – Почему же тогда его никто не поднял?
– Откуда я знаю… а брать его все равно нельзя. Давай занесем его в кинотеатр, они нам еще спасибо скажут.
Мальчишка даже хотел взять флаг, представив, как их похвалят, но передумал, глянув на Илюшкину куртку.
Перед дверьми в фойе была очередь: начинался следующий сеанс.
Илюшка с новым знакомым решили обратиться к контролерше, но на них так все зашикали, что контролерша велела им убираться из кинотеатра: «Хулиганы, мало им улицы, они уже и сюда со своими палками лезут».
– А ты где живешь? – спросил Илюшка.
– Да здесь, за углом, – ответил мальчик.
– А что, может, ты возьмешь его и до праздника у себя оставишь? Вымоешь, и у тебя на праздник будет свой флаг.
Мальчишке понравилось Илюшкино предложение: «А ты мне его донесешь до дома? А то меня ругать будут, если я куртку испачкаю».
– Конечно, – с готовностью ответил Илья. Через пять минут они были в подъезде девятиэтажки. Дверь открыла бабушка.
– Где это ты бродишь? – сердилась она. – Про уроки забыл.
Тут она увидела Илюшку: «А это еще что за явление? Все-все-все, игры закончены, прощайтесь.
Мальчик пожал плечами, мол, сам видишь, ничего не поделаешь, и дверь захлопнулась.
Он вышел на улицу и принял решение идти пешком. Правда, он знал, что из старого города в их микрорайон идти долго, но другого ничего не придумывалось. На автобусной остановке он спросил у взрослого парня, как ему дойти до музыкальной школы.
– Так тебе нужно в новый микрорайон, – ответил тот, – это далековато топать. А вы что в «Зарницу» играете? – он кивнул головой на флаг. Тут к нему подошла девушка, и они вскочили в последнюю дверь автобуса. «Выйди на проспект и иди все время прямо, никуда не сворачивай», – крикнул парень в уже закрывающуюся дверь. Илюшка так и не успел ему объяснить, что это потерявшийся флаг.
Только сейчас мальчик заметил, что на улице уже давно горят фонари. От мелкого дождя он весь промок и был голоден, как крокодил. Он вышел на проспект и пошел, пошел…
Было уже совсем темно, дождь моросил все сильнее, а проспект стал загородной дорогой, по обочинам которой высился темный лес.
– Знаменосцы не трусы, – уговаривал себя Илья. – Дрожащим от страха и холода голосом он запел любимую песню деда:
Мы шли под грохот кононады…
Ветер добирался до самого желудка, так казалось голодному Илюшке. Он поднял флаг высоко над головой и громко-громко продолжил:
Мы смерти смотрели в лицо…
Какая-то огромная машина притормозила около него, и кудрявый шофер с белыми-белыми зубами спросил: «Ты че, малый, псих?» И обдав его брызгами, умчался.
– Сам ты псих, – чихнул Илюшка от гари. – Совсем и не страшно, вон уже и огни нашего микрорайона. Но он все равно почему-то часто оглядывался и пел все громче и громче.
Но вот он подошел к своему дому и вдруг подумал, как обрадуется мама, когда он принесет флаг. Она, конечно, поругает его, но все равно обрадуется.
Илюшка неожиданно замолчал. Мама тоже сидела и смотрела на него.
– Как хорошо, что сегодня воскресенье, правда, мам? – спросил мальчик.
– Хорошо, сын, – мама погладила его по голове и помолчала, ожидая, что же Илюшка скажет еще.
– А флаг?
– Я его уже вымыла и полотнище погладила, – ответила она.
– Мам, а давай его оставим до праздника, – предложил Илюшка и с испугом ждал, что она ответит.
– Конечно, Илюшенька, – все так же без улыбки сказала мама.
Вдруг ему в голову пришла замечательная мысль. Он заторопился, глотая слова, боясь, что с ним не согласятся: «Мам, давай сегодня погуляем с флагом, ему же трудно до праздника ждать. Вон у иностранцев везде их флажки, даже на стадионе».
Мама опустила, было, глаза, но потом поцеловала Илюшку и сказала: «Пошли, сын».
Они гуляли в парке с флагом долго, почти все утро, и женщина ловила на себе удивленные взгляды. Она даже предполагала, что у нее могут потребовать объяснение. Но, глядя в сияющие глаза сына, она знала и другое, что смогла бы дать объяснение… кому угодно.
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе « ПОСЁЛОК ВАРЛАМОВО-МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
М атериал по нравственному воспитанию ....
Педагогический проект "Животные Южного и Северного полюса"
Презентация среднесочного проекта "Животные Южного и Северного полюса" для детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект " Мой посёлок".
Педагогический проект "Мой посёлок"....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»...
Педагогическая разработка по теме: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом - Южный Урал»
Педагогическая разработка «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ. Парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» разработана для воспитателей ДОУ с ц...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ в старшей группе « ПОСЁЛОК Савинский»
Дети мало знают о своем поселке, многие жители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о поселке, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие ро...
Конспект педагогического мероприятия в старшей группе «Народные игры народов Южного Урала»
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Урала.Задачи:• Обучить народным подвижным играм и совместным действиям.• Развить физические качества: ловкость, ...