Народный фольклор в пении и играх дошкольников
статья
Народный фольклор в пении и играх дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_folklor_v_penii_i_igrah_doshkolnikov.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный фольклор в детском пении.
В глубокой древности родились в народе заклички, приговорки, песни, обращенные к дождю, солнцу, ветру, грому, радуге. Многие песни о зиме, призывы весны, осени, обращения к насекомым, птицам сохранились и до наших дней.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
В соответствии с содержанием, народные песенки, потешки произносятся ласково, просто, эмоционально, близко к живой разговорной речи, поются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова, чтобы оно отложилось в его памяти.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (снег-снежок, солнышко-ведрышко, травушка-муравушка, зимушка-зима и т.д.).
Дети проявляют живой интерес к содержанию этих песенок, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют.
В младшем возрасте это такие песенки как: «Ладушки», «Солнышко-ведрышко», «Петушок», «Баю-баю», «Дождик» и т.д.
В старшем возрасте это: «Чики-чики-чикалочки», «Бай-качи-качи-качи», «Сорока-сорока», «Скок-скок-поскок», «Две тетери», «Лиса по лесу ходила», «Упал Фома в кадушку», «А у нас Ерема есть» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте дети с большим желанием и радостью исполняют песни: «Где был, Иванушка?», «Во - кузнице», «Блины», «Как у наших у ворот», «Журавель» и др. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать. Таким образом, устанавливается связь между содержанием песни и действием, которое отражает его.
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям, любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Поэтому в план каждого музыкального занятия обязательно ввожу народную песенку, потешку, дразнилку либо прибаутку, предварительно раскрыв смысл каждого незнакомого детям слова.
Так, в младших группах перед разучиванием песни «Киска» рассказываю детям потешку: «Уж ты, котенька-коток, котя – серенький хвосток,
Приходи, котя-коток, на минутку, на часок».
Перед слушанием песни «Солнышко» читаю:
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко.
Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
А, начиная со средней группы, ввожу потешки как песенки для распевания.
«Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери, поклевали, улетели. Кыш!»
В старшем возрасте дети поют уже более длинные по содержанию и более сложные попевки – потешки:
«Сорока, сорока, где была? Далеко.
Кашку варила, детушек кормила.
На порог скакала, гостей созывала.
Гости услыхали, быть обещали».
В подготовительной группе разучиваю такие песенки – дразнилки:
«Упал Фома в кадушку, задавил лягушку,
Задавил мышонка и три поросенка».
Или «А у нас Ерема есть, срам по улице провесть:
Нос картошкой, глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей!»
Объясняю детям, что такими дразнилками народ высмеивал неряшливость, неуклюжесть, глупость и т.д.
После того, как песня выучена детьми, предлагаю им русские народные инструменты: ложки, трещотки, рубели и т.д. Дети с удовольствием подыгрывают себе во время пения.
Делаю вывод, что народный фольклор имеет неоценимое значение для развития у детей музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, а, главное, любви к своей родине.
Народные игры для детей.
«Горшки».
Дети делятся на две равные команды. Одна команда - «горшки», они садится на корточки. Другая команда – «гончары», они становятся за каждым горшком. Один ребенок – «покупатель». Он подходит к одному из «гончаров» и спрашивает:
- Почем горшок?
- По денежки.
- А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель касается головы «горшка»
- Крепкий! Давай сговор! (Протягивает руку, ладонью кверху, «гончару»), тот говорит:
- Давай! (И хлопает «покупателя» по ладони)
Дети хором поют:
-Чичары, чичары, собирайтесь, гончары! Раз, два, три!
«Покупатель и «гончар» бегут по кругу в разные стороны. Кто первым добежит до «горшка», тот становится «гончаром», проигравший – «покупателем».
«Ворон».
По считалке выбираются «Ворон» и «Заяц». Остальные дети – «Зайчата».
Они цепляются за «Зайца», растягивая длинную цепочку. «Ворон» садится на корточки и ковыряет землю полочкой. «Заяц» подходит к нему и спрашивает:
- Ворон, Ворон, что ты делаешь?
- Ямку копаю.
- На что тебе ямка?
- Денежку ищу.
- На что тебе денежка?
- Мешочек сшить.
- Зачем тебе мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем тебе камешки?
- В твоих детой бросать.
- Что тебе мои детки сделали?
- В огород мой прибегали, лучик да мачик потаскали,
А репку да мяточку потоптали пяточками! Кар-кар-кар!
«Ворон» бросается на «Зайчат», а «Заяц» их защищает. «Битва» продолжается до тех пор, пока «Ворон» не вытянет одного из «Зайчат». Он и становится «Вороном».
«Золотые ворота».
Дети парами становятся друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Водящий проходит через ворота и ребром ладони разбивает руки одной из пар. При этом все приговаривают:
- Золотые ворота, проходите, господа.
Первый раз – прощается, второй – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Дети из разбитой пары бегут в разных направлениях по кругу. Кто первым добежит до первой пары – становится водящим, а проигравший встает в пару с предыдущим водящим. Они образуют первую пару.
«Цветы и пчелы».
Дети по считалке делятся на две команды. Одна команда – «пчелы», другая – «цветы». «Пчелы» сбиваются в тесный кружок, «цветы» ходят вокруг них и приговаривают:
- Пчелки, пчелки, жальца – иголки,
Серые, малые, крылышки алые.
Поверху летают, к цветам припадают,
Медок собирают, в колоду таскают. Ж-ж-ж!
Затем «цветы» разбегаются, а «пчелы» их ловят. «Пчела», поймавшая «цветок», говорит ему: «Замри!», и «цветок» замирает на месте. Когда «пчелы» переловят все «цветы», они меняются с ними ролями и игра продолжается.
«Капуста».
На пол кладется обруч – огород. Играющие складывают в него какую-нибудь свою вещь: заколку, поясок, носовой платок – это «капуста». Все участники игры стоят за обручем на определенном расстоянии. Водящий – «хозяин», садится рядом с обручем на корточки и приговаривает:
- Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу, огород горожу.
Чтоб капустку не украли, в огород не прибегали:
Волк да лисица, бобер да куница,
Заинька усатый, медведь толстопятый.
Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить любой предмет и убежать. Кого «хозяин» запятнает, тот в игре больше не участвует. Участник, который унесет больше всех из огорода «капусты», объявляется победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор, как средство экологического воспитания дошкольников.
Народный фольклор, как средство экологического воспитания....
«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»
laquo;Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, разви...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников....
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Практический материал ( определение творческой инициативы): магнитная доска, иллюстрации: поющие дети, слушающие музыку, танцующие, играющие на муз. инструментах, магниты по количеству уча...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинор-практикум для педагогов и специалистов ДОУ о значении народной музыки в развитии дошкольников....
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинар-практикумдля для педагов ДОУ...
Презентация "Использование русского народного фольклора в развитии и социализации дошкольников"
Искусство народа или фольклор глубоко, жизненно и прекрасно. Не забыть, не растоптать то, что накопилось веками. С незапамятных времен песни, сказки, загадки, народные праздничества бережно передавал...