Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
методическая разработка
- Практический материал ( определение творческой инициативы): магнитная доска, иллюстрации: поющие дети, слушающие музыку, танцующие, играющие на муз. инструментах, магниты по количеству участников. Участники крепят магнит на то изображение, какой вид деятельности в данный момент им интересен. Определяются предпочтения. На этом примере объясняются следующие основные понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 54.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинар – практикум для педагогов ДОУ.
- Практический материал ( определение творческой инициативы): магнитная доска, иллюстрации: поющие дети, слушающие музыку, танцующие, играющие на муз. инструментах, магниты по количеству участников. Участники крепят магнит на то изображение, какой вид деятельности в данный момент им интересен. Определяются предпочтения. На этом примере объясняются следующие основные понятия.
Основные понятия.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - значит различать, её характер, следить за развитием муз образа: сменой интонации, настроений.
МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ - называют состоявшееся восприятие: прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха (восприятие музыки) » Назайкинский Е.В.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ – употребляется в двух значениях: как синоним восприятия музыки и как компонент музыкального занятия.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – основной вид музыкальной деятельности, т.к. именно оно предшествует всем остальным видам.
ФОЛЬКЛОР (англ. Folk - lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Восприятие музыки – ведущий и самый сложный вид музыкальной деятельности. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Важно у дошкольника формировать именно музыкальное восприятие.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением опыта, по мере овладения речью, ребенок начинает воспринимать музыку более осмысленно, сравнивать музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.
У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта и опыта слушания музыки - восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка у них вызвать более богатые жизненные ассоциации и чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него формируется негативное отношение к «серьезной» и народной музыке. Такая музыка не вызывает у него эмоционального отклика, т.к. человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина писала: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если у человека развито восприятие, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании, а при повторных прослушиваниях музыкальный образ углубляется, открывается новыми гранями. В детском возрасте, когда опыт восприятия музыки еще мал, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Умение различать нюансы музыки развивается, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться через все виды музыкальной деятельности.
На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок прослушивает музыку и начинает привыкать к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия различной по стилю музыки, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Постепенно круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно широко использовать музыкальное детское исполнительство – пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Восприятие ребенка так же тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, вновь возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.
Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры всегда был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Различные жанры народного творчества мы называем фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.
Самую обширную область народного музыкального творчества, дошедшего до нас еще с Древней Руси, составляет обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.
Наиболее нам известна народная музыка центральной России и Поволжья. Россия обладает огромной территорией, однако далеко не всё население её славянского происхождения. В давние времена на территории Руси побывали: готы, гунны, авары, болгары, мадьяры, хазары; влияние их культуры осталось, но оно никогда полностью не заглушало славянский склад, характерный для сегодняшней России.
Музыкальное творчество русских композиторов с XIX века было тесно связано с народным искусством. Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов XIX века
Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и широко использовали их в своих произведениях, Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах, при этом не теряли своеобразия собственного музыкального языка.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Он воплотил в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показав ее изумительную красоту и мощь. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка.
Часто источником возникновения народной музыки являлись звуки природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека.
Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.
Детский фольклор – это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.
Колыбельные песни – успокаивали ребенка, усыпляли его.
Поэзия пестования, ухода за ребенком – это поэзия ласковых прикосновений к нему.
Потешки - всегда удовлетворяли потребности ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Подрастая, дети участвуют в играх сверстников, осваивают их (считалки, песенки, заклички, скороговорки, игровые хороводы и т. д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания своих простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.
Б. М. Теплов, отмечает, что фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труде человека, его взаимоотношениях с природой, жизни в коллективе.
Предаваясь от одного поколения к другому, произведения детского музыкального фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском музыкальном фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.
Знакомство с фольклором помогает приобщить дошкольника к миру духовно - нравственных ценностей, почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Поэтому имеет значение, с какими образцами народной музыки и как мы знакомим детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываем у детей. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности.
Развитие музыкального восприятия происходит постепенно .
К двум – годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание, характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как: хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу, элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Примеры: песенки-потешки: «Ладушки», «Солнышко», «Сорока – сорока», «Ой, лады» «Баю-баюшки»и т. д.
К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка.
Примеры: «Петушок», «Зайка», «Баю-баю», нар мелодии для танцев)
На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая чувства оживлением, радостью, восторгом, нежностью, успокоением. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. (Музыка к муз.-ритмическим движениям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Жили у бабуси» «Где был Иванушка», «Яблонька», «Стоит в поле теремок».)
Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения, выделяют музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия, дети не отвлекаясь, слушают музыкальное произведение от начала до конца.
Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат.
Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети ориентируются в пространстве, двигаются под муз. уверенно и выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности : в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях.( «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Пойду ль я выйду ль я», «Коробейники», «Калинка», «Как на тоненький ледок» )
Дети старшего дошкольного возраста различают не только эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, сравнивая их с речевыми : вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д., могут определять характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается ярким звучанием, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа.
На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения. («Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько», «А я в лесу был», «Прялица», «Земелюшка-чернозём», «Камаринская», «Частушки», «Во кузнице», «Тень-тень», «Жил у бабушки чёрный баран». «Поехал наш батюшка на базар», «А пчёлочка златая», «Зорюшка». «Орешина», «Как за нашим за двором», «Снег – снежок» и т.д.
При использовании фольклорных произведений в работе с детьми по развитию музыкального восприятия, широко используются традиционные методы: наглядный, словесный, зрительной наглядности и практический, с применением проблемной формы, их различные сочетания, а так же предлагаемые О. П. Радыновой: контрастного сопоставления, уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, тембровое, цветовое, и т.д.)
Практический метод очень важен, так как сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями помогает как бы «пропустить музыку через себя», выразить свои переживания во внешних проявлениях. Это инсценирование содержания песен, движения танца, передающие его смысл , образные движения животных в играх и хороводах, а так же передача общего эмоционального настроения.
Народные игры и хороводы. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.
Главная особенность игр и игр-хороводов - их самодеятельный характер, именно в них, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Ребенок в играх и хороводах обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает его музыкальное восприятие, способность радоваться жизни, что приведет к укреплению здоровья и духовному развитию.
Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить или соревноваться друг с другом. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Хитрая лиса», «Жил-был чёрный баран», «Аленький цветочек», «Гори, гори ясно!» и др.)
Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки ( игра «Заморожу» ), в других требуются от детей творческая инициатива и фантазия, а заодно и хорошая координации движений ( «», «Сапожок»)
- Практический материал: игра-хоровод «Жил у нашей бабушки чёрный баран» рус. нар. Обыгрывание.Пение-диалог.
Широко используется для развития музыкального восприятия приём оркестровки (темброво-инструментальное уподобление) и не только для обучения игре на рус. нар. муз инструментах, но и для развития детского творчества. Оркестровать произведение – значит выбрать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания, изобразительным моментам.
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознано различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество восприятия музыки, певческие навыки, музыкально - ритмические движения, совершенствуется ритмический слух.
Привлекая внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, важно использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым, развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.
Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Овладевая различными способами звукоизвлечения, ребёнок учиться передавать простейшие музыкальные образы: цокот копыт, капель, журчание ручейка и т.д. Важно, чтобы дети понимали, что создавая образ, необходимо отобразить настроение и характер музыки, а для этого выбрать определенные выразительные средства. Всё это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
- Практический материал: оркестровать рус. нар. мелодию «Камаринская». Муз. инструменты: рубель, ложки, трещотки, треугольники, колокольчики, коробочка – подгруппа педагогов.
- 1 Прослушивание: 1взрослый - у магнитной доски выкладывает количество муз. частей. 2ая подгруппа отмечает начало каждой части передачей любого муз инструмента. Подбор муз инструментов для каждой части.
- 2 исполнение – оркестровое исполнение – импровизация.
Пение. Песня - самый массовый и популярный жанр фольклора. Песня – это душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё, с чем он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она является не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся палитра человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность, вызывают у детей желание говорить красиво и складно, способствуют улучшению дикции и артикуляции, развивает выразительность речи. В песне столько ласки, доброты, любви. Содержание русских народных песен понятно детям, а простота построения мелодии, яркая образность, юмор рождают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.
Исполняя и обыгрывая русскую народную песню - ребёнок учиться определять её характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в жизни, а песня помогает им пережить гамму чувств и их оттенков, понять «о чём рассказывает музыка» и «какие чувства передаёт музыка».
Слушание и исполнение народной музыки в семейном кругу, так же обладает большой силой воздействия на детей. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения могут заинтересовать его народной музыкой и обогатить новыми музыкальными впечатлениями, используя при этом вспомогательные средства воздействия: рассказывание или прослушивание народных сказок, рассматривание иллюстраций или просмотр мультфильмов по сюжетам этих сказок. (Современные мультфильмы о русских богатырях, где звучит как народная музыка, так подражание ей)
Роль педагога. Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.
Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания музыки не следует подменять излишними разговорами о ней, ее особенностях.
Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос взрослого эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.
В работе по развитию музыкального восприятия дошкольников так же используются муз - дидактические пособия, методы ИКТ.
Это презентации на темы: рус. народные инструменты, календарные праздники, фонотека нар. мелодий, художественное слово, красочные детские иллюстрации, картотеки: рус. народных игр, народных инструментов, лэпбук «Русский народный оркестр», сценарии фольклорных праздников, интегрированные занятия на основе фольклора, проекты и т. д..).
Одним из направлений знакомства детей с фольклором в дошкольном учреждении является знакомство детей с народными праздниками, важной чертой которых является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными и природными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых, растений.
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей погрузиться в мир народной музыки, без труда овладеть большим репертуаром народных песен, получить огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. ( Осенние праздники, Осенний переполох, Сорока -белобока, Зимние праздники, Ярмарка мастеров, Соловьиный день, Светлая Пасха, Масленица, Волшебный шиповник, театрализация русских народных сказок ).
Русские народные праздники помогают творчески развиваться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. На празднике ребенок, становится не просто зрителем, а соучастником происходящего. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки, жизнерадостные игры-хороводы и народные танцы, а сказочный игровой образ даёт заряд добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.
- Практический материал: рус. нар. мелодия «Прялица - кокорица» в оркестровом исполнении или фольклорного ансамбля
с использованием элементов «эвритмии», «эвритмической гимнастики» (один из способов выражения движения в пространстве, разработаны Рудольфом Штейнером).
Цветные пластиковые гимнастические палки на каждого участника, стоящего в кругу. Выполняем имитацию работы ткацкого станка или прялки. Движения в ритме и в соответствии с частями музыки.
1.Передаем одновременно палку, расположенную в руках вертикально, влево (раскрываем обе руки в стороны).
2.Вращаем палку перед собой обоими руками.
3.Передаем палку вправо.
4.Трем как «веретено».
5. Импровизация. «Работа закончена».
Таким образом, мы видим:
- развитие музыкального восприятия дошкольников происходит во всех видах деятельности и на всех этапах его физического и психического развития.
- народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка, его музыкального восприятия.
- ребенок, воспитанный на народных традициях и музыке, в дальнейшем лучше будет воспринимать и понимать классическую музыку.
Литература:
1.О.П.Радынова. Музыкальные шедевры. М. 2000
2.Е.В.Незайкинский. О психологии восприятия музыки.
3.О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников.
4. Материалы интернета.
26 марта 2020 г.
13ч.-15мин. муз. зал.
«Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников».
Семинар – практикум для педагогов ДОУ.
Проводит муз. руководитель: Герасимова Ж.Н.
С точки зрения В. П. Аникина многие фольклорные жанры заключают в себя не только эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Это игровые формы занятий где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки», «водить хороводы» одновременно развивая мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышление ребенка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.
Таким образом, главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - заинтересовать народной музыкой, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятие у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетике, элементы народной мудрости. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Эту задачу по развитию личности ребенка решаются и музыкальные занятия, а также проведение праздников и развлечений.
Каковы же основные признаки музыкальности?
Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Литература:
1.О.П.Радынова. Музыкальные шедевры. М. 2000
2.Е.В.Незайкинский. О психологии восприятия музыки.
3.О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили Музыкальное воспитание дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.
Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников. « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...
Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста
Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...
Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников....
Семенари-практикум для педагогов "Роль народного фольклора в развитии восприятия дошкольников"
Практикум музыкальтного руководителя для педагогов о народном фольклоре...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинор-практикум для педагогов и специалистов ДОУ о значении народной музыки в развитии дошкольников....
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинар-практикумдля для педагов ДОУ...