ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"
консультация

Халитова Юлия Сергеевна

«Права ребенка, уважение к нему». Кто из нас не сталкивался с собственническим отношением к ребенку«Мой ребенок. Что хочу, то с ним и делаю». Сломал ребенок дорогую игрушку, а его жестоко наказывают; споткнулся, упал —добавят шлепков«Чтобы под ноги смотрел».

Иногда взрослые ругают и бьют детей считая это единственным способом воспитания, а заикнись таким горе-родителям об уважении к ребенку, к его правамони искренне удивятся: Какие еще права? Мал он еще…

А как вы считаете, есть ли права у ваших детей? Знакомы ли вы с документами, защищающими права вашего ребенка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

ДЕЛОВАЯ ИГРА 

"ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

                                                                                             Подготовила:

                                                                                            Воспитатель

                                                                                                        Халитова Ю. С.

2019 год

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

ЗАДАЧИ: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ. Педагогический коллектив ДОУ

ХОД ИГРЫ.

В игре участвуют две команды. Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении, затем проводит викторину.

Теоретическая часть:

Правовое образование дошкольников.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Какие задачи ставят педагоги?

•  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

•  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

•  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

•  ролевые, театрализованные и дидактические игры;

•  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

•  проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.);

•  продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).

Информация для воспитателя.

•  В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

•  Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

•  Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1 РАУНД

1.Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?

(Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов - Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ")

2.Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).

3.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

4.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

5.На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

6.Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

7.ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет +

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

в) 19 лет

2 РАУНД

А теперь предлагаю Вам обратиться к художественным произведениям.

1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.

2.Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.

3.В какой известной сказке С.Я.Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? «12 месяцев»

4.В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? «Золушка»

3 РАУНД

Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.

  1. Отрывок из м/ф «Чиполлино», где Тыкву вытаскивают из его домика.

Вопрос: Какое право Тыквы нарушено?

Ответ: Право на неприкосновенность жилища.

  1. Отрывок из м/ф «Попугай Кеша», где Кеша в клетке кричит «Свободу попугаям!»

Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?

Ответ: Право на свободу.

  1. Отрывок из фильма «Доктор Айболит», где звери болеют и просят Айболита их вылечить.

Вопрос: Каким правом воспользовались звери в Африке?

 Ответ: Право на бесплатную медицинскую помощь.

4 РАУНД

 Вы слушаете 3 хорошо известные вам детские песни и песни героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.

  1. «В каждом маленьком ребенке…»( право на всестороннее развитие)
  2. «Песня волка и козлят» (право на жизнь)
  3. «Учат в школе»(Право на образование)
  4. «Зачем человеку каникулы?..» (право на отдых)

(право на лечение, право на жилище, на равноправие, на жизнь и воспитание в семье)

5 РАУНД

«Волшебный мешочек»

Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя). 
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь). 
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество). 
  4. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
  5. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго… запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это… разрешается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это… разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…запрещается.

Дома маме помогать,

Старших уважать,

Малышей не обижать …разрешается.

Если что-нибудь не так

В делах получается

Слушать мнение ребенка ….разрешается.

1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М.Достоевскому.

        2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

вв 1989 г. 

        3. Какие различия могут определить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет. 

        4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

б) родители. 

в) члены правительства.

        5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

в) на государство. 

        6. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:

б) которая может мешать образованию и вредить здоровью.

        7. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

в) чувства достоинства и значимости. 

8. ООН считает ребенком любое человеческое существо от рождения до:

б18 лет. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра по правам ребенка для педагогов ДОУ Подготовила Халитова Ю. С. воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинского района Детский сад «РОДНИЧОК» 2019 год

Слайд 2

Конвенция о правах ребенка 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. В этот день в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой провозглашены права ребенка, права и обязанности родителей и других лиц, которые несут ответственность за жизнь, развитие и защиту детей. Документ состоит из преамбулы, 3 частей и 54 статей.

Слайд 3

Право на жизнь. Статья 6 Конвенции о правах ребенка. Никто не может отнять жизнь у человека.

Слайд 4

Право на имя . Статья 7 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 5

Статья 9 Конвенции о правах ребенка

Слайд 6

Право выражать свои взгляды, мнение, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний. Статьи 12 - 15 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 7

Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции Статья 16 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 8

Право на защиту от физического или психического насилия. Статья 19 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 9

Право на медицинское обслуживание. Статья 24 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 10

Право на образование. Статья 28 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 11

Право ребенка на отдых и досуг Статья 31 Конвенции о правах ребенка.

Слайд 12

1 . Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? а) А.П. Чехову б) Ф.М. Достоевскому в) А.М. Горькому

Слайд 13

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? а) 1948 г. б) 1959 г. в) 1966 г.

Слайд 14

3 . В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 1968 г. б) 1982 г. в) 1989 г.

Слайд 15

4. ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет б) 18 лет в ) 19 лет

Слайд 16

5 . Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? а) таких различий нет б) национальная принадлежность в) состояние здоровья.

Слайд 17

6 . Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) педагоги б) родители в ) члены правительства.

Слайд 18

7 . На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей? а) на благотворительные организации б) на иностранных спонсоров в) на государство

Слайд 19

2 задание - «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок !» По иллюстрации на экране определить: Название сказки Что произошло Какое право нарушено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"

Цель. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Участники игры. Члены творческих групп "Ознакомление с окружающим", "Социальная поддержка дошкольников", "Театрализованная деят...

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА"

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе....

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"...

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА"

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе....

Конспект мероприятия для педагогов в форме деловой игры "Знаем ли мы права детей"

В данной публикации представлен конспект деловой игры "Знаем ли мы права детей". Способствует расширению правовых знаний педагогов....

Деловая игра «Знаем ли мы права детей»

Цель: пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе....

Деловая игра: "Знаем ли мы права детей?"

Цель: Закрепить знания родителей и педагогов о правах ребенка.Задачи:Организовать совместную деятельность родителей;Способствовать контакту между педагогами и родителями;Совершенствовать навыки п...