Конспект мероприятия для педагогов в форме деловой игры "Знаем ли мы права детей"
консультация ( группа) по теме
В данной публикации представлен конспект деловой игры "Знаем ли мы права детей". Способствует расширению правовых знаний педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaem_li_my_prava_rebenka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Краснодарский край Тбилисский район
муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 5 «Ромашка»
Конспект
открытого мероприятия для педагогов
в форме деловой игры
Тема: «Знаем ли мы права детей».
(с использованием ИКТ и игровых технологий)
старший воспитатель:
Дрокина Л.Г.
х. Северин
2012 г.
Цель: Расширить знания педагогов о правовом воспитании детей.
Предварительная работа.
- Дискуссия «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания»
- Включенное наблюдение занятий «Основы гражданского образования и правовой культуры дошкольников».
- Подбор нормативных документов федерального уровня:
Конституция РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
План мероприятия:
Знакомство с основными правами ребенка, закрепленные в Конвенции ООН и Конституции РФ.
Ответы на вопросы (викторина).
Вручение памяток по итогам деловой игры «жестокое обращение с детьми: что это такое? »
Ход игры
Сообщение по проблемам правого воспитания детей:
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
В статье 18 п. 1 Закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития и воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровья ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительству по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») .
Таким образом, к основным задачам администрации дошкольного образовательного учреждения относятся:
- принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
- установление контакта со специальными службами защиты детей;
- проведение работы по формированию правового сознания родителей.
Что для этого необходимо?
Во - первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во - вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В - третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка
- У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.
(В ст. 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав) .
- Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.
(В соответствии со ст. 9, ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или обоими) .
2. Выбери правильный ответ.
* Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
а) Ф. М. Достоевскому +
б) А. П. Чехову
в) А. М. Горькому
* В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948
б) 1959 +
в) 1966
* В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах
ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +
* Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т. д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
(Согласно ст. 2, все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического происхождения, состояния здоровья и рождения) .
* Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
в) члены правительства
(Согласно ст. 18, родители совместно несут ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать надлежащую помощь) .
* На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми)
* Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка
(Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда)
* Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должны способствовать у них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости +
(Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший, как считается закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувство собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию)
* ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
в) 19 лет
(Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте) .
* Приведите примеры из детской художественной литературы, где нарушены права детей на:
- образование (А. П. Чехов «Ванька»)
- необходимый уровень жизни (сказка «Золушка»)
- имя (сказка «Красная шапочка»)
ПАМЯТКА
Уважаемые воспитатели!
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту
- Не ухоженность, неопрятность, апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми)
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле
- Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.)
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери
- Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара)
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех
- Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса - К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА
Права ребенка, признанные Конвенцией (1989)
Права человека, признанные Конституцией РФ (1993)
Ребенком является каждый человек до достижения 18 - летнего возраста Ст. 1 Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения Ст. 172
Государства – участники уважают и обеспечивают права каждого ребенка …. независимо от расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений Ст. 2 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, языка, происхождения, места жительства, убеждения, принадлежности к общественным объединениям Ст. 19.2
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь Ст. 16 (1) Каждый имеет право на жизнь Ст. 20
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного и незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь Ст. 16.1 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни Ст. 22, 23
Право на свободу мысли, совести, религии Ст. 14.1 Каждому гарантируется свобода мысли, слова Ст. 29
Право на отдых, досуг Ст. 31 Каждый имеет право на отдых Ст. 37. 5
Право на создание ассоциаций и проведение мирных собраний Ст. 15 Каждый имеет право на объединение Ст. 30
Государство – участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка Ст. 5 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей Ст. 38.2
Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней Ст. 24 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь Ст. 41
Право на образование Ст. 28. 29 Каждый имеет право на образование Ст. 43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры
«ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»В.А. СухомлинПроведение родительских собраний в форме деловой игры....
Мероприятие для педагогов в форме деловой игры "Безопасность и здоровье дошкольников"
Данная публикация содержит конспект деловой игры для педагогов на тему "Безопасность и здоровье дошкольников". Позволит актуализировать и закрепить знания педагогов....
Конспект мероприятия для педагогов ДОО с использованием АМО «Конвенция о правах ребенка, ее основные аспекты»
Конспект мероприятия для педагогов ДОО с использованием АМО «Конвенция о правах ребенка, ее основные аспекты»...
Педагогический совет в форме деловой игры «Обучение связной речи детей дошкольного возраста»
Активизировать деятельность педагогов с детьми....
Конспект открытого мероприятия с педагогами в форме круглого стола
Активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в...
План мероприятия для педагогов в форме квеста
Районное методическое объеденение для педагогов "Посвящение в школу туристов"...
План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...