Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей
статья (подготовительная группа)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольной образовательной программы неслучайно. Главной её целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций, которые призваны облегчить адаптацию ребёнка в обществе, приобщить его к социальным и культурным ценностям своего народа, воспитать активного, думающего, уважающего окружающих, но и умеющего отстоять свои интересы гражданина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей
Старший дошкольный возраст – важный и ответственный период в жизни ребёнка. Скоро в школу, в новый мир, где у него будут новые друзья, учителя, уроки и обязанности. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» призвана вооружить будущего ученика знаниями, умениями и навыками, которые облегчат ему вхождение в школьную жизнь и сделают процесс учения радостным.
Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте во всех примерных дошкольной образовательной программы неслучайно. Главной её целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций, которые призваны облегчить адаптацию ребёнка в обществе, приобщить его к социальным и культурным ценностям своего народа, воспитать активного, думающего, уважающего окружающих, но и умеющего отстоять свои интересы гражданина.
Компетенция – совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность – способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.
Особенно важным является формирование социальных, нравственных и коммуникативных (направленных на общение) компетенций в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.
Задачи
«Социально-коммуникативное развитие» – обширная область, охватывающая множество сфер детской жизни, и в каждой из них есть свои программные задачи и требования.
Так, в сфере социализации, развития общения и нравственного воспитания это (согласно программе «От рождения до школы» – мы там их можем расмотреть).
Такие обширные задачи возможно осуществить, используя все виды деятельности ребёнка в ДОУ:
игровую;
познавательно-исследовательскую;
коммуникативную (общение);
двигательную;
самообслуживание и элементарный бытовой труд;
конструирование;
изобразительную;
музыкальную;
восприятие художественной литературы и фольклора.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» неразрывно связана с четырьмя другими
Социально-коммуникативное развитие проникает во все остальные образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из перечисленных видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД).
Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впустую.
Методические приёмы
Поскольку воспитание нравственности и формирование моральных норм невозможно без пробуждения в ребёнке умения сочувствовать, сопереживать, большое значение имеют приёмы, влияющие на эмоциональную сферу детей.
Во время занятий и в процессе других видов деятельности широко используются:
Моделирование ситуаций. «Хорошие» и «плохие» поступки разыгрываются в виде инсценизации, что позволяет детям увидеть их со стороны и потом включиться в активное обсуждение, высказать своё мнение.
Чтение специально написанных психологами воспитательных сказок, в которых негативная черта характера намеренно преувеличивается и выдвигается на первый план, что позволяет вызвать резко негативное отношение к ней у детей.
Установление правил. Этот приём мало используется в других образовательных областях, но в социальной он просто необходим. По итогам бесед, чтения литературы, просмотра видеороликов и мультфильмов дети совместно с педагогом устанавливают ряд правил, которыми будут руководствоваться в жизни: «Чужое брать нельзя, не спросив», «Увидел, что слабому нужна помощь – помоги», «Не верь незнакомцам», «Будь внимателен на дороге», «Люби свой дом, город, страну – повсюду соблюдай чистоту» и другие.
Можно оформить книгу правил группы с иллюстрациями к правилам поведения. Дети будут с удовольствием пересматривать и повторять их.
Коммуникативные и имитационные игры. В игре дошкольники усвоят любое правило гораздо быстрее, да и общаться в игре им проще.
Можно организовать такие игры на развитие навыков коммуникации и умения общаться: «Ты пришёл в магазин», «У нас в группе новичок», «Разговор бабочки и цветка», «О чём говорят деревья», «Фея встретила Гнома», «Зверята на лесной опушке». Представляя себя персонажем сказки, любимого произведения, ребёнок раскрепощается и ему легче строить диалог.
Иногда в разговор может вступать негативный персонаж: злой Жук, жадный Волк, грязнуля Поросёнок. Его роль исполняет обычно воспитатель, используя игрушку, куклу бибабо, предметную картинку. Случается, ребёнок хочет взять на себя роль отрицательного героя. Не стоит отказывать ему в этом, возможно, таким образом дошкольник «сыграет» и отбросит от себя случившуюся неприятность (поссорился с другом, поступил нехорошо). Если ребёнок постоянно стремится брать на себя негативные роли, следует посоветоваться с психологом: вполне вероятно, что в жизни малыша появилась проблема, самостоятельно решить которую он не в силах.
Очень стеснительным и замкнутым ребятам может помочь начать общаться такой редкий, но очень полезный приём, как пропевание диалогов.
Используется он в паре с педагогом. Воспитатель «напевает» ребёнку простую фразу, например: «Добрый день, как твои дела?», и предлагает пропеть ответ. Поначалу застенчивый дошкольник может только улыбнуться в ответ, но не стоит останавливаться, результат непременно будет положительным. Этот приём используется сначала в индивидуальной работе, когда в группе мало детей, а в дальнейшем его можно применять в группе с 5–6 ребятами. На фронтальных занятиях приём малоэффективен из-за того, что каждый желает «спеть» свою фразу, возникает шум, теряется волшебство и особая атмосфера «пропевания».
Стимулируют детское общение игры в форме интервью, звонка по телефону, описания воображаемых картин, животных, растений, сказочных героев.
Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей;
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующим решению данного вопроса, является проектный метод. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Проблемы
• недостаточная осведомленность педагогов о специфике использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей.
• несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности.
Цель: адаптировать метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу, опыт коллег и интернет ресурсы по вопросу использования проектного метода в рамках социально-коммуникативного развития детей.
2. Повысить профессиональную компетенцию участников сопровождения в вопросах особенностей организации проектной деятельности при работе с дошкольниками .
3. Провести первичную и итоговую диагностику воспитанников для определения уровня развития их социально-коммуникативных и проектных умений.
4. Провести диагностику социальной активности родителей.
5. Пополнить предметно-развивающую среду наглядно-дидактическим материалом.
6. Разработать методическую документацию по использованию проектного метода в работе с дошкольниками.
Проектный метод - это одно из приоритетных направлений современной системы образования, где важной задачей является формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации.
Раскрыть и развить творческие способности не только здорового, но и имеющего ограниченные возможности здоровья ребенка, возможно с применением в практике обучения проектного метода.
В ФГОС социально-коммуникативная область направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
На основе вышесказанного, можно сделать вывод о возможности применения технологии метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья с учетом социального заказа общества.
Использование проектного метода, как деятельности, должно осуществляется дозировано:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д. • комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция:
частичная
полная интеграция
метод проектов:
форма организации образовательного пространства;
метод развития творческого познавательного мышления.
Метод проекта направлен на предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться.
В связи с чем, в образовательном процессе по развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста я активно использую метод проектной деятельности. Интересны следующие проекты «Детская журналистика и диалогическая речь» направлены на обучение детей вести диалог. Задавать друг другу вопросы в определенной логической последовательности, правильно отвечать на них, брать и давать интервью. В ходе семейных проектов «Моя семья», «Сказка на ночь», у детей не только расширяются знания по изучаемой теме, формируются предпосылки поисковой деятельности, но и умение вести конструктивные беседы, отстаивать свое мнение. Но самое главное: сближают членов семьи, дают возможность больше общаться.
В процессе осуществления метода проектов решаются следующие задачи:
- обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;
- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
В процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный ...
"Метод проектов как средство организации образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте"
Описание опыта работы...
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"
Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...
Открытый методический день "Новая образовательная среда, как средство и условие достижения образовательных результатов дошкольников
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды....
Методы достижения образовательных результатов
Представленны методы достижения образовательных результатов по теме "Транспорт" в младшей и средней группах...
Описание образовательного процесса (для одной из образовательных областей). Описание форм, способов методов и средств образовательного процесса по ОО Социально-коммуникативное развитие
социально-коммуникативное развитие...
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...