Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный этап, на котором происходит обучение детей составлению сравнений объектов по заданным признакам с использованием картинок, карточек - схем и реальных предметов из ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_master-klass_obuchenie_sostavleniyu_zagadok_1.pptx | 378.17 КБ |
doklad_k_prezentatsii.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К концу мастер-класса слушатели получат представление о технологии развития речи дошкольников «Обучение детей составлению загадок», как о технологии направленной на речевое развитие, развитие воображения детей 3-7 лет для достижения планируемых результатов, обозначенных целевыми ориентирами ФГОС:
Планируемые результаты 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Подбирает и называет слова, отвечающие на вопросы: «Кто?», «Что?», «Что делает?» «Какой?», и т.д. Высказывается простыми распространенными предложениями. Употребляет обобщенные слова, антонимы, сравнения. Подбирает и называет слова, отвечающие на вопрос: «Кто это?», «Что делает?», «Какой?», «Как?». Составляет предложения с заданным количеством слов (2-3 слова и более) по картинкам, иллюстрациям, схемам. Соединяет предложения разными способами связи. Подбирает и называет слова, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Как? У ребенка складываются предпосылки грамотности
Планируемые результаты 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Отвечает на вопросы, связанные с содержанием образных слов и выражений, некоторых эпитетов и сравнений. С помощью взрослого подбирает существенные признаки, качества, действия предмета, для составления сравнений и загадок . Подбирает определения, сравнения к заданному слову. Выражает свои впечатления в образном слове. Объясняет значение пословиц. Подбирает существенные признаки, качества, действия предмета, для составления сравнений и загадок. Объясняет переносный смысл в загадках, словосочетаниях. Называет существенные признаки, качества, действия точным метким словом. Создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, соблюдая структуру. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (коммуникативной)
Предварительный этап - можно начинать с детьми 3-х лет: обучение детей составлению сравнений по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения. Модель составления сравнений: 1 .Объект 1. 2.Обозначение его признака (форма, цвет, вкус, звук, температура и т.д.). 3.Определение значения признака (какой ). 4.Сравнение данного значения признака со значением признака в другом объекте 2 ( что бывает таким же по (признак) как (объект1). Пример: Цыплёнок по цвету жёлтый такой же жёлтый по цвету как солнышко объект1 признак значение признака признак объект 2
Первый этап обучения детей составлению загадки можно начинать после освоения детьми модели составления сравнений. Модель1 «Какой – что бывает таким же» Какой? Что бывает таким же? как как но не
Следующий этап обучения детей (4-5 лет) составлению загадок по модели 2. Модель 2 «Что делает – что (кто) делает так же» Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется сначала в левой, а затем в правой части. Объект: ёжик. Что делает? Что (кто) делает так же? Пыхтит как Новенький паровозик Собирает как Хорошая хозяйка Семенит но не Р ебёнок который учится ходить
Завершающий этап – обучение детей составлению загадки по модели 3. Модель 3 «На что похоже – чем отличается» Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Объект: гриб. Загадка: « Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». На что похоже? Чем отличается? Мужичка но Б Дом но О как Зонтик но Толстая ножка
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Доклад к презентации «Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО «Речевое развитие»
представляет Радионова Светлана Юрьевна МБДОУ «Детский сад№12 «Сибирячок» г. Назарово Красноярского края»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие речевых способностей дошкольников.
Загадка, непреднамеренно помогает ребёнку познать богатые изобразительно-выразительные возможности слова: употребление в переносном значении, сравнение, олицетворение, использование в качестве метафоры, эпитета. А размышление над ними тренирует восприятие, помогает освоить синтаксис родной речи на привычных, доступных, понятных примерах. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Используя интернет – ресурсы я познакомилась с «Технологией обучения детей составлению загадок», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем по многолетней исследовательской деятельности педагогических коллективов Ульяновского педагогического колледжа и экспериментальных дошкольных учреждений России, Беларуси и Украины на основе методов и приёмов ТРИЗ. Эта технология включает в себя: технологические цепочки, позволяющие гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений и загадок.
Данная технология направлена на речевое развитие, развитие воображения детей 3-7 лет для достижения планируемых результатов, обозначенных целевыми ориентирами ФГОС, которые представлены на экране:
- у ребёнка складываются предпосылки грамотности и
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (коммуникативной).
Начинать работу можно с детьми 3-х лет – это предварительный этап, на котором происходит обучение детей составлению сравнений объектов по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения.
Пример составления сравнения вы видите на слайде.
После освоения детьми модели составления сравнения, уже в среднем возрасте, Можно переходить к отработке умения составлять разнообразные загадки на примерах моделей, разработанных А.А. Нестеренко. Таких моделей – три.
Предлагаю вам составить загадку по модели 1 «Какой – что бывает таким же».
Вывешивается таблица – модели 1.
1.Давайте определим, о чём будем составлять загадку (показываю картинку) – самовар.
2.Подбираем образные характеристики самовара по цвету, действию, форме.
- Какой самовар по цвету - блестящий;
по действию – шипящий;
по форме – круглый.
Данные характеристики записываются схематически в левой части таблицы рисунком или буквой – при этом происходит развитие воображения, тренировка памяти.
3. Подбираем сравнения по перечисленным значениям признаков и вносим их в правую часть таблицы:
- Что ещё бывает таким же блестящим по цвету как самовар? – монета.
А по действию шипящим? – вулкан.
А по форме круглым, что ещё бывает? – арбуз.
4. А теперь давайте прочитаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбца связки «Как» и «Но не»: «Блестящий, как монета; шипящий как вулкан; круглый, но не арбуз».
Многократно «читают» загадку коллективно или индивидуально.
После освоения данной модели на активном уровне можно знакомить детей с особенностями сравнений и составлять загадки на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий как начищенная монета).
И загадка читается уже так: «Блестящий, как начищенная монета, шипящий как проснувшийся вулкан, круглый, но не спелый арбуз».
На следующем этапе (старшая группа) происходит знакомство с моделью 2 «Что делает – что (кто) делает так же».
Методика работы с данной моделью аналогична работе с моделью 1.
Пример вы можете видеть на слайде.
Например: Ёжик.
- Что делает ёжик? (Пыхтит, собирает, семенит).
- Пыхтит как кто или что? (пыхти как новенький паровозик – сравнение на «завышение»; как старый чайник – сравнение на «занижение»).
- Собирает как кто или что? (хорошая хозяйка - сравнение на «завышение»; как жадина - сравнение на «занижение»).
- Семенит как кто? (семенит как ребёнок, который учится ходить - сравнение на «завышение»; как старый дедушка - сравнение на «занижение»).
- Составление загадки в целом с использованием связки «Как» и «Но не» и её чтение:
- с приёмом «завышения»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребёнок, который учится ходить».
- с приёмом «занижения»: «Пыхтит как старый чайник; собирает как жадина; семенит, но не старый дедушка».
Особенностью при освоении модели 3 «На что похоже – чем отличается» является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
но | |
но | |
как но |
Пример составления загадки про гриб также вы видите на слайде.
- На что похож гриб? (на мужичка, дом, зонтик).
- А чем отличается от мужичка? дома? зонтика? (у гриба нет бороды; у гриба нет окон; у зонтика тонкая ручка, а у гриба толстая ножка).
- Составление загадки с использованием связки «Похож…, но» и «Как…, но».
- Чтение текста загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но с толстой ножкой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей составлению загадок
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...
Консультация – практикум для педагогов на тему «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия»
Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø Повысить их компетен...
Мастер класс «Технология обучения детей составлению загадок».
В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму»....
Выступление на педагогическом часе на тему: «Технология обучения детей составлению сравнений»
Для педагогов...
Мастер-класс «Использование технологии «Обучение детей составлению загадок по методике А. Нестеренко»
Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, ч...
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...
Презентация "Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества"
laquo;Современные образовательные технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как средство повышения качества образования»...