Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в начальной школе.
статья (подготовительная группа) на тему
в этой статье говорится о проблеме подготовки ребенка к школе, о психологической готовности ребенка к условиям школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в начальной школе.
Гарагазиева Альфия Назанбековна МБДОУ №48 «Чебурашка»
воспитатель, тел 89619757536
«Быть готовым к школе - не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться»
(Венгер.Л.А.).
Глобальное преобразование в политической и социально-экономической структуре нашего общества выдвинули на первый план новые требования в системе народного образования. Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменениях социально-психологического климата в семье и школе. Это приводит к возрастанию психологической нагрузки на первоклассников и к дезадаптационным явлениям.
Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного и школьного образования характеризуется рядом позитивных сдвигов, которые в первую очередь связанны с реализацией гуманистического подхода к процессу обучения детей. Решение образовательных задач возможно при реализации личностного подхода к ребенку и создания условий для его развития и саморазвития.
Среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, особо важное значение в настоящее время приобретает проблема подготовки детей к школьному обучению и успешной адаптации первоклассников к условиям школы. До сих пор не решены многие проблемы, возникшие в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений по психологической подготовке детей к учебной деятельности, с которыми сталкиваются воспитатели, педагоги и родители и от нерешенности которых больше всего страдают дети.
Проблема подготовки детей к школе рассматривалась многими отечественными и зарубежными учеными (Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.Е. Журова, Р.С. Буре, Э.В. Штиммер и др.). Они уделяли большое пристальное внимание формированию и развитию знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе или предусмотренных программой обучения начальной школы. Л.А. Венгер, Е.Л. Агеева, В.В. Холмовская изучали возможности целенаправленного руководства формированием познавательных способностей в дошкольном детстве. Темой работ Р.С. Буре, К.А. Климовой было формирование «широких социальных» мотивов. Н.С. Денисенкова исследовала познавательную направленность на занятиях. В целом наука достигла значительных результатов. Достаточно хорошо разработана дидактическая сторона подготовка детей к учебной деятельности, по результатам которой определяется психологическая готовность детей к школе. Важное место в системе психологической подготовки заняла система оценки результатов этого процесса – в основном такая оценка осуществляется по показателям психологической готовности. Проблемой психологической готовности детей к обучению занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ш.А Амонашвили, А. В. Запорожец, Л.С Выготский, С. Штребель, Л.И. Божович и др. Однако психологическая готовность учащихся к школе определяет лишь внутреннюю сторону результата психологической готовности и не оценивает внешний стороны процесса. Многие авторы ( А.В Петровский, С.М. Громбах, Е.А Панько, Я.Л. Коломинский и др.) считают, что адаптация учащихся к школе является основным критерием оценки эффективности психологической готовности детей к школе. Однако в современной практике воспитатели дошкольных образовательных учреждениях и учителя начальных классов, осуществляющие дидактическую подготовку учащихся, чаще всего не включают в свою работу психологической подготовки детей. Так как в педагогической практике недостаточно представлены программы по психологической подготовке дошкольников к учебной деятельности, которые позволили бы учащимся успешно адаптироваться к школе.
Поступление ребенка в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка – новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами. Работа воспитателя детского сада направлена на формирование мотивов учения и положительного и правильного эмоционального отношение к школе.
И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребенка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые – учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях.
«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса и его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: взаимодействие индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Готовность к школьному обучению определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.
Как же психологически подготовить ребенка к школе?
При подготовке к школе родителям следует научить ребенка аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого он должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложение. После чтения следует выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, а кроме того, учить связной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Следующим условием успешной учебы является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Еще важно воспитывать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры конструктор и «лего», занятия лепкой аппликации и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательные задания, умение доводить начатое до конца.
Ученику необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки. Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого не привлекает школа внешней стороной (атрибуты школьной жизни портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Интеллектуальная готовность. Данный компонент предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Социально – психологическая готовность. Этот компонент включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника и ситуации школьного обучения.
Семья - один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя нужно вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и не достойного, справедливого и не справедливого. Однако воспитание детей - не только личное дело родителей, но и в нем заинтересованно все общество. Решение проблемы подготовки дошкольников к учебной деятельности требует от педагогов и воспитателей осознания необходимости соблюдения психолого-педагогических условий, обеспечивающих как успешное развитие психических процессов, так и адаптацию учащихся к школе.
Список литературы
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?- М.: Знание, 1994.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: 1978.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!- М.: Просвещение,1983
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей.-М.: 2001.
- Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?- М.: 1996.
- Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 1999.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.:1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Консультация для родителей "Условия успешной адаптации ребёнка в школе".
Родители узнают, какие условия необходимы для успешной адаптации ребёнка в школе, особенно в первый год обучения....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому педагоги уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание....
Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...
статья к конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
статья для конференции...
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальной школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» в рамках научно-практической конференции «Преемственность ДОУ и начальн...