статья к конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
статья
Предварительный просмотр:
Маркова Лидия Викторовна ,старший воспитатель
Чукманцева Юлия Михайловна, воспитатель
МАДОУ №35 г.Нижнекамск РТ.
.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому педагоги уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание. В ФГОС ДО одним из целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования является «У ребенка развита мелкая моторика» (ФГОС ДО). Научившись владеть своей рукой, ребенок становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого. Это способствует его личностному развитию, проявлению инициативы в различных видах детской деятельности. К моменту поступления ребенка в школу его моторные навыки должны быть достаточно развиты, иначе процесс обучения будет представлять для него сложность.
Как известно, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи.
Для подготовки руки ребенка к письму, мы используем следующие инновационные методы развития мелкой моторики:
1) Игры, упражнения, поделки с использованием природного материала (шишки, песок, семена растений, камни, орехи, крупы);
2) Массаж рук мячиками Су – джок;
3) Иглотерапия (аппликаторами Кузнецова или ковриками Ляпко);
4) Игры с применением различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки, пуговицы) и многое другое.
Использование данного материала в различных видах деятельности (игровой, двигательной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской), предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти.
Иглотерапия представляет лечебно – профилактический массаж рук аппликаторами Кузнецова. Аппликатор разработан в виде сборной конструкции из пластмассовой пластины с рабочей игольчатой поверхностью.
Детям предлагается в игровой форме класть руки на аппликатор. Причем такие игры должны содержать различные задания, при выполнении которых ребенок по – разному бы касался игольчатой поверхности: с разной силой нажима (то сильно, то еле – еле), то всей ладонью, то только кончиками пальцев.
Игры могут содержать такие задания: (предлагать прошагать по дорожке; искать элементы аппликатора в сухом бассейне, в песке, емкости с водой, использовать их как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях, закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
Игры с пуговицами – это необычно и весело. Их большое разнообразие позволяет нам не только развивать мелкую моторику рук, а так же использовать их для игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, развивает усидчивость и произвольность психических процессов. Развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Упражнения с пуговицами
1) «Перекладывание пуговиц». Ребенку предлагают коробку с пуговицами. Задание: нужно переложить пуговицы из коробки на стол, используя одноименные пальцы правой и левой руки. Если ребенок успешно справляется с этим заданием, мы его усложняем – предлагаем перекладывать пуговицы, пользуясь разными пальцами рук, например, указательный палец – мизинец, или средний и большой пальцы. Можно устроить соревнование: кто больше переложит пуговиц за определенное время.
2) «Передай пуговицу». Задача заключается в том, чтобы передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Варианты: передавать пуговицу под музыку, когда музыка кончается, тот у кого пуговица оказалась в руках должен станцевать, рассказать стихотворение, либо выполнить какое – то другое задание товарищей. Усложнить игру можно поменяв способ передачи пуговицы (передавать ее тыльной стороной ладони, с пальца на палец и так далее).
3) Массаж пальцев пуговицей. Ребенок большим пальцем передвигает пуговицу по другим пальцам поочередно от ногтя к ладони и обратно.
Так же можно делать поделки из пуговиц. Наряду с мелкой моторикой это развивает воображение и усидчивость.
Так же мы используем песок для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
1) Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2) Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
3) Рисование картин из песка, простого и окрашенного в разные цвета, детям нравится рисовать цветной солью, окрашенными крупами, выкладывать из них различные узоры на песке.
Криотерапия — лечение холодом. В работ е с детьми лучше использовать не столько холод, сколько контраст температур. То есть воздействовать на кисти рук холодом и теплом попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Это ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику. Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в три этапа.
Первый этап - криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки в тазу с тёплой водой, затем снова опускают руки в лёд, и так три раза. Игры можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, сделать кубики льда цветными, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора. Второй этап - выполнение комплекса пальчиковой гимнастики (на растяжку мышц). Третий - массаж руки с помощью шишек, шариков Су-Джок щеток, поглаживание предметов разных фактур.
Использование вышеописанных методов для развития мелкой моторики у дошкольников позволяют достичь следующих результатов:
1) Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
2) Развивается ручная умелость, графические, изобразительные навыки;
3) Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.
Литература:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М., 2005. – 98с
- Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010.- 35с
- Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова -Дошкольное воспитание, 2006. – 11с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"
Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому педагоги уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание....
Статья "Знакомство родителей с методами и приёмами правильного развития мелкой моторики у детей дома"
Статья предназначена для использования педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений...
Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи
Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...
«Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формиров...