Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
проект

Ольга Николаевна Перевозникова

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре,  общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формировать основы самосознания и индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Проект

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

                                                                      Воспитатель: Перевозникова О.Н.

                                                            2019г.

Актуальность

        Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.

        Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоциональноположительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

    Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

     Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

     Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

     Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию.

    Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация.    Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

     С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

    Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими  традициями  педагогики.

    Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «От рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой»,

 

                                             Проект

           «Приобщение дошкольников  к истокам национальной культуры через          русские  народные  подвижные игры».

   Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:

  • младший возраст (3—4 года);
  • средний возраст (4—5 лет);
  • старший возраст (5—6 лет);
  • подготовительная к школе группа (6—7 лет).

   Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

    Основные цели и задачи проекта:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс

через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

  1. Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки,  заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

    Методический проект на доступном для детей уровне знакомит их с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку.

      Русские народные календарные игры:

Игры — своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; воспитываются умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх заключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сейчас малопопулярны. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.  Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

    Считалка имеет древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться происходит из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное, так как полагали, что есть «счастливые» и «несчастливые» числа.

Эту взрослую привычку подсматривали дети, ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту, ловлю птиц, уход за посевом и др.

     Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: «Кого выбираешь, что  выбираешь? Что возьмешь?»

      Русские народные игры во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря:

    Новый год: «Арина», «Баба Яга», «Жмурки».

    Рождественский сочельник: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек», «С города долой!»

    Святки: «Бабка», «Гуськи», «Дедушка- рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок», «Слепой козел», «„Черного” и „белого” не говорить, „да” и „нет” не повторять».

   Масленица: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горшки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Салки», «Сапки- догонялки», «Салки-мартышки», «Салки с мячом».

   Благовещенье: «Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Птицы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки».

    Вербная неделя: «Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток».

    Пасха: «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с  горки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».

    Красная горка: «В круги», «Отгадывание».

    Лялин день: «Ляля».

    Егорьев день: «Лошадки», «Пастух и стадо».

    Троица (Семик): «В кресты», «Венок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище».

    Никита-гусятник: «Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Заинька», «Утица» («Уточка»),

     Давид-земляничник: «У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь».

     Николай Кочанский: «Капуста», «Плетень».

    Успение: «Кто с нами?», «Огородник», «Пахари и жнецы».

    Семенов день: «Муха», «Охотники и собаки», «Черный жук».

    Покров: «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона».

     Кузьма и Демьян: «Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы», «Курочки», «Царевна».

  • Арина

Играющие встают в круг, в середине — водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все поют:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки сложи,

Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,

 Вдоль по караваю.

Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

  • Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном из них. Выбираются два Мороза: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу Морозы говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз — Красный Нос, Я — Мороз —- Синий Нос. Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы гроз,

И не страшен нам Мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», коснувшись рукой.

  • Ай да птица, что за птица!

Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:

Ай да птица, что за птица!

Что за птица за орел!

Сосед поднимает предмет и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица — ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибится, забыв назвать птицу.

  • Еры кали ще

На земле (на полу) очерчивается круг. Выбирается водящий — Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают и напевают:

Эко диво — чудо-юдо, Морская губа — Ерыкалище! Эко диво, чудо-юдо, С (брынова дуба Морское поганище!

Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят. Ерыкалище и плененный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается до тех пор, пока Ерыкалище и его пленники не переловят всех играющих.

  • Муха

На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают в него палочки, кусочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульный, который должен после каждого падения «мухи» возвращать ее обратно на кол. Когда играющие израсходуют все свои «снаряды», им предстоит быстро собрать их и вернуться на место. Кто не успеет, становится «караульным».

  • Кузнецы

Считалкой выбирается «кузнец». Остальные дети — «жеребцы».

    Жеребцы:

Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять.

   Кузнец:

Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!

На слове «готово» жеребцы убегают, кузнец их ловит.

  • Царевна

Играющие становятся в круг, на середину выходит одна девочка — «царевна». «Царевич» ходит за кругом.

Все поют:

Круг города ходит Царев сын, королек.  Невест выбирает Царев сын, королек. Войди, царевич, в город.  Подойди, царевич, ближе.  Поклонись, царевич, пониже. Поклонись пониже.

После этих слов царевич выбирает себе царевну, входит в круг, и они танцуют.

Выходит следующий парень, и игра повторяется.

  • Считалки:

   Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.

Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву. Один из них выходит на середину и, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку:

Тара-бара,

Домой пора — Ребят кормить,

Телят поить, Коров доить. Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове (а иногда и слоге) прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

   Варианты считалок

Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

 Мимо частокола;

Кто его поднимет, Тот вон выйдет!

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый!

— Что там делал?

— Лыко драл!

— Куда клал?

— Под колоду!

— Кто украл?

— Родион.

— Выйди вон!

Шла кукушка мимо сети, А за нею — малы дети. Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить!

     Литература

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарнообрядовых праздников / Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Махачева, О. Н. Корепанова и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н. / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
  2. Князева О. Л., Махачева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие,— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2003.
  4. Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников / Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений// Николаева С. Р, Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Тихонова М.В., Смирнова Н. С. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...