Роль развивающих игр в музыкальной деятельности дошкольников
консультация

Бойченко Марина Васильевна

Консультация для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль развивающих игр в музыкальной деятельности дошкольников.

Одно из средств развития ребенка – музыкально-дидактические и развивающие игры, в основе которых лежат задачи развития у детей музыкальности, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.

Игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать движения, вырабатывать у детей различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В процессе выполнения этих заданий закрепляются знания, полученные из окружающей жизни, обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить предложение; воспитывается сообразительность, активизируются мыслительные процессы; формируются навыки взаимного общения.

В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети овладевают двигательными, интеллектуальными, сенсорными способностями, навыками взаимодействия.

С помощью введения музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке, развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.

Таким образом, музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка.

Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.         Основное значение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.                Музыкальные игры  просты и доступны, интересны и привлекательны. Они  своеобразный возбудитель желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.         В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкальные игры на занятиях. Музыкальные занятия строятся нами с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений, слушания музыки.

Игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Это пальчиковые игры, подвижные  игры , различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.  . В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольные  игры и подвижные игры

Использование музыкальных игр в процессе пения:

Использование музыкальных игр в процессе слушания музыки:

 В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.  Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию.

Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части. Музыкальные игры так же хорошо использовать для закрепления пройденного материала . Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.  

Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений:

На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для малышей желательно использовать в музыкальных играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности. Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.

 Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения

Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми, с выполнением творческих заданий.  

Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки, беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке

музыкальные игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какова роль воспитателя в музыкальной деятельности дошкольников".

Уважаемые педагоги! Жизнь ребёнка в ДОУ становится полнее и радостней, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных на...

Презентация на тему: "Использование развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самоо...