Круглый стол с педагогами. "Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
"Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Круглый стол с педагогами ДОУ.
Тема «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников».
1 слайд.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей. Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь-там и дети с большим интересом относятся к музыкальной деятельности.
2 слайд.
Доктор психологических наук Александр Ильич Щербаков выделил 8 общепедагогических функций.
1. Информационная.
2. Развивающая.
3. Мобилизационная.
4. Ориентационная.
5. Конструктивная.
6. Организаторская.
7. Коммуникативная.
8. Исследовательская.
Информационная функция. Передача музыкальной информации детям.
Муз. руководитель обязан:
1) Исполнять муз. произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.
2) Уметь доступно пояснять содержание муз. произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.
3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.
Воспитатель обязан:
1) Организовывать повторное прослушивание муз. произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.
2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.
3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз. занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).
4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз. руководителя.
5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз.деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.
6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.
2. Развивающая функция. Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.
Муз. руководитель обязан:
1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.
2) Проводить диагностику музыкальных способностей.
3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.
4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.
5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.
6) Применять различные виды музыкальных занятий.
7) Уметь применять все формы организации муз. деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.
Воспитатель обязан:
1) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.
2) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.
4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ. слово и т.д.)
3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.
Муз. руководитель обязан:
1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз. произведений.
2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.
3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.
Воспитатель обязан:
1) Знать музыкальный репертуар.
2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.
3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
4. Ориентационная функция. Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.
Муз. руководитель обязан:
1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).
2) Заинтересовать детей музыкой.
3) Разбудить и развить эстетические чувства.
4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.
Воспитатель обязан:
1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.
Для успешного выполнения функций 1-4 муз. руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:
1. любовь к музыке
2. артистизм
3. находчивость
4. изобретательность
5. способность к творчеству
6. музыкальная культура
7. эрудиция
8. увлечённость профессией
5. Конструктивная функция. Включает в себя 3 компонента:
1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).
2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).
3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Муз. руководитель обязан:
1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз.воспитания, формы организации муз.деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.
2) Составлять календарный план.
Воспитатель обязан:
1) Составлять перспективный план совместно с муз.руководителем.
6. Организаторская функция.
Муз.руководитель обязан:
1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.
2) Вести кружковую работу.
3) Участвовать в педагогических советах.
4) Проводить открытые занятия для воспитателей.
5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.
Воспитатель обязан:
1) Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.
2) Помогать муз. руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.
7. Коммуникативная функция. Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.
Муз. руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:
1. любовь к детям
2. терпеливость
3. внимательность
4. доброжелательность
5. справедливость
6. уравновешенность
7. контактность
8. выдержка
9. культура общения
8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.
Муз. руководитель обязан:
1) Следить за специальной литературой.
2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.
3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.
4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед. чтениях, конференциях и т.д.
5) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей
3 слайд.
Вопрос к педагогам.
? Какие формы организации музыкальной деятельности в детском саду вы знаете? Какая форма организации является основной?
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, перед ООД должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель при проведении ООД.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.
В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.
В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.
4 слайд. Роль воспитателя на музыкальных занятиях.
5 - 8 слайд. Роль воспитателя в конкретных видах музыкальной деятельности.
Итак, подведём итог.
? От чего зависит активность воспитателя на музыкальном занятии?
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
-От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
-От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
-От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
-Воспитатель сидит с безучастным видом
-Воспитатель перебивает исполнение
- Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
9 – 13 слайд. Задачи воспитателя при проведении утренника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"
Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»
Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"
Материал для проведения круглого стола...

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»
рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...