ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука общения» (Старшая группа).
материал (старшая группа)

Понягина Светлана Владимировна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука общения» (Старшая группа).

 

 

Тема

Цель, задачи (программное содержание)

Формы организации, методы работы

Литература

1.«Времена года»

 

Занятие направлено на развитие у детей, способности видеть и оценивать сезонные изменения в природе, понимать и ценить красоту родной природы, способствует развитию желания рассказывать о своих впечатлениях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы.

 

- Беседа о красоте всех времен года.

- Тематические загадки.

- Тематические этюды.

- Д/и «Какое время года изображено на картине».

Д/и «Загадки о лете».

- Этюд «Изменение дерева с изменением времени года» (пантомима).

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.119)

2. «У природы нет плохо погоды»

 

Занятие направлено на обучение детей, способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека, умение передавать свое состояние в мимике, жестах и движениях, называть природные явления и находить в любом хорошее.

 

 - Мини-сказки «Братцы ветры».

- Составление рассказа «Про погоду» (коллективное).

-  Д/и «Загадки про погоду».

 -  Д/и «Какая бывает погода?».

- Хороводная игр «По Солнышку».

- Этюды «Вьюга», «Дождик».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.132)

3. «Мой ласковый и нежный зверь»

Развивать в детях желание  проявлять заботу о домашних животных, учить различать  эмоциональные переживания на примере животных, поощрять желания  и потребности в общении с представителями животного мира, сопереживании или проявлении доброты, чуткости.

 

 

- Беседа «Кошачьи повадки».

-Игра – драматизация «На бабушкином дворе»

- Упражнение-дискуссия  «Почему грустит котёнок?».

-П /и  «Кот Васька».

- Упражнение-релаксация «Чудесный сон котёнка».

- Диагностика «Отношение к животным».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.141)

 

 

4. «Мои зеленые друзья»

 

Дополнить и закрепить  представления детей о том, откуда  появляются растения, где они живут и чем питаются. Обучить  способности  понимать  и любить  красоту окружающего мира, бережно  относиться  к  растениям, понимать  значение  растительного мира для состояния  человека, его настроения, самочувствия.

 

- Просмотр м/ф про одуванчик.

- Игра «Знаешь ли ты овощи?» (определение на вкус).

-Игра «Чудесный мешочек».

- Игра-драматизация  «Сказка сон».

- Беседа «Кто они такие – зелёные друзья?»

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.160)

 

 

 

 

5. «Мои умные помощники»

 

Занятие направлено  на обучение  детей,  способности  понимать и оценивать  роль  наших «умных помощников» - органов  чувств – в процессе  познания  окружающего мира, их значение  для развития  общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, в двигательной и эмоциональной сферах).

- Чтение рассказа  Е.Пермяка  «про нос и язык».

- Д/и «Посылки от обезьянки».

- Игра-имитация «Послушай и угадай».

- Изготовление аппликации или рисование  на тему  стихотворения А.Венгер  «Цвета радуги».

- Подведение итогов.

- Игра на внимание «Ухо, нос, глаз и т.д.»

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.170)

 

6. «Как я помню то, что помню»

Занятия по данной теме призваны  показать  роль  памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе  общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка.

 

 - Д/и «Радио».

- Упр. «Запомни движение», «Запомни моё лицо».

- Д/и  «Чего не стало?».

- Упр. «Кто больше знает имён?».

- Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.174)

 

 

7.«Язык жестов и движений»

Занятие направлено  на обучение детей  различать  определённые эмоциональные состояния  окружающих  взрослых людей  и детей  по особенностям  жестов, мимики, движений.

- Игра-импровизация  «Кто лучше  покажет позу».

- Этюд  «Грязь».

- Этюд  «Вкусные конфеты».

-П/и «Веслый хоровод»

- Игра-инсценировка» Мишка и зайка»  «Цветик-Семицветик.

-Игра-имитация «Мы обезьянки».

- Беседа  «Знакомимся  с мимикой и пантомимикой».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.176)

 

8.«Язык чувств»

Учить детей  управлять  своими  эмоциями  в  конфликтных  ситуациях, конструктивным  способом  разрешения  конфликтов; формировать  осознанное понимание  нравственного смысла  художественных произведений; развивать  понимание  чувства обиды, учить выражать его с помощью  мимики.

- Игра. «Я люблю свою лошадку»

- Д/и  «Настроение».

- Игра –драматизация «Спрятанная котлета»

- Этюд  «Лисенок боится», «Поссорились и померились».

 

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.181)

 

9. «Кто такой «Я».

 

Занятие позволяет  научить детей  различать  индивидуальные  особенности  своей внешности; передавать  свои  чувства, желания, черты характера  средствами  мимики и пантомимики. В результате  полученных знаний  у  детей  должны  быть  выработаны  навыки  понимания  собственного  «Я», своей  индивидуальности.

- Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

«Почему так?»

- Д/и «Что есть у игрушек?».

-Творческая игра «Угадай, кто это?», «Кто здесь живет».

-Упражнение «Обезьянки»

 

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.188)

 

 10. «Я сам»

 

Занятие  развивает  умение  видеть  и  понимать  значимость  своего  «я» в жизни, воспитывает  чувство  собственного достоинства – человек  значим в труде, учит оценивать свои поступки и чувства.

 - Д/и «Мой день»

-С /игр. «Забавные гномики»

- Этюд «Гномики на полянке», «Мы медведя испугали»

-П/и «Развеселим дедушку»

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.193)

 

11. «Я хочу»

Занятие  развивает у детей способность оценивать свои желания, дает ребенку понять, что настроение зависит от его желаний и ситуаций.

-С /и. «Ярморка»

-Беседа «Моя мечта»

-Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот какой малыш»

-Творческая игра «Я волшебник»

-Игра –инсценировка «Зайчик и волк»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.198)

 

12. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Занятие  направлено  на  воспитание  у детей  чувства  глубокой  любви  и  привязанности к самому  близкому  и родному человеку, выражению  внимания  и  сочувствия  к  маминой  заботе  обо всех  членах семьи. Обучение  на мамином примере  умению общаться с другими  взрослыми  членами семьи и детьми.

- Предварительная  работа – чтение  рассказа В.Артюховой  «Трудный  вечер».

- Беседа  по тексту.

- Занятие  «Чем  можно  порадовать  маму?».

- Игра-драматизация  «Найди свою маму».

- Этюд  «Любящий сын».

- Этюд  «Маме  улыбаемся».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.204)

 

13. Дружная семья»

Формировать  осознанное  отношение  к  соблюдению  требований  взрослых (родителей); побуждать  к  проявлению  сопереживания  детям  и  родителям, переживаемых  трудные ситуации.

- Беседа  со  светлячком  о  близких.

- Вопросы.

- Проигрывание  проблемной ситуации.

- Упражнение  «Закончи  предложение».

- Ролевая гимнастика.

- Поведенческий  тренинг.

- Упражнение  «Сердце  на  память».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.209)

 

13. « Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Занятие  дают детям представление о профессии взрослых. Учат соотносить действия людей с их профессией. Понимать важность и значимость профессиальной деятельности взрослых, как для общества, так и самих детей.

-Беседа «Что делают наши  мамы и папы»

-Игра-рисование «Маленькие парикмахеры»

- Д/и «Кто больше назовет профессий»

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.219)

 

14. «Я должен спросить у мамы»

Занятие воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми.

-Беседа «бармалей»

-Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.222)

 

15.»Как мы ходили в магазин»

Занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми взрослыми, развивает связную речь.

 - Д/и «Где это можно купить?», «магазин игрушек»

 

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.226)

16. «На улице»

Занятие по данной теме направлены на развитие у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы. Правильного поведения и общения в транспорте и в общественных местах.

-С/и  «путешествие по городу»

- Д/и «Наш город»

- Беседа «Что делать, когда потерялся?»

- Игра – драматизация « Правила уличного движения», « путешествие  в деревню», « Едем мы, друзья, в дальние края…»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.228)

17. «Как мы видим друг друга»

Занятие по данной теме призвано формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить общаться со сверстниками.

 

- Чтение сказки «Федя и волшебный ключик».

- Работа над вопросами по тексту.

- Тематическая беседа.

- М/ф «Дом, который построили все»

- Упражнение «Что не так?».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.246)

 18. «Дружба»

Занятие по данной теме призвано формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

- Звучит песня «Ссора», муз. Фельцмана слова Танича.

- Тематические вопросы.

- Стихотворение «Настоящий друг».

- Упр. «Расскажи о своем друге».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.250)

19. «День рождения»

Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику, побуждать детей быть внимательными к близким, учить замечать их переживания и ожидания, знакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить подарки и красивые словесные поздравления.

- Беседа «Почему у Светлячка хорошее настроение».

- Упражнение «Пожелание товарищу в день его рождения».

- Тематическая проблемная ситуация.

- Игра «Подарки друг другу».

- Упражнение «Подари движение».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.262)

20. «Мы улыбаемся»

Познакомить детей с понятием «настроение», и его проявлением у людей, показать в доступной форме изменчивость настроения, учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей.

- Диагностика настроения.

- Упражнение «Волшебный мешочек».

- Упр. «Расскажи о своем настроении».

- Стимульный текст.

- Работа с вопросами по тексту.

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.266)

 

 

21. «Фантазия характеров».

Занятие по данной теме направлено на формирование представлений о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения, и общения друг с другом, воспитание у детей таких качеств личности как щедрость, честность, справедливость, чувство взаимопомощи.

 

- Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?».

- Чтение произведения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

- Дискуссия по проблемным ситуациям из текста.

- Упражнение покажи поступок.(пантомима)

- Упр. «Назови последствия плохих поступков».

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.272)

 

23.«Давай никогда не ссориться»

Формирование у детей понятия о причинах возникновения ссор и конфликтов, обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях, умение уступить друг другу, пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми, воспитания дружеских отношений между детьми в процессе общения.

 

- Упражнение «Не поделили игрушку».

- Подвижная игра «Танцоры и музыканты».

- Беседа «На меня в обиде мама».

- Этюд «Котята».

- Подвижная игра Нам не тесно».

 

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.295)

 

 24. «Дурные привычки»

Занятие направлено на формирование у детей представления о плохих привычках, воспитание желания следить за своим внешним видом, выявление последствий дурных привычек; говорить неправду, давать сверстникам и другим людям обидные прозвища, клички и тому подобное.

- Тематическая беседа «Достоинства и недостатки».

- Упражнение, «К какому качеству относится?».

- Подведение итогов (игры с фишками.)

- Чтение сказки «Привычки».

- Дискуссия по сказке.

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.299)

 

25. «Без друзей жить нельзя»

Расширять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. Формировать ценностное отношение ребенка  к себе и к окружающим его людям.

 

- Беседа «Для чего нужны друзья?».

- Чтение сказки «Вредная ворона».

- Работа над вопросами по тексту.

- Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.307)

 

26. «Умей расслабиться»

Выполнив задания, дети овладеют игровыми приемами произвольного расслабления; научаться сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение.

- Тематическая беседа.

- Релаксация (аудиозапись) «Звуки леса».

- Упражнение «Разговор с лесом».

- Релаксация «Что рассказало -море».

- Упражнение «На берегу».

- Упражнение «на отдыхе».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.309)

 

 27. «Будь внимателен»

Занятие призвано научить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, сосредотачиваться и удерживать внимание в течение заданного времени.

- Тематическая беседа.

- Игра «Летает - не летает».

- Игра на слуховое внимание «Кто лучше слышит».

- Упражнение «Это правда или нет?».

- Упр. «Хамелеон».

- Игра «Испорченный телефон».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.311)

 

28. «Как поступить?»

Научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в отношениях с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

 

- Сюжетно-ролевая игра «Как победить страх?».

- Чтение рассказа Афонькина «Как победить страх».

- Обсуждение рассказа.

- Игра «Так и не так».

- Упражнение «Я хочу».

- Этюды: «Гроза», «Лисенок боится», «Ночные звуки».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.316)

 

29. «Не хочу быть плохим»

Занятие по данной теме прививает детям положительные привычки, учат преодолевать отрицательные черты характера.

 

- Тематическая беседа.

- Загадка о зеркале.

- Правила опрятности - дискуссия.

- Просмотр отрывков из мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр».

- Беседа по сюжетам мультфильмов.

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.322)

 

 

30. «Культура общения ». «Секрет вежливых слов».

Занятие направлено на раскрытие значения вежливых слов, формирование у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

- Чтение сказки «Медвежонок невежа».

- Тематическая беседа.

- Игра-драматизация по стихотворению З.Мошковой «Вежливое слово».

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.332)

 

31. «Давай поговорим» (поведение во время разговора).

Занятие по данной теме призвано развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом, не отвлекать от важного разговора взрослых, уметь давать оценку поступкам героев и самооценку своих поступков на примерах из личного опыта.

- Упражнение «Диалог двух подруг».

- Советы подругам от детей.

- Беседа-шутка.

- Чтение сказки «Желтая птичка».

- Работа над вопросами по сказке.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.344)

 

32. «Правила общение по телефону»

Занятие направлено на ознакомление детей правилам общения по телефону, обучение вежливо вести телефонный разговор.

- Упражнение «Телефонный разговор с другом».

- Творческая игра «Алло! Алло!».

- Чтение рассказа Носова «Телефон».

- Вопросы по тексту.

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.351)

 

33. «Поведение за столом»

Занятие направлено на ознакомление детей с основными правилами этикета, обучению культуре поведения за столом. Выявление негативных последствий неправильного поведения за столом.

 

- Тематическая беседа.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Чтение сказки «Тони в гостях у Каролины».

- Работа над вопросами по тексту.

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.365)

 

 

34.«Мальчики и девочки».

Занятие направлено на воспитание культуры общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт характера.

 

- Звучит песня «Из чего же сделаны наши девчонки…».

- Тематическая беседа.

- Дидактическая игра «Кому что нужно?».

- Сопроводительный рассказ своего рисунка (по желанию).

- Упр. «Чем мы разные и чем одинаковые?

 

 

 

 

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.367)

 

35. «Рыцарский этикет»

Вв результате полученных знаний дети научаться понимать различия между мальчиками и девочками; мальчики - заботливо относиться к девочкам, девочки - видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера.

- Беседа «Кто такие рыцари?».

- Игра-состязание «Кто сильнее».

- Упражнение «Назови рыцарские поступки».

- Прослушивание песни из кинофильма «Три Мушкетера»

- Дид.игра. «Назови сходства и различия рыцарей прошлого и настоящего».

 

 

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.372)

 

 

 

 

 

36. «Дружба мальчиков и девочек»

Научить  проявлять свои возможности  при общении  с  партнёрами  противоположного  пола в различных  ситуациях  в  игровой деятельности, раскрыть  понятия о женственности и мужественности.

 

 

- Беседа «С кем бы  я хотел  дружить».

- Упражнение  «Знакомство».

- Д/и «Защитники  девочек».

- П/и  «Лужа».

- Этюд «Запачкался».

- Этюды  «Игрушки»,  «Пуговица».

- Этюд  «Тяжёлая сумка».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.373)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_azbuka_obshcheniya.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука общения» (Старшая группа).

Тема

Цель, задачи (программное содержание)

Формы организации, методы работы

Литература

1.«Времена года»

Занятие направлено на развитие у детей, способности видеть и оценивать сезонные изменения в природе, понимать и ценить красоту родной природы, способствует развитию желания рассказывать о своих впечатлениях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы.

- Беседа о красоте всех времен года.

- Тематические загадки.

- Тематические этюды.

- Д/и «Какое время года изображено на картине».

Д/и «Загадки о лете».

- Этюд «Изменение дерева с изменением времени года» (пантомима).

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.119)

2. «У природы нет плохо погоды»

Занятие направлено на обучение детей, способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека, умение передавать свое состояние в мимике, жестах и движениях, называть природные явления и находить в любом хорошее.

 - Мини-сказки «Братцы ветры».

- Составление рассказа «Про погоду» (коллективное).

-  Д/и «Загадки про погоду».

 -  Д/и «Какая бывает погода?».

- Хороводная игр «По Солнышку».

- Этюды «Вьюга», «Дождик».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.132)

3. «Мой ласковый и нежный зверь»

Развивать в детях желание  проявлять заботу о домашних животных, учить различать  эмоциональные переживания на примере животных, поощрять желания  и потребности в общении с представителями животного мира, сопереживании или проявлении доброты, чуткости.

- Беседа «Кошачьи повадки».

-Игра – драматизация «На бабушкином дворе»

- Упражнение-дискуссия  «Почему грустит котёнок?».

-П /и  «Кот Васька».

- Упражнение-релаксация «Чудесный сон котёнка».

- Диагностика «Отношение к животным».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.141)

4. «Мои зеленые друзья»

Дополнить и закрепить  представления детей о том, откуда  появляются растения, где они живут и чем питаются. Обучить  способности  понимать  и любить  красоту окружающего мира, бережно  относиться  к  растениям, понимать  значение  растительного мира для состояния  человека, его настроения, самочувствия. 

- Просмотр м/ф про одуванчик.

- Игра «Знаешь ли ты овощи?» (определение на вкус).

-Игра «Чудесный мешочек».

- Игра-драматизация  «Сказка сон».

- Беседа «Кто они такие – зелёные друзья?»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.160)

5. «Мои умные помощники»

Занятие направлено  на обучение  детей,  способности  понимать и оценивать  роль  наших «умных помощников» - органов  чувств – в процессе  познания  окружающего мира, их значение  для развития  общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, в двигательной и эмоциональной сферах).

- Чтение рассказа  Е.Пермяка  «про нос и язык».

- Д/и «Посылки от обезьянки».

- Игра-имитация «Послушай и угадай».

- Изготовление аппликации или рисование  на тему  стихотворения А.Венгер  «Цвета радуги».

- Подведение итогов.

- Игра на внимание «Ухо, нос, глаз и т.д.»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.170)

6. «Как я помню то, что помню»

Занятия по данной теме призваны  показать  роль  памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе  общения детей друг с другом, формировать личность и поведение ребёнка.

 - Д/и «Радио».

- Упр. «Запомни движение», «Запомни моё лицо».

- Д/и  «Чего не стало?».

- Упр. «Кто больше знает имён?».

- Беседа, «Что такое память?» «Нужна ли нам память?».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.174)

7.«Язык жестов и движений»

Занятие направлено  на обучение детей  различать  определённые эмоциональные состояния  окружающих  взрослых людей  и детей  по особенностям  жестов, мимики, движений.

- Игра-импровизация  «Кто лучше  покажет позу».

- Этюд  «Грязь».

- Этюд  «Вкусные конфеты».

-П/и «Веслый хоровод»

- Игра-инсценировка» Мишка и зайка»  «Цветик-Семицветик.

-Игра-имитация «Мы обезьянки».

- Беседа  «Знакомимся  с мимикой и пантомимикой».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.176)

8.«Язык чувств»

Учить детей  управлять  своими  эмоциями  в  конфликтных  ситуациях, конструктивным  способом  разрешения  конфликтов; формировать  осознанное понимание  нравственного смысла  художественных произведений; развивать  понимание  чувства обиды, учить выражать его с помощью  мимики.

- Игра. «Я люблю свою лошадку»

- Д/и  «Настроение».

- Игра –драматизация «Спрятанная котлета»

- Этюд  «Лисенок боится», «Поссорились и померились».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.181)

9. «Кто такой «Я».

Занятие позволяет  научить детей  различать  индивидуальные  особенности  своей внешности; передавать  свои  чувства, желания, черты характера  средствами  мимики и пантомимики. В результате  полученных знаний  у  детей  должны  быть  выработаны  навыки  понимания  собственного  «Я», своей  индивидуальности.

- Игра-драматизация «Наша Маша маленькая»

«Почему так?»

- Д/и «Что есть у игрушек?».

-Творческая игра «Угадай, кто это?», «Кто здесь живет».

-Упражнение «Обезьянки»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.188)

 10. «Я сам»

Занятие  развивает  умение  видеть  и  понимать  значимость  своего  «я» в жизни, воспитывает  чувство  собственного достоинства – человек  значим в труде, учит оценивать свои поступки и чувства.

 - Д/и «Мой день»

-С /игр. «Забавные гномики»

- Этюд «Гномики на полянке», «Мы медведя испугали»

-П/и «Развеселим дедушку»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.193)

11. «Я хочу»

Занятие  развивает у детей способность оценивать свои желания, дает ребенку понять, что настроение зависит от его желаний и ситуаций.

-С /и. «Ярморка»

-Беседа «Моя мечта»

-Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот какой малыш»

-Творческая игра «Я волшебник»

-Игра –инсценировка «Зайчик и волк»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.198)

12. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Занятие  направлено  на  воспитание  у детей  чувства  глубокой  любви  и  привязанности к самому  близкому  и родному человеку, выражению  внимания  и  сочувствия  к  маминой  заботе  обо всех  членах семьи. Обучение  на мамином примере  умению общаться с другими  взрослыми  членами семьи и детьми.

- Предварительная  работа – чтение  рассказа В.Артюховой  «Трудный  вечер».

- Беседа  по тексту.

- Занятие  «Чем  можно  порадовать  маму?».

- Игра-драматизация  «Найди свою маму».

- Этюд  «Любящий сын».

- Этюд  «Маме  улыбаемся».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.204)

13. Дружная семья»

Формировать  осознанное  отношение  к  соблюдению  требований  взрослых (родителей); побуждать  к  проявлению  сопереживания  детям  и  родителям, переживаемых  трудные ситуации.

- Беседа  со  светлячком  о  близких.

- Вопросы.

- Проигрывание  проблемной ситуации.

- Упражнение  «Закончи  предложение».

- Ролевая гимнастика.

- Поведенческий  тренинг.

- Упражнение  «Сердце  на  память».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.209)

13. « Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Занятие  дают детям представление о профессии взрослых. Учат соотносить действия людей с их профессией. Понимать важность и значимость профессиальной деятельности взрослых, как для общества, так и самих детей.

-Беседа «Что делают наши  мамы и папы»

-Игра-рисование «Маленькие парикмахеры»

- Д/и «Кто больше назовет профессий»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.219)

14. «Я должен спросить у мамы»

Занятие воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми.

-Беседа «бармалей»

-Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.222)

15.»Как мы ходили в магазин»

Занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми взрослыми, развивает связную речь.

 - Д/и «Где это можно купить?», «магазин игрушек»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.226)

16. «На улице»

Занятие по данной теме направлены на развитие у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы. Правильного поведения и общения в транспорте и в общественных местах.

-С/и  «путешествие по городу»

- Д/и «Наш город»

- Беседа «Что делать, когда потерялся?»

- Игра – драматизация « Правила уличного движения», « путешествие  в деревню», « Едем мы, друзья, в дальние края…»

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.228)

17. «Как мы видим друг друга»

Занятие по данной теме призвано формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить общаться со сверстниками.

- Чтение сказки «Федя и волшебный ключик».

- Работа над вопросами по тексту.

- Тематическая беседа.

- М/ф «Дом, который построили все»

- Упражнение «Что не так?».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.246)

 18. «Дружба»

Занятие по данной теме призвано формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

- Звучит песня «Ссора», муз. Фельцмана слова Танича.

- Тематические вопросы.

- Стихотворение «Настоящий друг».

- Упр. «Расскажи о своем друге».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.250)

19. «День рождения»

Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику, побуждать детей быть внимательными к близким, учить замечать их переживания и ожидания, знакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить подарки и красивые словесные поздравления.

- Беседа «Почему у Светлячка хорошее настроение».

- Упражнение «Пожелание товарищу в день его рождения».

- Тематическая проблемная ситуация.

- Игра «Подарки друг другу».

- Упражнение «Подари движение».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.262)

20. «Мы улыбаемся»

Познакомить детей с понятием «настроение», и его проявлением у людей, показать в доступной форме изменчивость настроения, учить понимать настроение другого человека, познакомить со способами управления и регуляции настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей.

- Диагностика настроения.

- Упражнение «Волшебный мешочек».

- Упр. «Расскажи о своем настроении».

- Стимульный текст.

- Работа с вопросами по тексту.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.266)

21. «Фантазия характеров».

Занятие по данной теме направлено на формирование представлений о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения, и общения друг с другом, воспитание у детей таких качеств личности как щедрость, честность, справедливость, чувство взаимопомощи.

- Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?».

- Чтение произведения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

- Дискуссия по проблемным ситуациям из текста.

- Упражнение покажи поступок.(пантомима)

- Упр. «Назови последствия плохих поступков».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.272)

23.«Давай никогда не ссориться»

Формирование у детей понятия о причинах возникновения ссор и конфликтов, обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях, умение уступить друг другу, пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми, воспитания дружеских отношений между детьми в процессе общения.

- Упражнение «Не поделили игрушку».

- Подвижная игра «Танцоры и музыканты».

- Беседа «На меня в обиде мама».

- Этюд «Котята».

- Подвижная игра Нам не тесно».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.295)

 24. «Дурные привычки»

Занятие направлено на формирование у детей представления о плохих привычках, воспитание желания следить за своим внешним видом, выявление последствий дурных привычек; говорить неправду, давать сверстникам и другим людям обидные прозвища, клички и тому подобное.

- Тематическая беседа «Достоинства и недостатки».

- Упражнение, «К какому качеству относится?».

- Подведение итогов (игры с фишками.)

- Чтение сказки «Привычки».

- Дискуссия по сказке.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.299)

25. «Без друзей жить нельзя»

Расширять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям.

Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. Формировать ценностное отношение ребенка  к себе и к окружающим его людям.

- Беседа «Для чего нужны друзья?».

- Чтение сказки «Вредная ворона».

- Работа над вопросами по тексту.

- Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.307)

26. «Умей расслабиться»

Выполнив задания, дети овладеют игровыми приемами произвольного расслабления; научаться сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение.

- Тематическая беседа.

- Релаксация (аудиозапись) «Звуки леса».

- Упражнение «Разговор с лесом».

- Релаксация «Что рассказало -море».

- Упражнение «На берегу».

- Упражнение «на отдыхе».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.309)

 27. «Будь внимателен»

Занятие призвано научить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, сосредотачиваться и удерживать внимание в течение заданного времени.

- Тематическая беседа.

- Игра «Летает - не летает».

- Игра на слуховое внимание «Кто лучше слышит».

- Упражнение «Это правда или нет?».

- Упр. «Хамелеон».

- Игра «Испорченный телефон».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.311)

28. «Как поступить?»

Научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в отношениях с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

- Сюжетно-ролевая игра «Как победить страх?».

- Чтение рассказа Афонькина «Как победить страх».

- Обсуждение рассказа.

- Игра «Так и не так».

- Упражнение «Я хочу».

- Этюды: «Гроза», «Лисенок боится», «Ночные звуки».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.316)

29. «Не хочу быть плохим»

Занятие по данной теме прививает детям положительные привычки, учат преодолевать отрицательные черты характера.

- Тематическая беседа.

- Загадка о зеркале.

- Правила опрятности - дискуссия.

- Просмотр отрывков из мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр».

- Беседа по сюжетам мультфильмов.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.322)

30. «Культура общения ». «Секрет вежливых слов».

Занятие направлено на раскрытие значения вежливых слов, формирование у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

- Чтение сказки «Медвежонок невежа».

- Тематическая беседа.

- Игра-драматизация по стихотворению З.Мошковой «Вежливое слово».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.332)

31. «Давай поговорим» (поведение во время разговора).

Занятие по данной теме призвано развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом, не отвлекать от важного разговора взрослых, уметь давать оценку поступкам героев и самооценку своих поступков на примерах из личного опыта.

- Упражнение «Диалог двух подруг».

- Советы подругам от детей.

- Беседа-шутка.

- Чтение сказки «Желтая птичка».

- Работа над вопросами по сказке.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.344)

32. «Правила общение по телефону»

Занятие направлено на ознакомление детей правилам общения по телефону, обучение вежливо вести телефонный разговор.

- Упражнение «Телефонный разговор с другом».

- Творческая игра «Алло! Алло!».

- Чтение рассказа Носова «Телефон».

- Вопросы по тексту.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.351)

33. «Поведение за столом»

Занятие направлено на ознакомление детей с основными правилами этикета, обучению культуре поведения за столом. Выявление негативных последствий неправильного поведения за столом.

- Тематическая беседа.

- Рассматривание проблемных ситуаций.

- Чтение сказки «Тони в гостях у Каролины».

- Работа над вопросами по тексту.

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.365)

34.«Мальчики и девочки».

Занятие направлено на воспитание культуры общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт характера.

- Звучит песня «Из чего же сделаны наши девчонки…».

- Тематическая беседа.

- Дидактическая игра «Кому что нужно?».

- Сопроводительный рассказ своего рисунка (по желанию).

- Упр. «Чем мы разные и чем одинаковые?

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.367)

35. «Рыцарский этикет»

Вв результате полученных знаний дети научаться понимать различия между мальчиками и девочками; мальчики - заботливо относиться к девочкам, девочки - видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера.

- Беседа «Кто такие рыцари?».

- Игра-состязание «Кто сильнее».

- Упражнение «Назови рыцарские поступки».

- Прослушивание песни из кинофильма «Три Мушкетера»

- Дид.игра. «Назови сходства и различия рыцарей прошлого и настоящего».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.372)

36. «Дружба мальчиков и девочек»

Научить  проявлять свои возможности  при общении  с  партнёрами  противоположного  пола в различных  ситуациях  в  игровой деятельности, раскрыть  понятия о женственности и мужественности.

- Беседа «С кем бы  я хотел  дружить».

- Упражнение  «Знакомство».

- Д/и «Защитники  девочек».

- П/и  «Лужа».

- Этюд «Запачкался».

- Этюды  «Игрушки»,  «Пуговица».

- Этюд  «Тяжёлая сумка».

«Азбука общения» (Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А. Нилова.( стр.373)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май  месяц  «Формирование элемента...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ  месяц  «Формирование эл...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа  ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ  месяц  «Формирован...

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на прогулке

Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на прогулке в соответствии с ФГОС ДО по программе "От рождения до школы"под редакцией Н.Е.Вера...

Организованно - образовательная деятельность "Азбука безопасности" в средней группе.

Главная цель родителей и воспитателей - помочь сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте....

Организованная образовательная деятельность «Азбука пешехода» в старшей группе

МАДОУ № 57 «Белочка»          Организованная образовательная деятельность «Азбука пешехода» в старшей группе....