Кайдзен проект
проект

Кудря Наталья Ивановна

Кайдзен проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кайдзен проект50.46 КБ

Предварительный просмотр:

           

Проект

по « Кайдзен технологиия ДОУ»

Тема: «В наших силах этот мир сберечь»

         

                                         


Пояснительная записка  

         Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

        Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества.

      Сегодня перед обществом стоит очень важная задача изменить в сознании каждого человека стереотип, что природные ресурсы неисчерпаемы. И если мышление взрослых изменить сложно, то необходимо начинать воспитание в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

         В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы

        Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

        Необходимо объяснить ребенку, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей нас среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Цель: Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни, развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами.

Задачи:

  • Сформировать представления о бережном отношении к свету, теплу и воде;
  • Активизировать словарь детей понятиями, обозначающими названия электроприборов   и приборов отопления;
  • Закрепить знания правил безопасности   в обращении с электроприборами;
  • Воспитывать бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде в своем доме.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;

Классификация проекта: краткосрочный  (3 месяца)

По методу: информационно – познавательный

По характеру контакта: личностный (внутри ДОУ)

По составу: групповой

Содержание проекта

Этапы реализации проекта.

I. Первоначальный

Анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»

Анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»

II. Основной

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

п/п

Содержание практической деятельности

Участники

«Вода»

цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов

1.    Серия наблюдений «Кому нужна вода»

2.   Беседа на тему «Поплотнее кран закрой – бережливей будь с водой»

 3.    Сказка от Водяши «Есть ли вода на планете Сухоша»

4.    Моделирование схем  «Волшебные напоминалки для родителей и детей»

 5.   Опыты и эксперименты  

 с водой

6.    Игра-дискуссия «Хорошо-плохо»

7.    Рисование эмблемы-памятки «Сберегалочка»

8.Инсценировка «разговора» капелек из неплотно закрытого крана

воспитатели, дети старшей группы, родители

«Электроэнергия»

цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию электроэнергии.

 1.  Удивительная встреча с   Электрончиком

2.  Решение проблемной ситуации «Что будет, если исчезнет электричество»

3.  Игра-фантазирование «Разговор двух лампочек»

4.  Рисование «Королева лампочка»

5.  Рисование предупреждающих знаков.

6.  Игровой комплекс «Приключения лампочки»

7.  Исследовательская деятельность «Где живет электричество в детском саду»

воспитатели, дети старшей группы, родители

«Тепло»

цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла.

1.  Сказки от Теплоши «Новые приключения колобка», «Сказка про батарею»

2.  Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Экономим тепло»

3.  Театрально-игровой комплекс «Чтобы в доме было тепло и уютно»

4. Цикл опытов  «Где живет тепло?», «От чего кружка стала теплой?»

  5.  Исследовательская деятельность «Где живет Теплоша»

6.  Составление правил «Мудрые советы от Теплоши»

воспитатели, дети старшей группы, родители

 

III. Заключительный

Дети:

  • выставка детско-родительского творчества «Бережем и экономим»;
  • музыкальное развлечение «Путешествие по стране Бережливость».

Воспитатели:

  • презентация игр, дидактических пособий, наглядного материала для работы с детьми и семьей по энергосбережению;
  • организация выставки методической и детской литературы «Маленькие берегоши».

Родители:

  • участие в выставке продуктивной деятельности детей «Бережем и экономим»;
  • участие в организации выставки детской литературы по энергосбережению;
  • участие в сборе информации из журналов, интернета по теме проекта;
  • участие в музыкальном развлечении «Путешествие по стране Бережливость»;

Предполагаемый результат:

 

  • дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;
  • родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.


Литература

1.      Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988  №7

2.      Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик  Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.,1997

3.      Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность  развития детей . Школа,2000

4.      Богданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре// Дошкольное воспитание, 2003 №3

5.      Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе  детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2009

6.      Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М: Просвещение,1989

7.      Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб: Детство-пресс,2005

8.      Дерябко О.В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Московский психолого-педагогический институт: М.,1999

9.      Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

10.  Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

11.  Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003 №7

12.  Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

13.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты  в детском саду М: Творческий центр, 2008

14.  Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание , 2004 №7

15.  Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей М: Линия-пресс, 1998

16.  «Мы». Программа экологического образования  детей \Н.Н. Кондратьева и др. СПб: Детство-пресс, 2003

17.  Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой  // Воспитание дошкольников, 2000 №7

18.  Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7

19.  Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М: Просвещение, 1983

20.  Саморукова П.Г. Методика ознакомления  детей с природой  в детском саду М: Просвещение, 1992

21.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Первые шаги экономии»

 Цель: Создать мотивацию у детей для сбережения ресурсов и энергии; обобщить знания детей о бережном отношении к воде, теплу, электроэнергии, природным ресурсам; научить детей соблюдать и выполнять правила энергоэффективного поведения.

Оборудование: плакаты, карточки для игры, 3х литровая банка, стакан, чайная ложка. Герой – Транжира.

Ход занятия.

 Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом с помощью улыбок. Очень хорошо, а теперь послушайте загадку и отгадайте её.

Загадка: К дальним селам, городам

 Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это….(электричество)

Воспитатель: Еще в давние времена люди понимали, что самое главное и нужное на земле. Как вы думаете, что же самое главное? (это свет и вода) Почему без света и воды на земле не было бы жизни? Как вы думаете? А может на земле исчезнуть свет и вода? (Ответы детей).

Входит Транжира: Говорят мне «воду зря не лей», «Окна плотно закрывай», «Лампа днем горит - так выключай!» Только береги и сохраняй! А я хочу, чтоб свет горел всегда! Зачем тогда в квартирах провода? Хочу и днем и ночью воду лить. Об экономии хочу забыть!

 Воспитатель: Здравствуй, Транжира! Как же тогда нам быть забыть? Знают взрослые и дети Что светлей всего на свете Что всего нужней для всех? Ну, конечно, это - Свет!.

Ребёнок: Как можно в темноте ходить? А телевизор как включить? Белье в машинке постирать? Нельзя и книжки почитать.

Воспитатель: Кто нам в этом помогает? – электричество. А как вы думаете, где живет электричество? Правильно, где только оно не живет: и в проводах и в чайнике, в телевизоре, пылесосе, холодильнике – это домашнее электричество. Электричество – вещь нужная и поэтому с ним нужно обращаться бережно. Давайте вспомним и расскажем Транжире как нужно обращаться с электричеством.

Правила обращения с электричеством.

1. Не забывать гасить свет в комнатах

2. Нельзя включать все электроприборы одновременно

3. Нельзя пользоваться неисправными приборами

4. Пользоваться настольной лампой, а не всей люстрой

5. Протирать лампочки

6. Использовать энергосберегающие лампы накаливания

7. Не оставлять зарядное устройство в розетке

 8. Чаще размораживать холодильник

9. Использовать энергосберегающие лампочки.

 Воспитатель: Вот сколько правил назвали ребята. А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Провода». Я буду розеткой, Катя – электроприбором, вы ребята – провод, (присели и взялись за руки, когда я беру первого ребенка за руку, то по проводу начинает бежать электричество и дети встают, в конце ребенок должен изобразить электроприбор, а мы угадать его.) Понравилась, Транжира, тебе игра?

Транжира: да, очень понравилась! А, еще я много узнал нужных советов и буду ими пользоваться: электричество надо беречь! И всюду его понапрасну не жечь!

Транжира: ребята, но воды так много, зачем экономить её?

 Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Транжирой?

Дети: Нет!

Ребенок: Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Животным погибать?

 Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

 Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

 Жить нельзя нам без... (воды)

Воспитатель: Дети, скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.). Глядя на глобус, мы видим, что вода бывает разная, какая? (Пресная и солёная – морская), но запасы воды на земле не бесконечны, они истощаются. Если уменьшить запасы воды, то соленой воды будет 3х литровая банка, пресной, пригодной для жизни всего половина стакана, а если мы капнем три капельки воды в чайную ложку, то столько воды в реках и озерах нашей планеты. Воспитатель: Видишь, Тражира, как мало воды, а человеку, животным, растениям надо много именно пресной воды.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Нам без воды и не туда, и не сюда». Правила игры: На игровом столе лежат картинки с изображением сюжетов: чистка зубов, стирка белья, мытье посуды, вытирание пыли. Вы, ребята, выбираете себе картинки и объясняете, как можно выполнить эти работы с наименьшей потерей воды.

 Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы сэкономить воду?

Дети:

 1.Закрывать кран хорошо.

2.Полоскать рот при чистке зубов из стакана.

 3.Мыть посуду, набирая воду в раковину.

4.Не бросать мусор в водоемы и на берегу.

5.Мыться под душем.

Воспитатель: Транжире, теперь тебе понятно, почему нужно беречь воду?

 Транжира: Да. Спасибо, вам ребята, теперь я тоже буду беречь воду, мне у вас так понравилось тепло, светло, а у меня холодно, наверное, дом холодный.

 Воспитатель: Транжира, а ты дом свой готовил к зиме? Утеплял?

Транжира: А зачем? И как его утеплять я не знаю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать Транжире , что бы у него было тепло в доме?

Дети: 

1.Утеплить окна или вставить пластиковые.

2.Закрывать и утеплить входную дверь.

 3.Не загораживать и не зашторивать батареи.

4.Закрывать дверь в подъезде.

Воспитатель: Транжира, ребята знают еще пословицы и поговорки, послушай.

Дети: Свет включай, когда темно. С солнышком расшторь окно.

 Береги тепло и воду, и уютным будет дом.

 Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

 С большим уважением   относимся к энергосбережению.

 Транжира: Спасибо, ребята! До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, мы с вами повторили самые важные правила бережного отношения к сокровищам, которыми мы пользуемся ежедневно: это тепло, электроэнергия, вода — все, что помогает сделать наш дом уютным, удобным для жизни.


Опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Опыт 2 «У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3 «У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт 4 «Лед - твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед, снег - это тоже вода.

Опыт 5 «Пар - это тоже вода»

Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт 6 «Вода - жидкая, может течь»

Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7 «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8 «Вода не имеет формы»

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Опыт 9«Друзья - враги»

Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

Мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.


Тема: «Удивительная встреча с Электрончиком»

Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей об истории возникновения электрической лампочки, о предметах бытовой техники, о том, как и где «рождается» электричество и тепло; активизировать словарь словами, обозначающими названия электро- приборов и приборов отопления; закреплять знания правил безопасности в обращении и бережного от- ношения к источникам тепла и света; стимулировать интерес детей к изучению разнообразных процессов; воспитывать бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде в своём доме.

 Материал: поролон; 3 маленьких конверта, 2 больших конверта; липкая лента; круги разных размеров, разных цветов; эмблемы с ленточками; план группы. Предметные картинки: электроприборы, предметы домашнего оби хода, костёр, свеча, электрическая лампочка, керосиновая лампа, лучина. Дидактические наглядные пособия: «Чемодан», «Электрончики», «Волшебная Розетка», «Наборное полотно», «Макет электрической станции», «Видеокамера», «Телевизор».

Ход занятия 

Слышен звук падающего предмета и голоса «Ой-ёй-ёй!». Дети замечают необычный «Чемодан». Осматривают его со всех сторон, вместе с воспитателем решают, что незнакомые чужие предметы трогать нельзя. Электрончик: Ну почему же нельзя? Ведь это всё вам!

 Воспитатель: Ой, ребята, кто бы это мог быть? Вы кого-нибудь видите? Дети ищут источник голоса.

Дети: Нет, никого не видим.

 Воспитатель: Давайте поздороваемся, может, этот кто-то выйдет к нам. (Дети здороваются.) Странно (воспитатель прислушивается), никого нет... Электрончик. Как это нет? Я здесь, да здесь же. (Дети с воспитателем находят Электрончика на ширме.) Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. А пришёл я к вам не один, а со своими друзьями, такими же, как и я. Дети и воспитатель (вместе). Здравствуйте, а вы кто?

Электрончик. Я кто? Я — маленький Электрончик! И друзья- мои тоже электрончики. Вы меня видели?

Дети: Нет, никогда! Электрончик. Вспомните, вы встречались со мной в волшебной лаборатории, когда искали электрические заряды в опытах (от трения одежды, у расчёски, у воздушного шарика)! Тогда я с вами был один — маленький и слабый. Но в розетках и проводах нас очень много. Мы быстро бегаем по электрическим проводам, зажигаем лампочки, заставляем работать разные приборы, да и просто иногда сидим в розетке и ждём, когда кому-нибудь понадобимся. Я видел, как вы строили тёплые домики для жителей Маленького города. Но в вашем Маленьком городе нет электричества, вот мы с друзьями и решили помочь вам. Ох, как не просто было тащить этот «маленький» чемоданчик по тонким проводам!

Воспитатель: Спасибо тебе, Электрончик, и всем твоим друзьям! Электрончик. Расскажите, как вы строили этот город.

 Дети. Мы утеплили окна и двери, повесили люстры и сделали мебель, но там нет света и очень холодно.

Электрончик. Почему в вашем городке холодно? (В нём нет печек, обогревателей, батарей, света и т.п.) Наш волшебный «Чемодан» поможет вам.

Воспитатель: Попробуем открыть чемодан? Ребята, может, у вас получится? (Дети стараются открыть, но всё без результата).

Электрончик. Ха-ха! Этот чемоданчик не так просто открыть. Мы, ребята, как и вы, очень любим играть. Поэтому придумали для вас несколько заданий. Они спрятаны под замками. Если вы выполните задания правильно, то ключик откроет замочек, если нет, то придётся вам дальше искать верные ответы.

Воспитатель: Ну что ж, дети, будем выполнять задания Электрончика и его друзей?

Дети: Да, мы будем стараться выполнить все задания.

Воспитатель поднимает первый замочек, достаёт маленький конвертик, раскрывает и читает:

Задание 1. «Внимательно прочитать план вашей группы, на котором красным крестиком указано место, где можно найти большой конверт с первым заданием». Дети на плане группы определя- ют место расположения конверта. Находят его в группе. Из конверта видны разноцветные ленточки.

Воспитатель: «…Выберите себе пару такого же цвета». (Дети тянут ленты с эмблемами и одевают себе на шею.)

 «А сейчас возьмите конверты такого же цвета и сложите картинки, спрятанные в них».

Игра «Собери картинку». 

Цель: закрепить умения детей собирать картинку из частей; определить название предмета и его функции.

Воспитатель: Что изображено на картинке? Для чего нужен этот предмет? Дети находят такую же картинку в другом наборе и выставляют в ряд: костёр, керосиновая лампа, свеча, лучина, электрическая лампочка. Электрончик. Молодцы! Вот вам первый ключик — электрончик. (Раздаётся щелчок — замок открыт.) Спешите за следующим ключиком! Задание 2. 

Воспитатель: Следующее задание мы найдём в конверте по плану группы: ищите зелёный крестик! Дети находят конверт.

Игра «Подели на группы». 

Цель: классифицировать предметы домашнего обихода по энергопотреблению; активизировать словарь по теме; развивать связную речь.

Воспитатель: Ребята, все электрончики, бегая по проводам, ищут своих друзей и очень радуются, когда их находят. Друзья спрятались в этом конверте среди множества других предметов. Воспитатель выкладывает на стол картинки изображением вниз (цветные круги сверху). Вывешивает наборное полотно. 

Воспитатель: Сейчас вы выберите только те карточки, где изображён круг цвета вашей эмблемы. Дети выбирают свои карточки, переворачивают и выделяют группу электроприборов, выстраивая их на наборном полотне.

Воспитатель: Мы всё сделали правильно? Проверим. Дети. Да! Это друзья Электрончика. Все эти приборы называются электрическими, потому что они питаются электрическим током и без него работать не могут.

 Электрончик. Ура! Спасибо вам, ребята, нашли моих друзей! Принимайте второй ключик. Воспитатель предлагает одному из детей открыть замочек.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, у нас остался ещё один неоткрытый замочек. (Открывает конверт.)

 Задание 3. 

Игра-физкультминутка «Верно ли?».

 Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплопользовании. Электрончик. Знаете ли вы, ребята, правила обращения с электроприборами и электрическим током? После третьего задания будет ясно, как вы научились беречь электричество и тепло.

Воспитатель: Я прочитаю предложение. Если вы согласны, дети, то хлопните в ладоши. Если же вы с этим высказыванием не согласны — топните ногой. Начинаем.

 Верно ли, что…

 λ можно пользоваться неисправными электроприборами?

 λ уходя, нужно выключать свет?

 λ можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

 λ нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

 λ нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

 λ надо оклеивать окна на зиму?

 λ надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

 λ когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

 λ надо пользоваться энергосберегающими лампочками?

λ нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Электрончик. Браво, молодцы, ребята! Вы действительно самые замечательные фантазёры и берегоши! Вот вам и третий ключик. Теперь вы можете открыть волшебный «Чемодан»! Дети открывают чемодан и находят там макет электростанции. Рассматривают его. 

Воспитатель: Ребята, это электрическая станция, только она здесь маленькая, где днём и ночью рождается электрический ток и тепло. Они проходят очень длинный путь, чтобы попасть в наши квартиры. — А где ещё в городе используется электричество? (На заводах и фабриках, в магазинах, школах, детских садах.) — В городе ещё есть электрический транспорт. Назовите машины, которые работают от электрического тока. (Троллейбусы, трамваи, электрички.) Хотите посмотреть, как вырабатывается электрический ток?

Воспитатель: Сейчас я возьму свою волшебную «видеокамеру», и всё, что будет происходить внутри ТЭЦ, вы увидите на экране «Волшебного телевизора». — Это, ребята, огромная печь, в которую поступает мазут или газ. Мазут и газ стоят очень дорого. Эта печь работает днём и ночью. В печи очень высокая температура. А вот это огромный котёл, в который без перерыва сильные насосы качают воду. Он стоит прямо на печи. Вода нагревается и испаряется. Пар по трубам попадает в турбину, разгоняя её очень быстро. Турбина крутит… электрогенератор, где и «рождаются» электрончики. Их очень много. И бегут они по проводам по всему городу. А горячая вода из котла прибегает по трубам к нам. Как и где люди используют подогретую воду? (Люди используют её для умывания и стирки, мытья посуды, обогревают помещения в холодное время года.)

Электрончик. Ребята, скажите, легко ли достаётся человеку электроэнергия? Это простой или сложный процесс? Почему надо беречь электроэнергию? (Потому, что для её получения используется много природных богатств: уголь, мазут, газ, вода.) Да, много людей разных профессий работают на электростанциях.

Воспитатель: Поэтому мы с вами и вашими родителями должны беречь и тепло, и электричество, чтобы экономить свои деньги, и чтобы наших друзей электрончиков хватило всем и надолго. А как мы можем это делать?

Дети. — Надо плотно закрывать водопроводные краны, чтобы вода без надобности не вытекала, даже не капала.

 — Надо не забывать выключать свет, когда и без него можно обойтись или когда выходишь из комнаты в другое помещение.

 — Надо утеплять свой дом, чтобы тепло не «убегало» на улицу через щели в окнах, дверях.

Электрончик. Молодцы, ребята, вы знаете, почему надо беречь электроэнергию! Но мне пора уже вернуться в розетку к своим друзьям и заняться работой. На память о нашей встрече я хочу наградить вас медалями маленьких берегош. Из «розетки» падают «золотые» медали. Электрончик прощается с ребятами.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы доставим волшебный «Чемодан» в наш Маленький город и попробуем запустить электростанцию! Дети вместе с воспитателем определяют место и устанавливают электростанцию для жителей игрушечного города. С помощью фонариков на батарейках ребята могут включить свет в своих макетах домов.


Тема: « Приключения Лампочки»

Задачи: закреплять знания об электроприборах,  о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами; стимулировать  развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники; поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать игровому персонажу проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность; воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.

Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на

ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки

для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая

лампа, современная электрическая лампочка), наборы счётных палочек.

Ход игрового комплекса

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь… Здесь кто-то плачет?

Дети подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает

в неё.

Воспитатель: Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало нам уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю —

И скорее свет включаю.

В вазе солнышко живёт,

Ваза свет чудесный льёт!

Можно вечером играть,

И читать, и рисовать…

Вот оно — магическое

Солнце электрическое!

Кто поможет нам ответить,

Что за вазочка нам светит?

(По К. Нефёдовой)

Дети. Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки.)

Воспитатель: Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой Лампочкой? (Она

потерялась, её забыли, она осталась одна и т.д.) Давайте спросим у неё

самой.

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оста-

вили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой Аней,

мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но

меня они очень обижали…

Воспитатель: Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, за что могла Лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём.)

— Ребята, а вы боитесь темноты?

Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.)

— Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки и поиграем.

Игра «Тёмная комната».

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемнённом

помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного

восприятия, развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.

Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.

Воспитатель: Иногда на электростанции случается авария — обрыв электро-

линии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно.

Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель: Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка — большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные

предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате». Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы

можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости.)

Лампочка. Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, — дома, на улице, в транспорте и других местах.) Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического света. Как они освещали своё жилище? (Жгли костры.) А знаете ли вы, как наши предки освещали своё жильё в разные времена?

Воспитатель:. Ребята, давайте расскажем Лампочке её историю!

Словесная игра «История лампочки».

Цель: закрепить представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей,

составить цепочку и рассказать о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры

Воспитатель: Дорогие дети! А теперь скажите мне, чем освещалось человеческое жильё до появления электрического света? Вспомните свои

рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.

(Рассказы детей.)

Ребёнок выставляет первую картинку — «Солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».

Вторая картинка — «Костёр»:

«Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал

для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло,

служил защитой от хищников».

Третья картинка — «Лучина»:

«Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка,

только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево

лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали.

От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было

часто менять, следить, чтобы не случился пожар».

Картинка «Свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль ,сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель: Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт

мало света.

Картинка «Керосиновая лампа»:

 «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасным».

Воспитатель: Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

Картинка «Электрическая лампочка»:

«Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников — какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! Вы, оказывается, знаете обо мне немало…

Воспитатель:  (обращаясь к Лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель: За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда

не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.) А где ещё мы можем  встретить Лампочку?

Игра «Где живёт Лампочка?».

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи. Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Воспитатель: Найдите на картинках только те предметы, в которых может

быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприёмник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель: Лампочка — необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать,

шить и т.д.)

Воспитатель: За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Потому что она включает одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться

электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Воспитатель: Дорогая Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в игру, в которой можешь участвовать и ты!

Игра «Найди подходящие предметы».

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия: выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же

прибора.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Воспитатель: Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник (см. схему).

«Пылесос, выбивалка, веник»

Хорошо  

Плохо

«Пылесос»

Чистит быстро,легко, собирает

мусор и пыль внутрь в специальный

мешочек

Тратит электроэнергию, шумит,

без электричества не работает

«Веник, выбивалка»

Хорошо

Плохо

Не тратит электро-

энергию

Требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий

звук ударов по ковру мешает другим

людям и т.п.

Холодильник — кладовка, погреб;

Электрочайник — обычный чайник;

Стиральная машина — стиральная доска и таз с водой;

 Посудомоечная машина — кухонная раковина;

Миксер электрический, миксер механический, венчик;

Тостер — сковорода — мангал и т.д.

Воспитатель: Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Лампочка. Папа в этой семье не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

Воспитатель: Ребята, поможем ему «починить» все приборы?

Игра «Выложи из палочек».

Цель: упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления

фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Игровые действия: составлять из счётных палочек контур предмета в

соответствии с предложенным силу этом; высказывать предположения

по преобразованию фигуры.

Материал: наборы счётных палочек.

Ход игры

Воспитатель: Дорогие, дети, рассмотрите картинку — на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите

ему правильно расположить элементы из счётных палочек. (Задание  выполняют вместе.) Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. (Показывает силуэты разных видов ламп.) Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

Воспитатель: Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала,

из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу из счётных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые — экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые — энергосберегающие.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему? Вспомните, как мы с вами

в проекте исследовали отличия обычной лампы накаливания от энергосберегающей. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Игра «Закончи предложение».

Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный

вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

Воспитатель:У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

— Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)

— Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Дети отвечают.)

— Выходя из комнаты, надо выключать свет потому, что…

— Электроэнергию надо беречь, так как...

— Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

— Если не выключать свет днём и ночью, то…

— Если во всём доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

— Фонари на улице перестали светить, поэтому… И т.д.

Лампочка. Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы.

Воспитатель: Дети, мы можем передать этой семье наши памятки, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которые

вы изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Берегите электричество!», «Сделайте правильный выбор!», «Не освещай пустые комнаты!», «Не включай одновременно много электроприборов!» и др.

А теперь — до свидания. До нашей встречи на следующих занятих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Кайдзен технологии

Кайдзен - японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, а также всех аспектов жизни. Кайдзен технология используется в офи...

Проект «Школа бережливости» по экологическому воспитанию детей с тяжёлым нарушением речи (с применением инструментов Кайдзен)

Одной из основных целей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи является формирование полноценной речевой деятельности. Мы пришли к мысли о том, что необходимо искать и внедрять более эффективные ...

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»

Проект «Использование Кайдзен технологий и основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе»...

Образовательный проект "Бережливый детский сад. Применение философской платформы КАЙДЗЕН в работе с дошкольниками"

Образовательный проект "Бережливый детский сад. Применение философской платформы КАЙДЗЕН в работе с дошкольниками"...

проект с использованием кайдзен-технологий.

Причины, по которым мы разработали данный проект:Воспитатель тратит лишнее время на распределение детей по видам дежурствРебенок несколько раз может уточнять у воспитателя последовательность своих дей...

Проект «Внедрение Бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»

Цель проекта: оптимизация времени в процессе одевания детей младшего дошкольного возраста на прогулку в холодный период  года....

ПРОЕКТ на тему: «Использование Кайдзен технологии и основ бережливости у старших дошкольников» для детей старшей группы

ПРОЕКТна тему: «Использование Кайдзен технологии и основ бережливости у старших дошкольников»для детей старшей группыОбразовательная область: познавательное развитие.Вид проекта: познавате...