Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в музыкальной деятельности в ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования.
Актуальность. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Использование ИКТ на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ отвечает данным требованиям. В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». Педагоги ДОУ должны осваивать новые технологии, уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её детям в интересной, доступной форме. Для реализации проекта музыкальный руководитель должен иметь компьютер дома, владеть элементарной компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд – шоу, интерактивные игры по всем разделам музыкальной деятельности. Перспективы использования информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ очень разнообразны и безграничны. За ними - будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_muzykalnoy_deyatelnosti_aktualnost_tseli_zadachi.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования.
Актуальность. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Использование ИКТ на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ отвечает данным требованиям. В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». Педагоги ДОУ должны осваивать новые технологии, уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её детям в интересной, доступной форме. Для реализации проекта музыкальный руководитель должен иметь компьютер дома, владеть элементарной компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд – шоу, интерактивные игры по всем разделам музыкальной деятельности . Перспективы использования информационных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ очень разнообразны и безграничны. За ними - будущее.
Цель: Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития познавательных и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
- разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения в
музыкально-образовательном деятельности;
- создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
- увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: педагоги, родители, воспитанники;
Что такое информационно коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации обучаемому, с помощью компьютера.
На сегодняшний день в должностной инструкции музыкального руководителя ДОУ уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями.
Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
3. Пакет Microsoft Office оказывает помощь в создании текстов, таблиц, титульных листов, т. е. в ведении всей документации педагога. А так же в обработке и хранении музыкального материала.
Что позволяют педагогу компьютерные технологии в музыкальном развитии дошкольников:
Новые технологии позволяют создать условия для выявления и развития способностей каждого ребенка, для активизации познавательной и творческой деятельности. Помогает решить проблему мотивации.
Помогает разрабатывать новые технологии обучения, дидактические пособия. Сокращает время на подготовку к совместной деятельности педагога с детьми. Повышает качество и эффективность деятельности.
Формы использования ИКТ в работе музыкального руководителя:
Одна из форм – это непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми (индивидуальная и групповая) .
Подготовка сообщений, рекомендаций для родителей в папку передвижку, проведение анкетирования. Компьютер помогает подготовить музыкальное сопровождение утренников и развлечений.
Рассмотрим возможности использования презентаций по видам музыкальной деятельности.
1. Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.
2. В музыкально – ритмических движениях, имеют место видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – игры на перестроения, ориентировку в пространстве.
3. Следующий вид деятельности – пение. Иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки» и др.) Пение под фонограмму как вместе с исполнителями и под минусовки
4. Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. («Кто в тереме живет?», «Угадай на чем играю»)
5. В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Сегодня, потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, нередко они недооценивают своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем ему помочь. Для решения данной проблемы в настоящее время, актуальным является такое взаимодействие педагогов и родителей, при котором создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Эффективной формой стало вовлечение родителей в образовательный процесс. Постепенно родители из простых наблюдателей образовательного процесса (при посещении занятий и утренников) становятся непосредственными участниками.
2. Праздники в нашем детском саду проходят как в традиционной форме так и не в традиционной.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Учебно-методический комплект для организации музыкальной деятельности состоит из следующих программ:
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки»;
Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
Базовая программа «Тосхол»
В поисках решения проблемы я применяю в своей деятельности современные педагогические технологии
Дыхательная гимнастика, пальчиковые песенки, распевки. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих занятий, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. В занятия по предмету включаю: танцевально-ритмические движения (под музыку, физминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастики).
Использую информационно-коммуникативные технологии, провожу занятия, которые требуют наглядного представления материала, с использованием видеороликов по темам: «Времена года» - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Музыкальные инструменты» и др.
Заключение
Таким образом, использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Благодаря включению ИКТ в занятие повышается познавательная активность детей, внимательность, эмоциональная отзывчивость, мотивация к узнаванию нового. Педагог находится в постоянном контакте с детьми, выполняет задания вместе с ними и не отвлекается на рисование, расстановку иллюстраций, переключение музыки. Это делает процесс обучения не только интересным, разнообразным, но и более динамичным.
Таким образом, компьютерные технологии с успехом используются мной практически во всех формах и видах музыкальной деятельности и в сочетании с непосредственным общением ребенка со взрослым приносят большую пользу, вызывая детский интерес, удивление, восторг, доставляя радость при встрече с музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий
Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе музыкальной деятельности
Хотелось бы процитировать известное выражение Конфуция "Я слышу и пониаю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю."...
Информационно-компьютерные технологии в организации музыкальной деятельности детей с нарушением зрения.
Использование компьютерных технологий делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, значительно повышает интерес детей и их активность....
Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника
Технологии здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольника...
Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возрастаПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Ни...
Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудн...
Здоровьесберегающие технологии, как основа музыкальной деятельности в ДОУ
Статья раскрывает применение здоровьесберегающей технологии на музыкальных занятиях в ДОУ...