Здоровьесберегающие технологии, как основа музыкальной деятельности в ДОУ
статья

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

Статья раскрывает применение здоровьесберегающей технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mastryukova.docx21.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т. Е Мастрюкова

МБДОУ «ДСКВ №37» МО г. Братска

Здоровьесберегающие технологии, как основа музыкальной деятельности в ДОУ

Педагогические технологии являются сегодня одним из действенных средств совершенствования качества образованного процесса. Практический опыт показывает, что технологизация деятельности педагога позволяет сделать образовательный процесс результативным, эффективным— это и определяет его качественный уровень.Педагогические технологии мы рассматриваем как инструмент, направленный на освоение содержания  в рамках образовательного процесса.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный, здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на сохранение здоровья дошкольников и актуальны из-за низкой активности детей, ухудшающейся экологической ситуации, привычной для многих семей практики неправильного питания. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ происходит различным образом, например, через: мониторинг физического здоровья детей, выполнения различных видов гимнастик, закаливания, проведение бесед, коррекционных занятий (песочная терапия, арт – терапия). Не являются исключением и музыкальные занятия.

Как и на любых других занятиях, на музыкальных занятиях, очень важен психологический комфорт. Значимым является эмоциональное состояние педагога, которое служит основным фактором психологического воздействия на детей. Поэтому очень важно встречать детей с улыбкой и в хорошем настроении.Начинаются все музыкальные занятия с песенок – приветствия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Оздоровительные и фонопедическиеупражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Снятие стресса и перенапряжения происходит с помощью: психогимнастики, физических минуток, смешинок, кричалок и дыхательной гимнастики.

Формирование двигательных навыков и умений осуществляется через ритмопластику. Используются коммуникативные, ритмические игры А. И. Бурениной, в которых необходимо вызвать чувства детей и дать им возможность выразить их в действии. Такие игры специально не разучиваются, достаточно несколько раз помочь детям, и они готовы играть самостоятельно.

Для развития мелкой моторики применяются пальчиковые игры.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия с игровым массажем. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.

Почему всем — и взрослым, и детям — нравится массаж? «Погладь мне спинку!» — это произносит каждый ребенок. Все дело в том, часто массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы всем нашим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами в древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку.

Игровой массаж развивает чувственно – двигательнуюкоординацию. Ласковыеприкосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и партнером по игре.

Массаж– это своеобразное рисование. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, эмоциям.  Дети ощущают незабываемые эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует и что его огорчает.Игровые упражнения развивают фантазию детей.Бегущийпо дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Особенно эффективно сочетание тактильных движений с музыкальными произведениями. Музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию.

Основные движения:

  • поглаживание (граблеобразное, щипцеобразное);
  • растирание (смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях);
  •  разминание (смещение тканей с захватом);
  • ударные приемы (легкое постукивание)

Игровой массаж обладает уникальным действием, он может расслабить ребенка, или наоборот взбодрить.

Расслабляющий массаж отличаетсяравномерным ритмом и плавностью движений.В течении игры применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (потряхивания, растирание,меньше ударных приемов). Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Такой игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе.Применяютсявсе основные приемы: растирание и разминание выполняются более энергично, используется большеударных приемов. Такой массаж расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральнуюнервную систему.

Основной инструмент, с помощью которого выполняются манипуляции являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, карандашики, орешки, мячики, различные предметы.Массаж может проводиться в положении сидя, стоя или лежа.

Особенно эффективными являются упражнения, когда ребенок «разговаривает» со своим телом, делая ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какие чудесные глазки» и т. д.

Можно утверждать, что игровой массаж способствует социализации детей.На чувственном языке они учатся общаться, чувствовать других, поддерживать и сопереживать.Формируется   доверие и внимание друг к другу, развивается терпение и чувство юмора.

 Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. 

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.   Этот вид деятельности, что особенно важно, позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму общения.

Таким образом, можно сделать вывод, игровой массажобъединяет музыку,дыхательную и артикуляционную гимнастику, непосредственно массажные движения, детские песенки, стишки, прибаутки, пальчиковые, речевые игры, что благотворно сказывается на улучшение памяти, внимания, мышления, улучшение общего эмоционального состояния, повышается уверенность в себе, снижается утомляемость, стимулируются двигательные функции.

Литература

  1. Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной   работы   в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: «Учитель», 2013.-204с.
  2. Матюхина М. В. Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии. Игровой массаж // Молодой ученый. — 2015.-№11.-С 1434-1437.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»....

Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»

Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмичес...

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возрастаПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Ни...

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудн...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...