Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе музыкальной деятельности
учебно-методический материал на тему

Кулясова Жанна Борисовна

Хотелось бы процитировать  известное выражение Конфуция  "Я слышу и пониаю. Я вижу и помню долго. Я делаю  и понимаю."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx42.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Использование информационно-коммуникативных технологий

в процессе музыкальной деятельности

Слайд №2

Хотелось бы процитировать известное выражение Конфуция

«Я слышу и забываю.  Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Ученые подсчитали, что  только прослушав информацию  дети запоминают 20%  из этой информации, через наблюдение и слушание запоминается 30% информации.  А когда ребенок видит, слышит и затем  выполняет какие-либо действия, происходит 50% запоминание. Эти цифры  красноречиво говорят  о правильности выбора использования компьютерных   технологий в работе.

Слайд №3

Тем более что в основной статье закона об образовании Российской Федерации говорится о необходимости внедрения современных инновационных технологий, а федеральные государственные  образовательные стандарты рассматривают информационно-коммуникационные технологии  как одну из составляющих развивающей среды дошкольной организации.

 Слайд №4                   

        Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость продиктованная современным образованием.

     Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно.  Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.  

    Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

      Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. 

Слайд №5

  Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

  1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
  2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
  3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
  4. Мониторинг отслеживания результатов достижения воспитанников
  5. Оформлять документацию.
  6. Работать с музыкальными файлами,  создавать фонотеки и их хранения.
  7. Помогает обобщать и распространять опыт работы.

Слайд №6

     Музыкальный руководитель может применять различные формы ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию,  на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках, в совместной деятельности с родителями через информационные сети (Интернет). А так же подготовка сообщений, рекомендаций для родителей в папку передвижку, проведение анкетирования. В  работе с педагогами, в кружках, студиях, в самообразование педагога

    Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point. .

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Слайд №7

    Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

  1. Информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
  2. Компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
  3. Доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
  4. Наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  5. Мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер; 
  6. Многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

     Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Слайд №8

   ИКТ в музыкальной образовательной деятельности является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту. Ведь  профессионализм включает  в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную.  И совсем скоро, использование  ИКТ станет не новой технологией, а нормой, стандартом.

Слайд №9

Рассмотрим возможности использования ИКТ по видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов

Слайд №10

подборка иллюстраций к музыкальным произведениям

Слайд №11

     Большое подспорье в развитии музыкального мышления, памяти, тембрового  слуха является наличие Интернет -  ресурсов. Познакомившись на занятии с каким –либо  музыкальным фрагментом, дети слушают, часто  в другом исполнении, и  узнают его при  просмотре мультфильма например - «Детский альбом» Чайковского

Слайд №12

      Некоторые  компьютерные задания помогают в игровой форме закрепить понятия жанров, вспомнить прослушанные пьески  и соотнести их с изображением. Возможность показа качественного и разнообразного иллюстративного материала создает  замечательный эмоционально-эстетический фон восприятия музыкальных произведений.

Слайд №13

Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики. Здесь мы используем упражнение «Подуй на кораблик». (Щ) «Подуй на снежинку» (Щ) (зимой на снежинки, весной на одуванчик, летом на бабочку). (Щ)

Слайд №14

     Упражнения с элементами анимации  на развитие голосового аппарата, певческого диапазона. Упражнение «Санки» - дети  на слог «Ух» изображают, как катятся санки вниз. (Щ) Упражнение «Птички» (Щ)

Слайд №15

   При пении работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может  использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. При пении  песен используем видео иллюстрации, или заставки к детским песням.  «Маленький ежик»,  «У моей России». (Караоке)

Слайд №16

    Пение песен по мнемотаблицам  - это схема, в которую заложена определенная информация. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя схематическое  изображение, воспроизводит текст целиком. Таким образом, у детей развиваются психические процессы: мышление, внимание, воображение, память, музыкальный слух,  умственную активность, сообразительность, наблюдательность. Детям нравится разучивать песни с помощью мемотаблиц. Они с удовольствием запоминают песни по картинкам

Слайд №17

В музыкально-ритмических движениях так же можно использовать видеоролики. При объяснение исполнения упражнения просмотр видеоклипа дополняет  информацию. Например, при разучивании движения «галоп» дети видят, как скачет галопом настоящая лошадь, как прямо держит голову, спину настоящий всадник. Сочетание образного слова с визуальным просмотром усиливает эмоциональное воздействие на детей,  приступая к разучиванию  движения галоп, детям легче и лучше удается передать в движениях образ всадника.   И, при выполнении плавного хороводного шага, я раньше в образном слове сравнивала этот шаг с лебедем,  «как лебедушка» плывет, то теперь дети могут увидеть и лебедушку, плавно плывущую по озеру,  и «лебединую» походку девушек  и посмотреть на исполнение этого шага участниками хореографического коллектива.

Слайд №18

- использование схем танца с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Слайд №20

А так же – картинки, игры на перестроения, ориентировку в пространстве. 

Слайд №20

    Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций на Internet -сайтах. В режиме он-лайн!  А так же дети просматривают видеозаписи детского исполнения для последующего анализа. Эти показы являются сильной мотивацией для преодоления трудностей у детей и желание танцевать.

Слайд №21

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. Очень нравятся детям игры на различение характера мелодии, определение различных жанров, закрепление программного музыкального материала, такие как:  «Что делает заяц», «На чем играю». (Щ)

Слайд №22  + Щ

Для развития ритмического чувства мною были созданы такие игры как  «Веселые Матрешки», «Прохлопай ритм», «Ритмические загадки»,  «Веселые снеговики» и др. Дети прохлопывают, проговаривают ритм, изображенный на экране и выполняют звучащими жестами.

 Слайд №23

 Основная цель этих упражнений – научить правильно, соотносить длинные и короткие звуки, «читать» и понимать графическую запись ритмических последовательностей

Слайд №24

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах»     Видеопроекты  для игры на музыкальных инструментах  предполагают самое первое знакомство детей с  натуральным звучанием музыкальных инструментов. Например,  вряд ли в «живую» дети могут услышать  звучание органа,  да и всем знакомые музыкальные инструменты скрипку, свирель и т. д. А вот увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с помощью средств мультимедиа. Безусловно, видеоролик не научит детей играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато сможет пробудить в них интерес к музыке. Как показала практика, систематическое применение видеопроектов вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. 

Слайд №25

Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.

Слайд №26

Использование ИКТ непосредственно  образовательной деятельности      Можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом.

Ребенок не только видит,  воспринимает, действует, он переживает эмоции.

Слайд №27 +Щ

Ведь, как известно,  только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Слайд №28

На развлечениях и праздниках мы так же  используем показ презентаций, и  слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. Мы с удовольствием – «переключаем телевизор», «путешествуем по странам», «гуляем по лесу», «летаем на ковре самолете». Не всегда есть возможность быстро сменить декорации, а использование фона, слайд-шоу на экране значительно облегчает эту задачу.

Слайд №29

Так на празднике, посвященному «Дню защитников Отечества» эффектно смотрится показ парада военной техники.  

Слайд №30

   С  помощью мультимедиа  зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» Кроме того на праздничных утренниках использование презентаций очень удобно.

Слайд № 31

Использование ИКТ в проектной деятельности реализовывали проекты совместно с воспитателями посвященный 9  мая: По завершению была защита проекта и среди 3 корпусов - 14 проектов, мы заняли 1 место.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. Был реализован  проект  «Больше будешь. петь меньше болеть»

«Сердцу милый уголок» - проект детского сада «Рябинушка»

Еще один  проект  «Волшебная музыка» - «Детям о П.И. Чайковском»

Продуктом проектной деятельности:

- «Встреча в музыкальной гостиной»  разработан цикл занятий

 -концерт «Детям о Чайковском» - с участием родителей, детского коллектива из  музыкальной школы

-создан альбом рисунков «Детский альбом»

- Конкурс рисунков «Рисуем музыку»

В процессе работы над  проектами я работала   с электронными энциклопедиями, ресурсами Интернета, использовать справочные издания; работала с информацией, извлекала главное, самостоятельно искала дополнительную информацию; систематизировала полученную информацию.

Слайд №32

Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. На родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях можно использовать различные презентации, видео  сюжеты о дошкольном учреждении, о жизни детей, рекомендации, (Щ) буклеты на сайте детского сада. 

Слайд № 33

    Показ таких презентаций вызывает интерес у родителей наших воспитанников, делает родительские собрания интересными и познавательными.

Слайд № 34

В работе с педагогами   Совместное с воспитателями проведение занятий с использованием ИКТ ведёт к плодотворному сотрудничеству музыкального руководителя и воспитателя. (Щ)

Слайд № 35

Использую  мультимидийные презентации на консультациях, в мастер-классах, викторинах, в деловой игра, КВН. (Щ)

 

Слайд № 36

 Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса  к  музыкальной деятельности педагогов, а так же и родителей (Щ)

Слайд №37

Самообразование -  обобщение опыта,  электронное партфолио, визитка музыкального  руководителя, создание собственный мини-сайт

Слайд №38

Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок- отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест,  «аплодисменты» - анимация аплодирующих рук, или «салют» в честь победителей,

Слайд №39

Неоценима помощь компьютера в ведении документации  - Автоматизации документов (отчеты, справки, программы, планы). Создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).

Использование ИКТ поможет музыкальным руководителям решить проблему  дефицита наглядных, музыкально-дидактических пособий, которые иногда просто отсутствуют в торговой сети.  Внедрение опыта не требует больших материальных затрат. Главное - желание педагога! Техническое оснащение и творческий подход к задуманному делу, и тогда качество музыкального развития каждого ребенка станет более эффективным, интересным и насыщенным.  

Слайд №40

Результаты  музыкальной деятельности с использованием ИКТ:

повышение качества знаний детей по специальным разделам

  музыкального  воспитания;

повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи,

  восприятия воспитанников;

значительное повышение мотивации дошкольников к изучению  

  музыки.

Слайд №41

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для  ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Слайд №42

Использование компьютерных технологий в музыкальном воспитании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.                                      

Но не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

     

Слайд №43

     Мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в моей практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми  дошкольного возраста образовательной области «художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы

«Играем с тарелочкой»

Поиграй, поиграй тарелку дальше передай

поиграй, поиграй тарелку дальше передай

Игра «снежок – колобок»

Здравствуй, здравствуй, наш снежок,        Дети стоят в кругу и передают друг

Снежный белый колобок!                           другу снежок.
По дорожке покатился,
А потом остановился.

На дорожку выходи,                          Ребенок со снежком выходит в центр

Со снежком плясать иди!                             и пляшет. Дети хлопают.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возрастаПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Ни...

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудн...

«Витамины и здоровье» с использованием информационно-коммуникативных, игровых технологий.

laquo;Витамины и здоровье»с использованием информационно-коммуникативных,игровых технологий....

Использование пальчиковой гимнастики как одной из здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудн...