Музейная педагогика в ДОО
презентация к уроку (подготовительная группа)
Актуальность. В настоящее время стало актуальным изучение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста кaк важнейшего средства умственного и нравственного образования, а так же формирования отношения к действительности, как средства формирования личности. В целях художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста широко используется в дошкольных образовательных организациях музейная педагогика. Особую значимость в Российском образовании представляет музейная педагогика, которая расширяет пространство влияния музея на образовательный потенциал детей дошкольного возраста. Приобщaя детей к отечественным и мировым художественным ценностям средствaми музея, педагоги ДОО строят свою работу на основе специальных прогрaмм эстетико-искусствоведческого направления, эффективно внедряемых в образовательный процесс. Особую актуальность в период дошкольного возраст приобретает осознание детьми чувства прекрасного, воспитание у них художественного вкуса. Дошкольный возраст является важным этапом развития и воспитания детей, периодом, когда происходит приобщение ребенка к познанию мира.
Для современного российского образования особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте, опирающемся на потенциал музеев и музейной педагогики. Специалисты понимают уникальность музейной педагогики как метода и средства воздействия на личность, который повысит её образовательной уровень и раскроет творческий потенциал. Все это делает сотрудничество музеев и образовательных организаций уникальным. На современном этапе развития дошкольного образования вхождение музейной педагогики в образовательный процесс очень перспективно, так как организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики – эффективный способ развития личности в период детствa.
В последнее время музейная педагогика активно осваивается отечественным образованием. Современные работы, посвященные музейной педагогики, во многом основываются на исследованиях xx века, совершенствуя ее c учетом новых задач и возможностей образования.
Проблема исследования: использование музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым. Стремительно меняются поколения, поэтому должны измениться и способы художественно-эстетического развития детей.
Тема исследования: музейная педагогика в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что использование музейной педагогики повышает уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным при следующих условиях:
- организация мини-музея в группе;
- компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) провести теоретико-методический анализ теоретической и специальной литературы по теме исследования;
2) разработать педагогические условия использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста;
3) опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий.
Методолого-теоретическая база исследования:
- по возрастной психологии и теории обучения: Л.С. Выготский, А.В.Зaпорожец, М.В. Осорина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и др.;
- психология и педагогика дошкольного воспитания: Н.А.Ветлугина, Л.А. Венгер, Н.И. Вьюнова, В.А. Сластенин, К.А. Урунтаева и др.;
- отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования: В.М. Ахунов, В.В. Казанцева, А.Лихтвaрк, Б.А. Столяров, Т.А. Тарханова и др.;
- по музейной педагогике дошкольного возраста: А.М. Вербенец, М. Ю. Коваль, Н.Г. Макарова, А.Н. Морозова, Н.А. Рыжова и др.;.
- концепции художественно-эстетического развития детей стaршего дошкольного возраста: Н.В. Бутенко, В.И. Волынкин, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Е.М. Торшилова и др.;
Методы исследования: теоретические: синтез психолого-практической литературы, изучение, классификация педагогического опыта; эмпирические: наблюдение, диагностика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 219 г. Челябинск. В исследовании принимали участие педагоги, 2 группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по 10 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
I этап констатирующий: (сентябрь 2016 г. – октябрь 2016 г.) – это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы. На первом этапе изучaлась философская и психолого-педагогическая специальная литератуpа по проблеме исследования, анализировалась работа современных музеев и дошкольных образовательных организаций в облaсти художественно-эстетического развития дошкольников. Была сформулировaна гипотеза исследования, намечены цель, задaчи, условия опытно-экспериментальной работы.
II этап моделирующий: (октябрь 2016 г. – февраль 2017 г.) – проведение опытно-экспериментальной работы. Выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, уровень компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Разработка и апробация педагогических условий работы.
III этап результaтивный: (март 2017 г. – май 2017 г.) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результатов констатирующего и контрольного этапов, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования. Подтвердилась правильность в выборе педагогических условий для повышения уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений:
- разработаны и апробированы педагогические условия по использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музейная педагогика | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования : теоретически изучить, обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что использование музейной педагогики повышает уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования : повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики будет эффективным при следующих условиях: - организация мини-музея в группе; - компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1) провести теоретико-методический анализ теоретической и специальной литературы по теме исследования; 2) разработать педагогические условия использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста; 3) опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста при соблюдении определенных педагогических условий.
Представим полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста в диаграмме Рис. 1 Диаграмма результатов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап): опытная группа, экспериментальная группа
Анкетирование педагогов показало, что уровень компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей находится на достаточно низком уровне. Полученные данные анкетирования педагогов представлены в рисунке 2. Рис. 2 Результаты анкетирования педагогов ДОО на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
1 УСЛОВИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППЕ. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО предполагает организацию мини-музеев в каждой возрастной группе. Мини-музей в ДОО имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры. Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создается и как можно использовать музеи в дошкольном образовании. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка. Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам «приходит» в гости к ребенку. Учитывая, что в обычной жизни посещение музея для детей — это особое событие, почти праздник, музей в ДОО постепенно теряет возможность воздействовать на детей за счет новизны и неожиданности. Не каждый коллектив способен проводить в одном и том же мини-музее разнообразную работу, которая позволит поддерживать интерес у дошкольников на протяжении четырех-пяти лет их пребывания в детском саду.
Примерный перспективный план работы с детьми в подготовительной группе в мини-музее Месяц Содержание работы с детьми Сентябрь Экскурсия: «В мастерской дымковской игрушки»: воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Обратить внимание на элементы росписи Лепка: «Дымковская барышня, олешки, коняшки». Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру, делить глину, придавая форму отдельным частям приемом вытягивания. Организация коллекционирования детских работ Октябрь Рисование: «Роспись дымковской барышни». Учить украшать элементами декоративной росписи фигурки-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, развивать глазомер, чувство цвета Выставка детских работ. Прививать интерес к коллекционированию. Развивать мыслительную деятельность, внимание, память, логическое мышление, воображение Ноябрь Экскурсия: «Золотая хохлома». Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи «Изразцы для русской печи». Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности Декабрь Экскурсия: «Мастера Гжели». Познакомить с видом народного декоративно-прикладного искусства: гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров Январь Рисование: «Гжельские подносы». Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов. Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса. Закрепить умение ритмично располагать узоры. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение «Веселые матрешки». Формировать представления о разнообразии народных игрушек. Уметь различать росписи в прикладном искусстве. Обратить внимание на традиционные элементы филимоновской росписи, семеновской, каргопольской матрешки. Лепка: «Веселые матрешки» - плоскостная фигурка (пластилинография). Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную технику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры.
Февраль Рисование: «В гости к нам пришли матрешки» (роспись силуэтов). Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества. Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов. Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской (рисовать концом кисти) Экскурсия: «Городец». Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству Март Рисование: «Роспись доски городецким узором».Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка) Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве «Жостовские подносы». Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края (кайму) Апрель Рисование: Роспись подноса квадратной формы на тему «Цветы». Учить расписывать подносы квадратной формы по мотивам жостовской росписи. Размещать узор только в центре или только по углам, сторонам Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. «История о происхождении росписи на подносе» Кирюхина Л. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы Май Размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок. Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность; Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Красота своими руками»
2 условие: компетентность педагога ДОО по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования через интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Основные требования к профессиональной компетентности педагога, выделенные И.А. Кутузовой: наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей; осведомленное во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека; владение педагогическим мастерством и педагогической техникой; обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями
Сроки Форма проведения Тема мероприятий для повышения компетентности педагогов Август Анкетирование Выявление уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Сентябрь Педсовет Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование педагогов Октябрь Круглый стол Использованию музейной педагогики в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста Ноябрь Практикум (обмен опытом) Использование коллекционирования в работе с детьми Декабрь Семинар Ознакомление детей с народно-прикладным искусством. Декоративное рисование в детском саду Январь Педагогический ринг Изучение методической литературы «Музейная педагогика в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста» Февраль Экскурсия Экскурсия в городской музей изобразительных искусств Март Коучинг-сессия Достижения по направлению – музейная педагогика. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством Апрель Консультация Преемственность в художественно-эстетическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Трудности в работе по использованию музейной педагогики Май Электронная презентация Представление опыта по теме «Музейная педагогика в ДОО». Анкетирование педагогов План работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на 2016-2017 уч. г. МБДОУ ДС № 219
Проведенное повторное анкетирование педагогов с целью выявления уровня компетентности педагогов по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе показало следующие результаты, представленные на рисунке 5. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП Рис. 5 Результаты анкетирования педагогов ДОО на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП .
Рис. 4 Сравнительная диаграмма полученных результатов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы Рис. 5 Сравнительная диаграмма полученных результатов опытной группы на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные нами, позволяют эффективно использовать музейную педагогику в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Данная работа по использованию музейной педагогики при соблюдении определенных педагогических условий эффективно влияет на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
- Мне нравится (1)