Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса и его реализации в ДОУ.
статья
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса и его реализации в ДОУ.
В основе планирования должен лежать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно-тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того, чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
- Установить объем плана.
- Определить тематику, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.
- Выбрать оптимальные формы проведения реализации поставленных целей и задач.
Цель календарно-тематического планирования: организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс – совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день, является обязательным документом.
Компонентами календарного планирования являются:
- Цель.
- Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
- Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Например: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) – диагностируемая цель.
Календарно-тематический план может быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели часто составляют план на 1-2 недели.
Рекомендации по составлению календарно-тематического плана:
- Количество НОД должно соответствовать плану ДОУ (см. образовательную программу детского сада).
- Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям программы.
- Темы должны соответствовать программе (см. образовательную программу детского сада).
- Совместная деятельность определяется по выбору педагога.
Основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, продавец, строитель и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.)
Темообразующие факторы:
Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).
Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям.
Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»).
Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов воспитанников, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Формирование пространственных представлений детей дошкольного возраста
Значение современного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно –пространственном окружении рассматриваются в психолого – педагогической литературе в двух аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершении его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно – творческой, познавательной, трудовой)
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлению пространства «от себя» и с изменением точки отсчета), что служит основой успешного освоения соответствующих математических разделов в школе.
В качестве основных методических приемов – рекомендуется наблюдение и пояснения размещения предметов относительно друг друга; ; словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.
Этапы работы по формированию пространственных ориентировок:
1 этап: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
2 этап: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предметов», от другого человека.
3 этап: формирование умение детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4 этап: формирование умения ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
5 этап: формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Ориентировка в пространстве:
- помогает ориентироваться в расположении частей своего тела( голова, ноги, глаза, уши, спина и др).
- в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа(направо) – слева(налево).
Малыши ориентируются на основе чувственной системы, т.е. по сторонам собственного тела.
Средний дошкольный возраст( с 4 до 5 лет)
Задачи ориентировки в пространстве усложняются:
- дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении;
- обозначать словами положение предметов о отношению к себе(предо мной стол, справа от меня дверь, сзади на полках игрушки)
- начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко)
Дети упражняются в обозначении и различии основных пространственных направлений.
Старший дошкольный возраст ( с5 до 6 лет)
- совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, между, рядом.
- двигаться в заданном направлении, меня его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения.
- ориентировка в пространстве позволяет определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Дети учатся определять словом положение предмета по отношении к другому.
Подготовительный дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
- Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради и т.д.)
- располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное положение.
- знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения направления движения объектов (слева направо, снизу вверх); самостоятельно передвигаются в пространстве, ориентируясь на условные обозначения движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...
Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"
Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...
Презентация "Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ"
Презентация содержит информация , как реализовать комплексно-тематический принцип при организации образовательного процесса в ДОУ: планировании, через проектную деятельность....
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...
«Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса должен включать темы, которые будут:· решать образовательные задачи;·...
Проектный метод как один из комплексно-тематических подходов к построению образовательного процесса
На сегодняшний день работа с родителями в дошкольном учреждении заключается не просто в обмене информацией о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка...
Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...