Игры и игровые ситуации на формирование духовно - нравственных качеств ребенка
картотека
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с «Дюймочка» Старший воспитатель Мезенина И.В.
Игры и игровые ситуации на формирование духовно - нравственных качеств ребенка
Игровая ситуация «Как ты поступишь»
Цель: формирование нравственных качеств: доброжелательность, желание прийти на помощь в трудную минуту
- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделаете? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке?
«Определение настроения членов семьи».
Цель: воспитание любви, уважения, доброжелательного отношения к членам семьи
Показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:
- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?
В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: воспитание нравственных качеств у ребенка – доброты. любви, сопереживания к членам семьи
Папа расстроен, потому что...
Мама расстроилась из-за...
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что ...
Младший брат расплакался из-за ...
Заключением такой игры могут стать вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?
Дидактическая игра «Чудо-дерево».
Цель: воспитание у детей желания делать добрые дела
Детям предлагается следующая ситуация:
- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему, «Чудо-дереву», вы сможете оживить его!
Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
Игра «Сделай комплимент».
Цель: воспитывать желание быть внимательными к членам своей семьи
Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:
- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.
Игра « Клубок»
Цель игры: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.
Ход игры:
Для игры используется клубок ярких, плотных ниток.
Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек, по кругу оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывал нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.
Игровая ситуация «Кто первым поздоровается?»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета
- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?
- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?
- Нужно ли здороваться с теми, с кем часто встречаешься?
(сосед, воспитатель соседней группы, продавец в магазине)
- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?
- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?
- Вечером за тобой пришла мама. Что ты скажешь ей в первую очередь?
- Ты зашел в группу, где уже много детей.
- Нужно ли здороваться, садясь в такси?
- Надо ли здороваться с человеком вечером, если виделся с ним утром?
- Люди звонят по телефону друг другу. Кто первым здоровается?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
«Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. ...
Игры и упражнения для формирования духовно-нравственных качеств.
Данные игры и упражнения можно использовать в работе с детьми по воспитанию духовнонравственных качеств....
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...