Мастер - класс для педагогов "Системно - деятельностный подход"
методическая разработка
Мастер - класс для педагогов "Системно - деятельностный подход".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sistemno_deyatelnostnyy_podhod.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 с. Октябрьское»
Мастер-класс
для воспитателей
«Системно-деятельностный подход -
основа организации образовательного процесса в ДОУ»
Воспитатель: Магкеева И.С.
20 февраля 2018 г
Цель:
Повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
1.Активизировать знания участников мастер-класса по использованию системно-деятельностного подхода с дошкольниками.
2.Показать участникам мастер-класса использование системно-деятельностного подхода в практической деятельности педагога.
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально – экономического, политического и культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны; ее социально-экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС Д О - это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.
В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности; она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.
Для детей дошкольного возраста образовательная деятельность в системно - деятельностном методе включает в себя шесть последовательных этапов:
1. Введение в ситуацию.
2. Актуализация знаний.
3. Затруднение в ситуацию.
4. Открытие детьми нового знания (способа действий).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
6. Осмысление.
Предлагаю вам рассмотреть поэтапную реализацию всех шести шагов деятельностного метода применительно к ситуации из нашей взрослой жизни.
Скажите. Вы когда-нибудь ходили в походы? В каких походах вы бывали?
А какие виды походов знаете? А вот я ни разу не была в походе и не знаю, с чего начать? Помогите мне, пожалуйста, собраться в поход! Что же вам предстоит сделать? (Помочь собраться в поход).
Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивация) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с личным опытом. Воспитатель обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться. Эмоциональное включение детей в беседу (поговорить о себе им всегда приятно) позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Следующий этап образовательной ситуации «Актуализация знаний».
Давайте подумаем, что мне необходимо, чтобы отправиться в поход? (Рюкзак, палатка, посуда, еда, спички и т.д.)
Окончанием этого этапа считается момент, когда дети приступают к выполнению задания, то есть приступают к выполнению пробного действия. Его можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь мы предлагаем детям различные дидактические игры, в ходе которых актуализуются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете и движутся к своей «детской цели».
Вы все говорите правильно и называете нужные вещи. Вот я уже в походе, но откуда ни возьмись, налетела черная туча. Начался сильный дождь . Я и все мои вещи промокли до нитки. Что мне нужно сделать? (высушить одежду, разжечь костер и т д). И спички мои также промокли!
Вот мы с вами и подошли к этапу «Затруднение в ситуации».
Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов: «Смогли?», «Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения - не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, то, что «я чего- то пока не знаю, не умею».
Смогу я высушить одежду, если промокли спички? (нет). Почему не смогу? (Потому что промокли спички). Что мне нужно сделать, чтобы разжечь костер? (Добыть огонь).
Этап «Затруднение в ситуации» закончен и начинается следующий этап «Открытие нового знания». На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения - это «придумаю сам» или «спрошу у того, кто знает». Мы побуждаем детей задавать вопросы, учим грамотно их формулировать. Постепенно мы расширяем круг людей, которым дети могут задать вопрос. Это может быть родитель, который пораньше пришел за ребенком, медсестра, другие сотрудники детского сада. В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы Интернет и т.д. Постепенно представления детей об источниках знаний расширяются и систематизируются. В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), мы организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется детьми в речи или знаках.
Как добыть огонь? (Варианты ответов). Но я этого не знаю. Что нужно делать, если чего- то не знаешь? (Спросить у того, кто знает). Мне не у кого спросить, я в лесу одна и со мной только смартфон? (Можно обратиться к Интернету). Обращайтесь и покажите, как это сделать, (должны дать готовые способы разжигания костра без спичек).
Этап «Открытие нового знания» завершен, как можно развести костер без спичек. Мы узнали, как можно развести костер без спичек. Таким образом, на этапе «Открытие нового знания» (способа действия) дети получают опыт выбора метода проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого ) «открытия» нового знания.
Следующий этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений». На этом этапе мы предлагаем детям дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»
В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях. Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения. Мы применили знания, как развести костер, развели и высушили одежду.
Вот мы и подошли к последнему этапу «Осмысление». Этот этап также важен, так, как здесь происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую цель» благодаря тому, что узнали что-то новое, чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаем ситуацию успеха: «Вам удалось…, потому что вы узнали (научились)…»
Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.
Скажите, чем вы сегодня занимались? Кому помогали? Смогли помочь? Как вам это удалось? Спасибо вам за помощь.
И последний этап «Осмысление» завершен.
Итак, мы с вами рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста. Человек достигает результата только тогда, когда делает что-то сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
Мастер-класс «Детские тренажеры – современный подход в решении задач физической подготовленности дошкольников»
Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценност...
Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....
Мастер-класс для воспитателей «Новые подходы к организации закаливающих процедур»
Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование...
Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет на...
Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....