Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_19.01.2016goda.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
(семинар-практикум 19.01.2016г.)
Тема: «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников.
Задачи: 1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков. 2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
I. Теоретическая часть.
Наблюдая за детьми в детском саду в течении дня, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети часто не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Это актуализируется и в ФГОС. Одним из принципов формирования образовательной программы является – позитивная социализация ребенка, который предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.
В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были:
- выбраны современные инновационные технологии, такие как: Е.В. Котова «В мире друзей», Е.В. Рылеева «Вместе веселее», М.А. Пафилова «Игротерапия общения», Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников», Е. Лютова-Робертс Г. Монина «Игры-приветствия для хорошего настроения» и др.
- на основе изученных технологий мною были внедрены в работу: Примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций, игр по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников.
- определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по данному направлению.
Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.
Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.).
Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам), активно общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения и отказываются от неё, если находится более подходящая, условиям (тоже по правилам).
Цели и задачи игр: Вести детей от подражания действиям взрослого к самостоятельному, творческому решению конструктивных задач возрастающей трудности. Переносить свои умения в самостоятельные игры. Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать на себя ответственность за свои чувства.
К тому же, я считаю важным, что воспитание нравственных чувств должно базироваться на принципах – 1) безоценочности и 2) отсутствия соревновательного момента в играх. А главной целью нравственного развития – формирование общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность видеть другого является тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Для работы в данном направлении я предлагаю пользоваться системой предложенной Смирновой Холмогоровой, состоящей из семи этапов:
1 – отказ от речевых способов общения – переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации (требуют большего внимания к другим): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки» и т.п.
2 – внимание к сверстнику – необходимо замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций: «Общий круг», «Переходы», «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Бабушка Маланья», Передай движение«, «Передай настроение», «Тень», «Выбери партнера», «Разговор сквозь стекло», «Кто позвал?», «Магазин зеркал», «Из семечка в дерево» и т.п.
3 – согласованность движений – ориентация на действия партнера, подстройка к ним: «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Составные фигуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь». «На тропинке», «Мостик», «Лабиринт», «Путанка», Продолжи движение«, «Заводная игрушка», «Змейка», «Сиамские близнецы», «Весы», «Марионетки», и т.п.
4 – общие для всех переживания – мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Кто смешнее засмеется», «Заблудившиеся дети», «Шпионы», «Две страны», «Обнималки», «Актеры», «Курица с цыплятами» и т.п.
5 – помощь и поддержка в трудных игровых ситуациях: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «Гномики», «День помощника» и т.п.
6 – положительный характер – комплименты, пожелания, достоинства другого: «Спящая красавица», «Обзывалка», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Связующая нить», «Царевна-несмеяна», «Садовники и цветы», «Праздник вежливости», «Открытки в подарок» и т.п.
7 – реальная помощь в совместной деятельности: «Закончи рисунок», «Рукавички», «Общая картина» и т.п.
Такими образом, система этих игр и занятий, направленна на нравственное развитие и формирование межличностных отношений предполагает улучшение эмоционального климата в группе: дети самостоятельно разрешают многие конфликты, меньше требуют внимания взрослых, снижается агрессивность, уменьшается количество демонстративных реакций, замкнутые дети чаще принимают участие в совместных играх.
II. Практическая часть.
- ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
Цель: переход к непосредственному общению, как отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Общее правило – запрещение разговоров между детьми для исключения возникновения ссор споров, договоров и т.д. (в этих играх вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении, в основном эти сигналы выражаются в физическом контакте)
- «Молчаливое приветствие» – руками (все участники держатся за руки, ведущий пожимает руку рядом стоящему участнику, тот передает пожатие по цепочке),
- взглядом (ведущий встречается взглядом с каждым участником «Здоровается» глазами, приветствие состоялось когда участник даст знать (например кивнет), затем следующий участник делает то же самое),
- «Эхо» - ведущий встречается взглядом с участником произносит звук (напр. Эгей..) – к.б. перебрасывает звук – участник отправляет звук еще кому-то и т.д., участвуют все.
- ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ
Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание, уподобляться ему. Задача: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.
Общее правило – предложить детям задание, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и т.д.
- «Я сегодня вот такой» – участники называют свое имя с определенной интонацией и делают произвольное движение, остальные хором повторяют.
- «Тень» - участники разбиваются на тройки, один идет произвольно, другой подстраивается по темп ритм походки первого, пытается максимально точно повторить движения, третий отслеживает максимальную схожесть, подсказывает при необходимости, что поправить. Когда у второго участника получается повторить походку, первый отходит в сторону и наблюдает за вторым, смотрит на «себя» со стороны, второй продолжает двигаться.
- СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Цель: учить детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Общее правило: для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью, это требует от детей большего внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей (способствует – ориентации на другого, сплоченности действий, возникновение чувства общности)
– «Сядем на колени» - участники встают по кругу друг за другом. Задача – сесть одновременно друг другу на колени и удержать равновесие.
- «Веселый счет» - все сидят в ругу, по команде ведущего (называет число не большее количества участников) должно встать определенное количество человек, условие – не разговаривать.
- ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Цель: создание условий переживания общих эмоций, ощущение единства с другими, разрушение отчуждения, создание общности.
Общее правило: создание условий, в которых детей объединяют одинаковые движения, общее настроение, общий игровой образ.
- «Скалолазы» - на полу обозначается небольшой круг, поместиться все в нем могут только крепко прижавшись друг к другу. : «Вы – скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку: Мы скалолазы. До верха дошли. Ветра проказы нам не страшны»
- ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГЕ
Цель: создание условий для сопереживания другому, дать возможность помочь и поддержать сверстника.
- «Бабушка и внучка» - участники делятся на пары, договариваются кто из них бабушка/внучка. Бабушки очень старенькие, ничего не слышат и не видят. Но их обязательно нужно отвести к врачу… (см. «Слепой и поводырь»), поменяться ролями.
- ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ
Цель: научить детей видеть, принимать и подчеркивать положительные качества и достоинства других.
Общее правило: делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
- Комплименты /пожелания по кругу « Я хотел бы быть таким как ты…» - «в каждом человеке есть много прекрасных черт. Какими достоинствами обладает каждый из участников? В чем бы вы хотели быть похожи на него? По кругу подходите к каждому и говорите: «Я хотел бы быть таким же … /умным, порядочным, остроумным и т.п./ как ты»
- «Подари мне…» - один участник встает в круг, остальные по очереди говорят ему, что хотели бы у него взять для себя, начинают фразу со слов «Я беру у тебя…»
- ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: создавать условия способствующие развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Общее правило: смещать соревновательный момент на второй план.
- «Закончи рисунки» - участники сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей и лист бумаги. «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам.»
- Коллаж «Мое послание миру» - лист для рисования А2 разрезан на части, количество частей равно количеству участников. Участники берут по одной части. Инструкция: «Когда мы приходим в детский сад, нам хочется услышать добрые слова, добрые пожелания, которые бы нас поддержали в течении дня, дали хороший настрой на работу, на общение, на созидание. Подумайте сейчас – что бы это могло быть. Может это будет пожелание себе самой, может кому-то другому, может всем, кто приходит в наш детский сад. Изобразите это пожелание на том кусочке, который у вас есть - любым способом.» Все кусочки собираются в общий коллаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....
План годичного семинара по теме: «Комплексный подход по развитию конструктивных навыков у детей дошкольного возраста».
Данная разработка может пригодиться руководителям годичных семинаров...
Мастер — класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.Задачи:...
мастер-класс «Изготовление дидактических игр, направленных на формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста»
дидактическая игра по формированию трудовых навыков у дошкольников....
Мастер -класс для педагогов «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения....
Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"
Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....
Мастер – класс для педагогов: «Игры направленные на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Вашему вниманию представлена серия игр направленых на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков колл...