Многофункциональное дидактическое пособие по сенсорике "Полянка"
материал

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности  педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными  нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам,  воспитателям,  специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_didakticheskogo_posobiya.docx515.5 КБ

Предварительный просмотр:

Главное управление образования администрации города Красноярска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________    

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка»

Номинация «Дидактическое пособие по познавательному развитию»

                            Авторы:

Туровец Л.Т., учитель-дефектолог

                                                                  Рейнсон Н.А., учитель-логопед

                                                                Балакирева Н.В., воспитатель

Красноярск, 2017

Аннотация:

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан в рамках практической деятельности  педагогами группы кратковременного пребывания для детей со сложными  нарушениями в развитии «Солнечные дети». Данное дидактическое пособие используется при организации  образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам,  воспитателям,  специалистам коррекционной педагогики, родителям детей, имеющих сложные нарушения в развитии. 

 

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО, для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в образовательной организации «должны создаваться условия, обеспечивающие удовлетворение их особых образовательных потребностей» [ФГОС ДО, п. 3.2.7]. Опыт работы с детьми со сложными нарушениями в развитии показывает, что для большинства детей с ОВЗ характерно нарушение познавательного развития. Вместе с тем,  они обладают достаточно большим потенциалом, открывающим возможности для их позитивной социализации.  

Зная закономерности  развития познавательной деятельности детей  в раннем  и дошкольном возрасте,  и учитывая  индивидуальные особенности развития  «солнечных детей», специалисты могут выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.

Согласно концепции Ж. Пиаже, начальный этап развития познавательной деятельности  - сенсомоторная стадия, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятие. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.  Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия (зрительного, слухового и осязательного) и  в процессе различного рода действий с этими предметами, а также  освоения  способов  их использования.

У детей с синдромом  Дауна можно выделить ряд особенностей  развития, которые необходимо учитывать специалистам при оказании им коррекционной психолого – педагогической помощи:

- нарушение сенсорного восприятия, что  связано со сниженной тактильной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха;

- трудности в овладении предметными действиями и сенсорными эталонами, - моторная неловкость.

Исходя из этого,  развитие  сенсо-моторной сферы   является одним их приоритетных направлений в организации коррекционно – развивающей деятельности с данной категорией детей. Одним из необходимых условий эффективности этой деятельности  является проведение систематической и методически правильной работы, в том числе создание развивающей предметно – пространственной  среды. Таким образом, использование многофункционального сенсорного  коврика  «Полянка» является актуальным для развития детей со сложными нарушениями в развитии.

Пособие разработано в рамках практической деятельности специалистами группы кратковременного пребывания для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития (синдромом Дауна). Предназначено для организации образовательной   деятельности  с детьми со сложными нарушениями в развитии в группе дошкольного учреждения, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования. Может быть использовано в профессиональной деятельности разных специалистов  дошкольных учреждений: воспитателей, учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов - психологов.

Данное пособие может использоваться для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии. 

Многофункциональный сенсорный коврик «Полянка» разработан с целью развития мультисенсорного восприятия  детей с особыми образовательными потребностями. Пособие  также может быть использовано в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры,  которые позволяют реализовывать следующие задачи:

- стимуляция  познавательной активности;

- активизация зрительного  восприятия;

- обогащение тактильного опыта;

- формирование  первичных представлений о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале);

- формирование умения группировать предметы по цвету;

- развитие  мелкой моторики;

- развитие подражания.

Яркие цвета и разнообразная фактура пособия позволяет одновременно использовать   зрительный и  тактильный анализаторы. Особо  привлекает детей середина коврика, оформленная в виде травки, приятной на ощупь, которую ребенок  изучает тактильно – двигательным способом: ощупывает, может захватить, потянуть. Тактильная стимуляция способствует снятию тревоги и напряженности детей, а также обогащению их  сенсорного опыта. Размер коврика позволяет детям  расположиться на нем в  удобном положении: сидя или лежа на животе.

Многофункциональный коврик помогает решать задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Он является символом объединения взрослых и детей для совместной деятельности, что также значимо в работе с воспитанниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. У большинства детей отмечаются  трудности регуляции поведения, переключения, повышенная отвлекаемость. Наличие такого символа в группе способствует  прогнозированию ситуации, становится опорой для организации своего поведения. Привлечение внимания детей к «Полянке» помогает им организоваться и включиться в  общую игру, а совместное с ними скручивание коврика показывает, что деятельность завершена.

Помимо этого сенсорный коврик является универсальным инструментом сенсорной интеграции – восполнения дефицита сенсорного опыта.

Планируемыми результатами использования данного дидактического пособия являются:

- развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

- сенсорное насыщение детей со сложными нарушениями в развитии;

- развитие первичных коммуникативных умений;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие подражания как основы самостоятельной деятельности детей с ОВЗ.

Данное пособие можно использовать при организации совместной деятельности педагогов и детей по технологии  «Круг»  в рамках проведения  «ритуалов приветствия и прощания»,  в индивидуальной коррекционной работе,  при организации совместной деятельности нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья во время гостевых посещений  групп.

Дидактическое пособие «Полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Многофункциональный сенсорный коврик безопасен в использовании, легко дезинфицируется после каждого применения кварцевыми лампами, при необходимости – стирается, что полностью соответствует нормам СанПина.

Содержание дидактического пособия

Многофункциональный  коврик «Полянка» представляет собой дидактическое пособие, изготовленное  из гипоаллергенного  материала: хлопковой пряжи разного цвета, ярких лоскутов  тканей, размером  130 на 130 см. в  форме  круглой разноцветной поляны. Середина «Полянки» выполнена в технике привязывания разноцветных лоскутов к сетке (имитация травы). От середины  вывязаны 4 «лепестка», имеющие форму полукруга, выполненные в технике вязания крючком. Вязаная часть приклеена к плотной текстильной  основе, чтобы коврик держал форму, и его можно было удобно скатать  и расстелить.

F:\Волшебная полянка\DSC06936.JPG

Дополнительно  для игр  на коврике изготовлены  следующие атрибуты: шарики, цветы  и корзинки разных цветов, пальчиковый  и перчаточный театр, связанные  в аналогичной технике из хлопковой пряжи. Рукотворность исполнения атрибутов позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений. «Эффект новизны» приводит детей в огромный восторг.

Также для игр на «Полянке» можно использовать другие  дидактические материалы: прищепки для развития мелкой моторики, материалы из игрового набора «Дары Фребеля»,  системы Монтессори (бусины разного цвета и формы, геометрические фигуры, разноцветные веревочки), тематические игрушки небольшого размера.

 На начальном  этапе работы с пособием  воспитатель или специалист, организующий игру, помогает  ребенку  освоить возможные варианты его использования. Как показывает практика,  лучшим объяснением для ребенка с особенностями развития  оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним. Постепенно ребенок начинает действовать по образцу взрослого или другого ребенка, а затем и по речевой инструкции, игры усложняются и добавляются новые  атрибуты.

 «Полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это  позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и  формированию первоначальных самостоятельных  действий у детей со сложными (множественными) нарушениями развития.

Пособие  изготовлено в форме круга, что несет в себе дополнительную смысловую нагрузку: в кругу все равны, все находятся на одинаковом расстоянии от центра, все видят друг друга. Это  позволяет каждому ребенку испытать единство  и поддержать эмоциональный контакт с остальными участниками, стимулирует к участию в общем действии. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру,  «заражая»  положительными эмоциями детей.

F:\Волшебная полянка\DSC06765.JPG

Варианты дидактических игр с использованием

многофункционального сенсорного коврика  «Полянка».

            Дидактические игры на сенсорное развитие

«Собери цветочки»

Цель: формировать умение осуществлять выбор цвета по образцу, ориентироваться на цвет как на значимый признак.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки  и корзинки красного, желтого, синего и зеленого цвета.

Содержание: педагог обращает внимание детей  на разноцветные цветочки, лежащие на коврике,  предлагает детям разложить их в корзинки такого же  цвета,  показывает, как надо делать, обращая внимание на то, что цвет цветочка  и корзинки совпадает («такой же»). Сначала осуществляется выбор цвета из двух наименований, затем увеличивается до четырех.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: формировать умение различать цвета, познакомить детей с названиями основных цветов.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные цветочки красного, желтого, синего и зеленого цвета и фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались разноцветные бабочки,  предлагает детям посадить бабочек на цветок  такого же  цвета.  В  конце игры педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т.д.».

Дидактические игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

«Бросай шарики»

Цель: формировать умение выполнять действия по показу взрослого: брать в руки шарики и бросать их целенаправленно.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики, корзина.

Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике,  предлагает детям бросать их в корзинку, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию. В ходе действий ребенка с шариками педагог сопровождает их речевыми высказываниями: «Берем так – в руку,  потом – бах – в корзину».

«Прокати шарик»

Цель: развивать зрительно – моторную координацию, совместные движения обеих рук.

Оборудование: коврик «Полянка», разноцветные вязаные шарики.

Содержание: педагог обращает внимание детей на разноцветные шарики, лежащие на коврике,  предлагает детям катить шарик по краю коврика, передавая шарики друг другу, показывает, как надо делать. В случае затруднения используются совместные действия или действия по подражанию.

Дидактические игры на тактильно – двигательное восприятие

«Найди игрушки»

Цель: формировать умение осуществлять тактильно – двигательные пробы, ощупывать поверхность, передвигая ладонь и пальцы и находить предметы.

Оборудование: коврик «Полянка», маленькие игрушки («Киндер сюрприз»), мешочек

Содержание: педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались игрушки,  предлагает детям найти их и сложить в мешочек, показывает, как надо делать,  сопровождая действия  речевыми высказываниями: «Я ищу игрушку вот так  - вожу рукой по коврику. Нашла и положила игрушку в мешочек».

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение различать форму предметов на ощупь.

Оборудование: коврик «Полянка», бусины из игрового набора «Дары Фребеля», мешочек, веревочка.

Содержание: педагог передает по кругу мешочек, и каждый ребенок достает по одной бусине. Дети ощупывают и рассматривают  бусину, а педагог обращает внимание на ее форму (круглая, квадратная) и  предлагает детям найти   бусину такой же формы, спрятанную в центре коврика, показывает, как надо делать,  сопровождая действия  речевыми высказываниями: «У меня бусина   круглая,  я ищу такую же». Затем дети с помощью педагога нанизывают бусины на шнурок.

Заключение

Практика показывает,  что проведение систематической и методически правильной работы с использованием  представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:

  • дети  со сложными нарушениями развития проявляют   положительные эмоции во время игр на  коврике «Полянка»,  самостоятельно находят мелкие предметы на  его поверхности, используя зрительный и тактильный анализаторы,  подражают действиям взрослого, умеют (или проявляют попытки) группировать предметы по цвету и форме;
  • нормативно развивающиеся дети младшего дошкольного возраста проявляют познавательную активность, знают и различают основные цвета, узнают и различают знакомые предметы на ощупь, владеют  первичными представлениями о свойствах предметов (цвете, размере, материале).

Это, в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Полянка» в работе с детьми с разными образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"

Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....

Многофункциональное дидактическое пособие "Дидактическая юбка"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение           детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга   М...

Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.

Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...