Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности"
статья
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 925.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 40 «АНТОШКА»
Педагогический опыт работы по теме:
«Театрализованная деятельность,
как средство развития креативной личности ребенка»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Горбатенкова Е.В.
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Приходя, на мои занятия в кружок «Аленький цветочек», дети очень застенчивы им тяжело начать разговор, даже что-то спросить у педагога. Но мы начинаем с ними играть, и ребенок переключается и действует от имени своего героя. Он становится кем-то или берет на себя роль врача, клоуна, парикмахера и начинает проживать свою роль и забывает, что только что он был мальчиком Сашей, который тяжело выговаривает некоторые звуки и буквы.
С целью создания условий для развития театрализованных игр я использую разные методы и формы работы с воспитанниками.
В занятия по театрализованной деятельности я включаю театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей. В занятия, ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Во время свободной совместной деятельности детей, я включаю игровые ситуации прогулок, организую чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, использую игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
Основная цель данной работы – развитие творческих способностей, интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных ценностей средствами театрализованного искусства.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
Предметно пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Для успешной работы мною была создана предметно-пространственная среда в группе:
Был оформлен уголок театра, включающие в себя:
- Наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, книги, паззлы.
- Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- Атрибуты для организации театрализованных игр. Элементы костюмов, ширмы.
- Разнообразные виды театров:
бибабо,
настольный и пальчиковый (куклы-головки) театры,
театр шапочек и масок.
кукольный театр,
театр на ширме,
театр игрушек (используем любые игрушки),
театр ряженья.
- Дидактические игры («Разыграем сказку», «Кто спрятался?», «Скажи волшебное слово», «Что случилось бы если?»)
Большинство из перечисленных видов театра сделаны руками моих воспитанников и их родителей.
В работе с воспитанниками, я стараюсь чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, далее проводятся игры импровизации «Встало утром солнышко», «Ветерок», «Цветочек» и др., что позволяет активизировать речевое развитие детей, улучшить интонационную выразительность и формировать связную речь. Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.
На занятиях мы с детьми не только знакомимся с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами.
При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному, но при этом предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.
Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения:
«Кактус», «Чудесное дерево», «Лимон», «Носик Буратино» и др.
Пальчиковый игротренинг «Лебедушка», «Как у нашего кота», «Пальчики».
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «»Ветерок», «Маятник», «Язычок» и др.
Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова, например «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».
Для развития пластической выразительности я предлагала детям:
1. Пройти как кошечка, попрыгать как зайчик, обезьянки на прогулке и тд.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчик зовет друга на прогулку в окно.
Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.
Свои занятия я строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности дошкольника
“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”...
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...
План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
План самообразования...
План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...
Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Воспитатель: Ревина И.И.Октябрь 2017Консультация для воспитателей на тему:«Изобразительная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»Дошкольный возраст &mdash...
План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».
АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)
1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ...