Нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей
статья
Обновление дошкольного образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания, инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных детских садов, но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии работы с семьей. Данная философия в значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована на установление тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_traditsionnye_formy.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные традиционные формы: из опыта работы дошкольного учреждения с семьей
Ключевые слова: сотрудничество, партнерство, взаимодействие, детский сад, педагогика, родители, компетентность, культура, воспитание, образование детей.
Обновление дошкольного образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания, инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных детских садов, но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии работы с семьей. Данная философия в значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована на установление тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.
Задачи сотрудничества детского сада и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации своего собственного воспитательного потенциала по отношению к детям. Последний в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института.
Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество работ. Многие из них были изданы в последние десятилетия, когда изменились установки во взаимодействии педагогов и родителей и были сформулированы новые задачи в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Однако попытки обозначить изменившуюся ситуацию как новую философию в работе с семьей, новую политику в работе с семьей (Н.Н. Королева, О.Н. Савинова), новые формы работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова и др.) сигнализируют больше о степени остроты проблемы, нежели о степени ее решения.
Компетентностный подход, по нашему мнению, позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в качестве полноправных участников в воспитательный процесс и равноценных субъектов в управление дошкольным образовательным учреждением.
Исходя из обозначенных позиций, посмотрим на достаточно традиционные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей и семьи с дошкольным образовательным учреждением под углом компетентностного подхода и постараемся определить потенциал данных форм для реализации его целевых установок.
Результаты анализа оформлены в виде таблиц, левая часть которых содержит согласуемые с принципами компетентностного подхода позиции (или моменты, которые можно усилить в контексте этих позиций), а правая — традиционный смысл форм работы дошкольного учреждения с семьей.
Формы работы с семьей внутри ДОУ | |||||
Компетентностный подход | Традиционный подход | ||||
Презентация ДОУ | |||||
Активизация родителей возможна за счет включения их в различные виды деятельности, организации экспертизы со стороны родителей, а также при условии учета предложений семей | Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (учителем - логопедом и др.) | ||||
Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей | |||||
Эффективность повышается, если при проведении занятия воспитатель включает в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в тех или иных вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать что-то новое гостям) | Родители получают представление о содержании и технологиях работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении | ||||
Педагогический совет с участием родителей | |||||
Плодотворен при участии родителей на всех этапах его организации и проведения, а также при условии присутствия на педсовете воспитателей группы | Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей | ||||
Интервью с родителями | |||||
Эффективность интервью возрастает при условии использования обратной связи и демонстрации причинно-следственных связей между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями | Помогает педагогам создать непринужденную атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь | ||||
Педагогические ситуации | |||||
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и участия в них семей воспитанников | Обсуждение ситуаций активизирует родителей, делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон | ||||
Телефон доверия | |||||
Более эффективен, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность | В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как устно, так и письменно. Вопросы и предложения рассматриваются, на основе их анализа планируется работа с родителями | ||||
Посещение семьи | |||||
Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др. | Воспитатель посещает семьи своих воспитанников с целью ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье | ||||
Педагогические беседы с родителями | |||||
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей), внесении элементов дискуссии и проблематизации | Форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительских собраниях, консультациях самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации | ||||
Тематические консультации | |||||
Эффективны при соблюдении принципа консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов | Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: три-четыре консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон | ||||
Собрание-встреча, круглый стол с родителями | |||||
Эффективность собраний-встреч и круглых столов повышается при использовании активизирующих методов: - метод групповой дискуссии, стимулирующий родителей аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, свой опыт воспитания; - метод видеокоррекции, предполагающий просмотр и анализ видеозаписи поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка в той или иной ситуации или при выполнении того или иного задания; - метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок — педагог — родитель»; - метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; - метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; - метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе, и др. | Обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с участием специалистов. На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами | ||||
Конференция с родителями | |||||
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют и проигрывают различные педагогические ситуации. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами | Направлена на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье в форме докладов и презентаций родительских достижений | ||||
Общие собрания родителей | |||||
Активность и заинтересованность родителей можно повысить, если включить в общее собрание элементы тренинга, мастер-класс, семинар-практикум, семинар, видеотренинг, презентацию, показ занятий на видеозаписи и пр. | Обсуждаются общие вопросы работы дошкольного образовательного учреждения. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями | ||||
Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада | |||||
В детском саду могут быть организованы дежурства родителей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада, проведению досугов и развлечений. Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей. В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже, записать в специальную тетрадь | Посещение детского сада с постановкой перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между детьми, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе, в детском саду | ||||
Формы работы с детьми за пределами ДОУ | |||||
Компетентностный подход | Традиционный подход | ||||
Университет педагогических знаний и лекторий | |||||
В качестве лекторов могут быть привлечены родители. Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми | Как и лектории, университет педагогических знаний создается в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то университет педагогических знаний — это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу; преподавательский (лекторский) состав и т.п. Задачи университета: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ | ||||
Киноуниверситет или кинолекторий | |||||
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы | Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видеозаписи реальной жизни дошкольного учреждения. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм | ||||
Школы для родителей | |||||
В школах для родителей семья должна выступать не только в качестве объекта обучения, но и обучающего (других родителей) субъекта | Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещение вопросов воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики района города, более актуальны «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средними общеобразовательными школами, профессиональными училищами | ||||
Читательские конференции по книгам о воспитании | |||||
Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций | Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми | ||||
Тематические выставки | |||||
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т.д., в зависимости от места работы родителей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио | Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района | ||||
Информационные бюллетени | |||||
Бюллетени содержат информацию, предоставленную родителями, или могут быть подготовлены семьями воспитанников | Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года и т.п. | ||||
Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях | |||||
Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников | На мероприятие приглашаются семьи, имеющие детей дошкольного возраста, проживающие в микрорайоне. Проводится работа, направленная на ознакомление родителей с дошкольным учреждением и повышение их психолого-педагогической культуры | ||||
Родительские конференции | |||||
Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьюторами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия | Конференции организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны для родителей | ||||
Консультации для родителей | |||||
Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей | К консультациям привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители) | ||||
Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях | |||||
Библиотека создается родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется родителями | Услугами библиотеки могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев эта услуга платная | ||||
Выступления воспитанников детских садов | |||||
Программа выступления детей и родителей составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети. Участие в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами становится частью портфолио ребенка | Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и другое могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель выступления — показать результаты педагогической деятельности общественных детских учреждений | ||||
Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) на радио и телевидении, в местной и центральной печати | |||||
Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или иной педагогической технологии носит направленный характер позиционирование деятельности дошкольного учреждения в городе, селе и т.д.), осуществляется по инициативе родителей | Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати, на радио, телевидении имеют в основном практический характер. Педагоги анализируют разнообразные педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае |
Не менее важными для реализации компетентностного подхода в работе с родителями выступают информационные средства. Основное отличие в их содержании и использовании связано с помещением информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей, дополнительной или адресной информации (для конкретной семьи).
Материалы проводимых опросов и полученные результаты направлены не столько на констатацию фактов или их описание, сколько на активизацию родительской позиции, формирование определенных установок на сознательное родительство. Следовательно, опросные методы позволяют оперативное и гибко реагировать на меняющиеся родительские запросы, что делает информационную работу детского сада с семьей гибкой и открытой.
Полученная в процессе общения с семьей информация в форме обратной связи представляется родителям различными средствами презентации. К традиционным средствам наглядной педагогической пропаганды относятся стенды.
В каждой возрастной группе в приемной для родителей, детей и педагогов оформляются различные тематические уголки. Для родителей это могут быть настольная тематическая информация, уголок краткой информации, информация из серии «Читаем дома» или «Воспитание грамотного читателя», «Послушайте вместе с детьми», «Детское творчество», «Советы врача», «Доска объявлений», «Говорим спасибо!», «Кто дружит... с математикой, физкультурой, трудом» и др.
Рассмотрим потенциал достаточно традиционной информационной работы в русле компетентностного подхода на примере оформления и подачи информации в приемной группы детского сада.
Информация для родителей в приемной группы детского сада
Компетентностный подход | Традиционный подход | |
Настольная тематическая информация | ||
Комплектация настольной тематической информации осуществляется родителями или педагогами по запросам, заявкам родителей | Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины располагается на столике. Это буклеты, журналы для родителей, газеты (в том числе самиздат) | |
Уголок краткой информации | ||
В свободном доступе родителей находится стенд для размещения любых высказываний и цитат по теме «Воспитание». Например, «Цитата недели», «Цитата дня» и др. | В уголке краткой информации размещаются высказывания великих людей, народные пословицы и поговорки по вопросам воспитания и обучения | |
Читаем дома. Воспитание грамотного читателя | ||
Библиотека комплектуется по инициативе родителей (в том числе и виртуальная). Аннотации пишут сами родители (в том числе и на сайте детского сада) | Родителям предлагается перечень книг для чтения детям в семье и аннотации на них. Раздел может быть дополнен предложениями от родителей по обмену книгами для чтения. Рядом можно разместить планшет с рисунками-иллюстрациями детей к прочитанным книгам | |
Послушайте вместе с детьми | ||
Медиатека комплектуется по инициативе родителей. Рекомендации по использованию тех или иных музыкальных произведений пишут родители (в том числе и на сайте детского сада) | Родителям предлагаются музыкальные сборники, которые можно послушать вместе с детьми дома. Это могут быть детские песни и классическая музыка. Можно предложить вместе с детьми нарисовать рисунок к музыкальному произведению и принести его в группу. Как правило, в группе есть инициативная группа, которая организует обмен дисками | |
Детское творчество | ||
В приемной отведено место для домашнего творчества детей. Стенд оформляется силами родителей, которые сами презентуют творчество своих детей. Участие в выставке, как групповой, так и индивидуальной, становится частью портфолио ребенка | В приемной размещаются работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке. Рисунки размещаются на стенде, в рамках | |
Советы врача | ||
Родители могут предложить актуальные материалы по профилактике простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказать свое мнение о прививках, медицинском обслуживании в той или иной поликлинике | Родителям предоставляют сведения о росте, весе ребенка, диете, режиме дня. Медсестра или врач дают ответы на волнующие родителей вопросы по профилактике тех или иных заболеваний | |
Доска объявлений | ||
В качестве поощрения места на доске объявлений предоставляется активным и инициативным родителям. По договору со всеми родителями на доске может размещаться рекламная информация: о детских спектаклях, услугах фотографа, детских товарах и пр. | На доске объявлений размещается только официальная информация. Объявления вывешиваются в строго отведенном месте | |
Говорим спасибо! | ||
Родители сами говорят спасибо педагогам, спонсорам, инициативным родителям, оказавшим группе помощь: в приобретении игрушек, расчистке участка от снега, заклейке окон на зиму, пошиву кукольной одежды, подготовке к утреннику и т.д. | На красочном табло размещаются слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях | |
Кто дружит... с математикой, физкультурой, трудом | ||
Компетентные родители принимают эту информацию как сигнал к действию: необходимо позаниматься с ребенком дома, не перекладывая ответственность за его развитие на педагогов | Постоянно обновляемая рубрика, целью которой является сообщение родителям об успехах детей в математике, развитии речи, физкультуре, труде, культуре поведения и др. | |
Сегодня на занятии | ||
Компетентные родители принимают эту информацию как повод обсудить с детьми тему занятия по дороге домой или вечером дома. Рубрика позволяет увидеть продвижение ребенка по освоению программы воспитания и развития, стимулирует задавать вопросы воспитателям по теме | Рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий | |
Мои достижения, Вот какой я молодец | ||
Компетентные родители с воодушевлением рассказывают об успехах своих детей: размещают на стенде информацию 0 том, что ребенок научился завязывать шнурки, принял участие в спортивных соревнованиях, выставке художественно-творческих работ и т.д. Иногда родителям достаточно сообщить эту информацию педагогам, они позаботятся о ее оформлении | Рубрика в творческой форме информирует родителей о достижениях и успехах каждого ребенка группы | |
«Звезда недели» | ||
Родители рассказывают о ребенке, учитывая его мнение, вкусы, интересы, предпочтения, взгляды на мир, особенности детской субкультуры и пр. Например, на плакате ребенок выглядит как Человек-паук, кукла Барби, Гарри Поттер и т.д. | Плакат, как правило, оформляется ребенком совместно с родителями и рассказывает о ребенке: фото, его любимое имя (Маша, Машенька, Машутка и т.п.), день рождения, любимый цвет, блюдо, книга, животное и пр. Каждый ребенок группы по очереди становится «звездой недели». Ценность плакатов в том, что они направлены на формирование положительной «Я»-концепции, развитие самосознания и самооценки ребенка | |
Коллаж интересов. Все обо мне, Мой плакат | ||
Родители, стремясь рассказать о ребенке, оформляют информацию о нем в виде рекламного плаката (баннера). Данная форма презентации ребенка становится частью портфолио, как и сам факт подобной презентации ребенка на плакате, стенде, баннере в детском саду, на педагогическом совете, родительской конференции и т.д. | Это плакат, рассказывающий о ребенке. Оформляется ребенком совместно с родителями. На лиcте ватмана располагается фото ребенка, членов его семьи, друзей, фотоколлаж интересов, хобби и пр. | |
Дерево желаний | ||
Накануне Нового года, дня рождения, выпускного вечера родители обращаются к воспитателям с просьбой помочь им узнать о желаниях и мечтах своего ребенка | Дети совместно с педагогом записывают свои желания на листочках, которые затем вывешиваются в приемной | |
Меню | ||
Родители благодарят за наиболее понравившиеся блюда поваров, предлагают варианты меню на выходные дни или домашний ужин | Желательно не только перечислять набор блюд, а указывать их калорийность и желательный ужин для ребенка дома | |
Знаете ли вы, что... | ||
Информацию размещают сами родители, демонстрируя не только свою компетентность, но и заинтересованность в ознакомлении с важной информацией других родителей и педагогов | Рубрика содержит короткие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психологии, медицины, знакомит со статьями из периодической печати и новинками литературы | |
Потеряшка | ||
Родители знают вещи своих детей и забирают их домой, не оставляя невостребованными в течение года | Здесь находятся потерянные детьми вещи | |
Поздравляем | ||
Родители не забывают письменно поздравлять педагогов с праздниками и днями рождения | Рубрика показывает, что рождение ребенка значимо не только для его родителей, но и всего детского коллектива. Лучше иметь возможность разместить на стенде коллективную поздравительную работу, которую затем ребенок может взять домой. Поздравление родителей с праздниками, событиями способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения |
Для повышения эффективности представленных разделов информации следует соблюдать ряд правил, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в работе с родителями.
- Следует обеспечить динамичность информации (периодичность ее смены должна быть разной — от ежедневной до ежемесячной).
- Необходимо четко определять адресат и источник информации (для кого она предназначена и откуда взята).
- Содержание информационного воздействия должно быть разным (от информативного характера до проблемного и исследовательского, что связано с установкой на побуждение родителей к поиску информации.
Таким образом, реализация компетентностной основы в формах работы дошкольного учреждения с семьей позволяет перестроить взаимоотношения субъектов воспитания, организовать взаимную активность, ответственность и осознать общие результаты в процессе воспитания ребенка в детском саду и семье.
Традиционные формы работы с семьей содержат необходимый воспитательный, обучающий потенциал воздействия на родителей при условии их реализации в логике установок компетентностного подхода. Это означает, что работа с семьей строится на принципах самостоятельности, сознательности и активности родителей как полноправных участников воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Литература
1. Антонова Л.К. Организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад — семья» // http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewl ink/ linkjd,3679/ltemid,118.
2. Арнаутова Е.П. Об игровой компетентности родителей дошкольников // Детский сад от А до Я. 2006. № 5. С. 95-110.
3. Важнина В.А. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // http:// www.moi-detsad.ru/metod8-15. htm.
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Работа дошкольного образовательного учреждения с родителями: компетентностный подход: Учеб. пос. Барнаул, 2010.
5. Давыдова О.И., Майер А.А. Работа с родителями детей, не посещающих ДОУ, в группе по подготовке к школе: Учеб.-метод. пос. Барнаул, 2007
6. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 87-90.
7. Основные направления в организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи // http://pedsovet.org/component/ option,com_mtree/task,viewlink/ linkjd,5346/ltemid,118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное родительское собрание из опыта работы «Экология и мы!»
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой...
Конспект нетрадиционного родительского собрания из опыта работы:«Проблемы воспитания детей раннего возраста»
Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;-...
Нетрадиционная техника рисования (из опыта работы)
Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию....
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...
Как познакомить родителей с детским садом в нетрадиционной форме (из опыта работы)
От того, как пройдет первое знакомство, засисит эффективность взаимодействия родителей и дошкольного учрежденя в дальнейшем. Представленная форма знакомства будет интересна родителям,т.к. постро...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....