Театральные игры и упражнения
картотека (подготовительная группа)

Театральные игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnye_igry.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры и упражнения.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски звуки.

Театрализованные игры влияют на личность ребёнка. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими видами деятельности. Следует включать игровые упражнения в самые различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда – импровизироваться.

Педагогу необходимо иметь в своём багаже множество игр, интересных и доступных для ребёнка, которые позволяют обыгрывать любую ситуацию и с помощью которых можно варьировать однотипные упражнения (на различение цвета высоты и длительности звука и пр.). Безусловно, научиться импровизировать в процессе игрового общения с детьми - дело очень не простое, поэтому лучше начинать с изучения театральных игр, с продумывания того, на что они направлены, как, в какой ситуации включить то или иное задание в общение с ребёнком и какой реакции можно от него ожидать. Постепенно, накапливая свой собственный опыт, педагог научится играть и даже самостоятельно придумывать разнообразные творческие задания, развивающие внимание, творческое воображение, речь, выразительность движения детей. Главное чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной игрой, увлекательной сказкой, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.  И также важно, чтобы наравне с детьми увлечён был и сам воспитатель. Вот этот обоюдный интерес и увлечённость помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать всё разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.

Однако, кроме увлечённости, необходимо ещё владение разнообразным репертуаром - литературным музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребёнка какие психические процессы они активизируют и развивают.

Для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное - это желание играть и немного фантазии, и тогда всё, что окружает, - мебель, посуда, камешки и листики - может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

1. Пальчиковая гимнастика.

1. Играем на барабане: ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

2. "Мы - мастера": постукивания кулаком правой руки по ровной ладони левой, потом-ребром ладони.

3. "Фонарики" (вращательные движения кистями обеих рук).

4. "Весёлые брызги" (отрывистые движения кистями рук сверху вниз, распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.)

5. "Лёгкий ветерок" (руки находятся на уровне лица ладонями к лицу, одновременное сгибание и разгибание пальцев обеих рук).

6. "Дятел" (ритмично постукивать разными пальцами одной руки по ладони другой).

7. "Цыплята" (большой указательный и средний пальцы собраны вместе, кисти рук двигаются вверх-вниз отрывисто, быстро перебирают пальцами обеих рук).

8. "Пальчики" (пальцы "шагают", "бегают" и "танцуют").

9. "Мы рисуем" (рисование пальцем как карандашом или как кисточкой).

10."Я играю" (пальцы играют как на балалайке, гармошке или пианино).

11.Застёгивание и расстёгивание пуговиц.

12.Собирание бус.

13.Шнурование ботинок.

14.Мозайка.

15.Конструктор.

2. Развитие моторики рук.

1. "Дружные пальчики".

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять!

                         (участвуют обе руки).

2.  Пять маленьких мышат  забрались в кладовку.

     В бочонках и банках орудуют ловко.

     На сыр забирается первая мышка,

     В сметану ныряет вторая малышка.

     А третья с тарелки всё масло слизала.

     Четвёртая в миску с крупою попала,  

     А пятая мышка медком угощается.

     Все сыты, довольны, вдруг - Кот просыпается!

                                (Одна из рук становится котом.)

     "Бежим", - пропищала подружкам малышка,

      И спрятались в норку проказницы мышки.

                                (Руки за спину.)

  1. "Цветок"

                               (кисть руки, пальцы-лепестки).

       Утром рано он закрыт,

       Но к полудню ближе,

       Раскрывает лепестки,

       Красоту их вижу.

       К вечеру цветок опять,

       Закрывает венчик –

       И теперь он будет спать,

       До утра, как птенчик.

4."Солнце утром рано встало"

    Солнце утром рано встало,

    Всех детишек приласкало.

                               ( Ладони скрещены, тыльные стороны запястий соприкасаются, Пальцы широко раздвинуты, образуя  "солнышко с лучами".)

3. Развитие речи. Артикуляционная гимнастика.

1. Покусайте кончик языка - "так мама шинкует капусту".

2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык-жало змеи.

4. Язык - тоненькая иголочка.

    "Ставим укольчики" поочерёдно в каждую щёку.

5. Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

6. Закройте глаза, представьте ночь.

     Сели на лошадку и поехали. Цокаем.

7. Достаньте кончиком языка нос.

8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

9. Погладьте зубками губы.

10. Языком кверху:

                 Ша- ша - ша,

Наша шуба хороша.

11.        - Здравствуйте, котята!

- Мяу, мяу, мяу.

- Здравствуйте, телята!

- Му - му - му.

         - Здравствуйте, мышата!

- Пи-пи-пи.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква - ква - ква.

12. Свои губы прямо к ушкам,

      Растяну я как лягушка,

      А теперь слонёнок я,  

      Хоботок есть у меня.

      А сейчас я – дудочка,  

      Дудочка - погудочка.

      Мне понравилось играть,

      Повторю-ка всё опять.

4. Скороговорки на развитие дикции.

1. Книга книгой, а мозгами двигай.

2. Волки рыщут - пищу ищут.

3. Много снега много хлеба.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Посреди двора дрова.

6. Дед Данила делил дыню.

7. От топота копыт пыль по полю летит.

8. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

9. У осы не усы, не усищи, а усики.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Был бы бык, а мясо будет.

12. Все бобры добры для своих бобрят.

13. Раз солгал - навек лгуном стал.

14. Наш  Полкан попал - в капкан.

15. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

16. В перелеске перепёл перепёлку перепел.

5. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

Перед тем, как предложить детям игры и упражнения для развития слухового внимания, следует провести своеобразную "настройку" слуха. С этой целью всем участникам игры предлагается сесть в удобной позе и послушать окружающее пространство с закрытыми глазами:

1. Звуки улицы. Внимательно послушать и отгадать, что там сейчас происходит  (птицы поют,  собаки лают, дети играют, машины проезжают, дождь идёт и т.д.). Условно назовём это "большим кругом" внимания.

2. Вслушаться в звуки, которые нас в данном помещении (имеется в виду всё здание). Можно услышать чьи-то шаги, голоса шум электричества и др. Это - средний круг внимания.

3. Вслушаться в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца и др.). Это-малый круг внимания, требующий наибольшей концетрации.

В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять (понимать, расшифровывать) различные звуки. Такие задания стимулируют развитие воображения, фантазии, речи и т.д.

В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушаться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:

  • Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (легковая или грузовая)?
  • Кто прошёл по коридору (ребёнок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?
  • Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной: (слов не разобрать) они спокойно беседуют, либо один что-то возбуждённо рассказывает, и т.д.?
  • Определить и рассказать,  что делает человек (слышен хруст откусываемого яблок, шелест ткани, бумаги, клеёнки и т.д.).
  • Определить по звуку, что находится в закрытой коробке (пуговицы,  деревянные палочки, песок и т.д.).

Однако при планировании подобных занятий нужно учитывать, что не всегда вокруг будут звучать чьи-то шаги,  голоса и т.д. Поэтому удобно использовать различные театральные шумы (аудиозапись).

Примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям:

1. Послушать запись шумов,  и отгадать, что происходит:

а) на улице,  какая погода?  (дождь, гроза, ветер и т.д.);

б) какой автомобиль проехал? (легковой,  грузовой, "Скорая помощь", пожарная или милицейская машина);

в) где сейчас мама: на кухне или в ванной.  

г) какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи);

д) отгадать, кто пришёл (по шагам);

е) рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребёнок, взрослый);

ж) придумать и рассказать  и т.д.

Используя запись театральных шумов, педагог постепенно увеличивает количество записанных фрагментов и таким образом определяет объём слуховой памяти. Вначале эти задания можно облегчить использованием картинок (карточек). Постепенно дети привыкают сосредотачивать своё внимание на прослушивании и запоминают последовательность и количество услышанных звуковых "картинок".

2. Послушать и нарисовать, что услышали:

а) где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне на берегу реки, дома с мамой);

б) кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку);

в) какая погода на улице? (дождь солнышко, ветер);

г) нарисовать машину, которая проехала (разные типы автомобилей);

д) над каким местом пролетает "ковёр-самолёт? (над морем, над лесом, над городом).

3. Послушать и изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т.д.

Далее задания могут усложняться и варьироваться по усмотрению педагога.

6. Упражнения на развитие зрительного внимания.

 Какого цвета лимон? (жёлтый). Давайте посмотрим, у кого в одежде есть жёлтый цвет (дети рассматривают одежду свою и своих товарищей). Затем педагог предлагает детям рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке, а затем вспомнить, что ещё бывает жёлтого (или другого) цвета. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов.

Для подсчёта правильных ответов удобно пользоваться любыми "фишками"- камешками, шишками, листиками и пр.

А можно внимательно, рассмотреть друг друга и обратить внимание на:

  • цвет волос (блондины, брюнеты, шатены, рыженькие);
  • цвет глаз (голубые, серые, карие, зелёные);
  • цвет одежды и обуви;
  • количество пуговиц, карманов;
  • рост друг друга;
  • размер ноги и т.д.

По указанным внешним признакам дети могут распределяться на подгруппы, рассаживаются или строятся в ряд друг за другом. Эти задания удобно детям предлагать в тот момент, когда педагог должен перейти к другой части занятия, поменять атрибуты и т. д., словом занять время и переключить внимание детей.  

7. Игры с предметами быта и игрушками.  

Для этих упражнений вообще не нужно никаких специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые окружают: карандаши, салфетки, листочки бумаги, нитки и пр. Подобные упражнения удобно проводить на прогулке, играя с листиками и камешками, веточками и другими случайными предметами.

Задания.

1. Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент.

2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.

3. Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут листики, камень, прищепка и другие предметы. Может быть, они "беседуют "о погоде, о  своих увлечениях, о своих соседях и т.д.

4. "Театр всевозможного". Каждый предмет с присущим ему характером и манерой поведения "играет" в небольшой сценке, которую придумали дети вместе с воспитателем Лучше всего такие сценки разыгрывать на столе, тогда в движении можно передать характер предмета-образа. Каждый ребёнок придумывает, что говорит его "актёр", каким голосом (нежным или грубым и т.д.).

5. Принести из дома любимую игрушку. Показать её всем и рассказать, как её зовут, какой у неё характер во что она любит играть.

6. Предложить двум детям побеседовать между собой от имени своих игрушек.

7. Устроить импровизированный концерт, исполняемый игрушками (игрушки исполняют песни, танцы, читают стихи, поют частушки и т.д.).

8. Творческие задания на развитие пантомимики.

Задания.

1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.):

  • смотрится в зеркало ;
  • пробует любимое блюдо
  • пробует нелюбимое блюдо
  1. Диалоги – пантомимы:
  • разговор двух "иностранцев", не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например :в магазине ,на вокзале в аптеке и т. д .;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

3. Загадки – пантомимы:

  • в магазине (игрушек, овощном, гастрономе ,мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке ;
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте,  поезде и пр.);
  • отгадать, какая на улице погода;
  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).

4.Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

5.Показать частями тела:

  • как твои плечи говорят: "Я горжусь";
  • как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек";
  • как твой палец говорит:  Иди сюда!"
  • как твои глаза говорят: "Нет";
  • как твой рот говорит: "М –м -м, я люблю это печенье...";
  • как твоё ухо говорит: "Я слышу птичку";
  • как твой нос говорит: "Мне что не нравиться..."

9. Этюды на развитие творческого воображения.

Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического "если бы", т.е. с предполагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации.

1. Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.

2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- королевский трон;  

- аквариум с экзотическими рыбками;

- костёр;

- куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

- кирпич;

- кусок торта;

- бомба;

- фарфоровая статуэтка и т.д.

4. Взять со стола карандаш так, как будто это:

- червяк;

- горячая печёная картошка;

- маленькая бусинка.

5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

6. Выполнять различные движения:

  • чистить картошку;
  • нанизывать бусы на нитку;
  • есть пирожное и т.д.

7. Игра "Скульптор и Глина". Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале. Договариваются между собой, кто из них "Скульптор",а кто - "Глина".Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем играющие меняются ролями.

Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор.

После разгадки Скульптора (Глина) расколдовывается и перестаёт сохранять позу.

8. Игра "Зеркало". Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто - "Человеком, смотрящимся в зеркало" (как в предыдущей игре). Далее дети принимают любые позы, а "Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами.

Примечание: это упражнение можно использовать на занятиях как физкультминутку. 

10. Этюды на общение.

Задания (в руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные игрушки).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

     а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

в) один из гостей опоздал:  попросить прощение за опоздание.

г) один из гостей нечаянно  разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:

а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);

б) зайти к заведующей (методисту, логопеду и др.) и передать ей сообщение;

в) объяснить"маме", почему испачкана одежда после посещения детского сада;

г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.

Примечание: в содержании этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.  

11. Творческие задания на развитие воображения и речи для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выполнить действия:

а) зайти в комнату в образе какого-либо персонажа (например, Буратино) и поздороваться с детьми;

б) сделать то же самое и попрощаться с детьми;

в)  поздравить с праздником;

г)  спросить, какая на улице погода, который час и т.д.  

 

12. Игры на импровизацию диалогов

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребёнок играет определённую роль (Красной Шапочки, Буратино и т.д.).

Задания

1.Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с имеющимися у каждого ребёнка карточками (например, Красной Шапочками и Крокодила Гены, Колобка и Снежной Королевы, и т.д.).

2.Придумать разговор сказочных персонажей по телефону (аналогично предыдущему заданию).

3.Придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой другому (Буратино - Чебурашке, Чебурашка - Буратино и т.д.).

13. Театрализованные игры.

Театральные этюды.

1. Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

2. Берём снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

3. Мальчик гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки мальчика.

4. У ребёнка в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

5. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.

6. "Умываемся".

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щёчки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо –

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдём мы играть,

А на чём поедем - вы должны сказать.

(Самолёт, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Стоп! Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух, Накачали.

7. " Кошки-мышки".

Эта ручка - Мышка,

Эта ручка - Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребёт,

Мышка корочку грызёт.

Кошка это слышит и крадётся к мыши.

Мышка, царапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка всё сидит и ждёт:

"Что же Мышка не идёт?".  

8. "Мишка".

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит?

                   (Медведь.)

Вот он - Мишенька-медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мёд,

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу,

Сластёна косолапый.

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчёлы жалят Мишку:

"Не ешь наш мёд, воришка!"

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает,  

И пчёлок вспоминает...

14. Упражнения для снятия мышечного напряжения

1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.

Задание: поздоровайтесь поочерёдно за обе руки, с одной и с другой стороны.

2. Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

3. Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движение. На слово" земля" - руки вниз. На слово "вода"- руки перед собой. На слово" воздух"- руки вверх. На слово "огонь"- вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

4. Русская народная игра "Пень-колода".

Дети стоят в кругу, при помощи считалки выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: Пень- колода, пень - колода, Просидишь до нова года!

5. Русская народная игра "Капуста".

Дети стоят цепочкой, первый" накручивает "(закручивает)  эту цепочку детей. Потом последний закручивает всех на себя. При этом все говорят: "Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок. Не женися, не женися, молодой женишок".                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»

Цель: ознакомление  педагогов с   театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения....

Мастер-класс для педагогов «Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника»

Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). П...

Мастер-класс для педагогов "Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника"

Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников через систему подобранных игр и упражнений....

Развитие коммуникативных навыков детей через театральные игры и упражнения

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...